Формы воспитательной работы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы

Эффективность воспитательной работы с сотрудниками во многом зависит от того, в каких формах и с помощью каких методов она осуществляется. Формы и методы воспитательной работы с сотрудниками – это те же формы и методы воспитания в общепринятом смысле, но применяемые в специфических условиях УИС.

Следует отметить, что в педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы. В начале семидесятых годов шла многолетняя дискуссия на страницах журнала «Советская педагогика» об основаниях этой классификации, которая ни к чему не привела.

Давая характеристику форме воспитательной работы, прежде всего имеем в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений. Так, Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Невозможно перечислить и тем более охарактеризовать все формы воспитательной работы. Отметим лишь некоторые из них, действующие во всех видах их совместной деятельности и являющиеся наиболее распространенными. К наиболее распространенной форме воспитания в учреждениях и органах УИС, которая прошла апробацию и приносит позитивные результаты, относится индивидуально-воспитательная работа. Данная работа проводится руководящим составом всех уровней учреждений, органов и служб УИС со своими подчиненными.

Непосредственно связанная с решением служебных задач, она направлена в первую очередь на формирование в коллективах здорового морально-психологического климата, предупреждение нарушений законности и дисциплины, повышение профессионализма сотрудников, их ответственности за выполнение своих служебных обязанностей. В силу своей значимости, действенности индивидуальная воспитательная работа выдвигается на одно из первых мест в системе повседневного влияния на личный состав УИС.

По количеству участников выделяют индивидуальную и коллективную воспитательную работу.

Организация и осуществление индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками УИС преследует следующие основные цели:

- приобретение необходимых профессиональных знаний, навыков, умений и качеств;

- повышение уровня профессионализма и овладение передовыми методами служебной деятельности; выработку сознательного отношения к выполнению служебного и воинского долга, иммунитета к негативным воздействиям;

- соблюдение законности и служебной дисциплины;

- воспитание патриотизма и гражданственности.

Только от конкретного лица зависит степень его сопротивляемости деформирующему воздействию со стороны объективных факторов, которыми наполнена его профессиональная деятельность. Руководству следует знать, что деформация развивается у сотрудников в течение первых 4-5 лет службы и выражается в цинизме, замкнутости, корыстности, безразличии к личности-объекту профессиональной деятельности, формальное отношении к людям.

В повседневной деятельности нет таких вопросов, где бы индивидуально-воспитательная работа не могла найти своего применения. В тоже время она имеет ряд черт, которые раскрывают ее сущность, подчеркивают ее отличие и определенные преимущества перед групповыми формами воспитания.

Среди таких черт модно выделить:

- обладает наибольшей целеустремленностью и конкретностью, т.к. проводится с конкретным человеком и преследует конкретные актуальные для каждого момента цели;

- характеризуется оперативностью, может проводиться в любое время, в любой обстановке;

- присуща наиболее высокая нравственность. Это обеспечивается применением самых разнообразных средств и методов личного влияния на сотрудников с учетом их индивидуальных особенностей как в общем, плане, так и с учетом реакции на эти воспитательные влияния в конкретной ситуации.

Для руководящего состава проведение индивидуально-воспитательной работы с личным составом является прямой служебной обязанностью.

Наиболее широко в рамках индивидуально-воспитательной работы используются:

- индивидуальные беседы;

- индивидуальные задания и поручения;

- индивидуальная помощь;

- индивидуальный контроль;

- заслушивание отчетов и сообщений сотрудников;

- посещение сотрудников по месту жительства;

- использование средств дисциплинарного и морального воздействия.

Самым распространенным мероприятием индивидуально-воспитательной работы является беседа. Главное ее достоинство доверительный, товарищеский характер, что определяет исключительную силу воспитательного воздействия. Кроме бесед с самим сотрудником, практикуется их проведение с родственниками, непосредственными начальниками подчиненного. Индивидуальные беседы обязательно должны сочетаться с другими мероприятия индивидуально-воспитательной работы.

В индивидуально-воспитательной работе с сотрудниками большое значение имеет использование дисциплинарных прав, предоставленных начальником. Меры дисциплинарного воздействия направлены на повышение ответственности сотрудника за результаты своей служебной деятельности, укрепление дисциплины. Поощрение способствует выработке у подчиненного стремления более качественно выполнять свой долг, приобретению уверенности в своих силах, развитию активности и инициативы.

Для эффективности реализации дисциплинарных полномочий руководителю необходимо учитывать ряд требований:

- поощрение и взыскание должны иметь фактическое обоснование.

- избранная мера должна соответствовать степени заслуг или тяжести проступка сотрудника.

- при определении меры поощрения или вида взыскания необходимо учитывать особенности личности сотрудника, его стаж службы, другие обстоятельства.

Практика свидетельствует, что к организации и проведению индивидуально-воспитательной работы руководителям необходимо подходить комплексно, использовать различные ее формы и методы, учитывать личностные особенности сотрудника, осуществлять воздействие на подчиненного постоянно, в различных сферах его деятельности и быта.

Планирование и учет индивидуально-воспитательной работы с работниками УИС фиксируются в тетрадях индивидуально-воспитательной работы соответствующих руководителей.

В рамках коллективной воспитательной работы проводятся общие собрания работников УИС:

- в отделах и службах учреждений и органов УИС - не реже одного раза в квартал;

- в подразделениях курсантов (слушателей) образовательных учреждений ФСИН России - не реже одного раза в квартал;

- в учреждениях и органах УИС - не реже одного раза в полугодие.

Решениями общих собраний создаются общественные формирования, необходимые для улучшения морально-психологического климата, укрепления законности и служебной дисциплины, организации культурно-досуговой работы, которые утверждаются приказами руководителей учреждений и органов УИС.

В соответствие с Приказом ФСИН России № 555 по содержанию воспитательная работа с сотрудниками УИС подразделяются на:

- информационно-пропагандистскую работу;

- работу по укреплению законности и служебной дисциплины;

- социальную работу;

- культурно-досуговую работу.

Воспитательное воздействие на работников УИС осуществляется с использованием следующих форм информационно-пропагандистской работы:

- занятия по общественно-государственной подготовке;

- плановое, оперативное общественно-политическое и государственно-правовое информирование, просмотр учебных кино- и видеофильмов, общие собрания, прямое обращение руководителей всех уровней к работникам УИС, научно-практические конференции, тематические вечера, применение средств наглядной агитации и др.

Общественно-государственная подготовка (далее - ОГП), общественно-политическое и государственно-правовое информирование (далее - ОПГПИ) проводятся в системе служебной подготовки и оперативного информирования сотрудников УИС и являются основными формами патриотического, нравственного, правового и экономического воспитания работников УИС.

Уровень и качество знаний по ОГП одни из основных критериев оценки работников УИС при их аттестации и перемещении по службе.

ОГП и ОПГПИ проводятся во всех видах оперативно-служебной, служебно-боевой, производственно-хозяйственной деятельности учреждений и органов УИС.

Деятельность по информированию личного состава строится на основе строгого соблюдения принципов научности, правдивости, тесной связи с жизнью. В ходе занятий по ОГП, при проведении ОПГПИ основное внимание уделяется изучению законодательства Российской Федерации, истории и традиций УИС, реформирования УИС, педагогики и психологии, норм права, практики обучения и воспитания работников УИС, правил обращения с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений.

ОПГПИ проводится нештатными информационно-пропагандистскими группами, руководством учреждений и органов УИС, должностными лицами органов воспитательной работы с работниками УИС, ветеранами УИС:

- с сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России, профессорско-преподавательским составом научно-исследовательских и образовательных учреждений высшего профессионального образования ФСИН России - не реже двух раз в квартал по тридцать минут;

- с сотрудниками учреждений и органов УИС (кроме ФСИН России и учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России) - не реже одного раза в месяц по тридцать минут;

- с курсантами (слушателями) образовательных учреждений ФСИН России - не реже одного раза в неделю по тридцать минут;

- с переменным составом учебных центров учреждений и органов УИС - не реже одного раза в неделю по тридцать минут.

Тематика ОПГПИ определяется органами воспитательной работы с работниками УИС и утверждается начальниками учреждений и органов УИС.

Общее руководство и ответственность за организацию занятий по ОГП возлагаются на начальников учреждений и органов УИС, а планирование - на соответствующих заместителей начальников, курирующих работу с личным составом. Непосредственную организацию и контроль за проведением занятий осуществляют должностные лица органов воспитательной работы с работниками УИС.

Уровень влияния ОГП на показатели оперативно-служебной деятельности определяется по сформированности у сотрудников гражданской зрелости, четкой ориентации в вопросах государственной политики в области социально-правовых отношений, в сфере укрепления законности, соблюдения принципов Кодекса чести рядового и начальствующего состава УИС.

Контроль организации занятий ОГП и проведения ОПГПИ, усвоения пройденных тем по ОГП осуществляется при проведении контрольных занятий по итогам обучения, а также в ходе инспектирования, контрольных проверок, целевых проверок и итоговых проверок профессионального образования сотрудников учреждений и органов УИС.

В заключении следует подчеркнуть, что каждая вышеназванная форма работы является результатом творчества целого коллектива учреждения по работе с личным составом. Поэтому умение эффективно использовать наиболее действенные формы – есть важнейшее профессиональное качество работника кадрового аппарата.

ФОРМЫ (ВИДЫ) ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ УИС
 
по количеству участников
индивидуальная воспитательная работа коллективная воспитательная работа
 
по содержанию
- работа по укреплению законности и служебной дисциплины
- социальная работа
- культурно-досуговая работа
- информационно-пропагандистская работа занятия по общественно-государственной подготовке (ОГП); плановое, оперативное общественно-политическое и государственно-правовое информирование ОПГПИ, просмотр учебных кино- и видеофильмов, общие собрания, прямое обращение руководителей всех уровней к работникам УИС, научно-практические конференции, тематические вечера, применение средств наглядной агитации и др.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: