субъектов Российской Федерации в 2012-2014 годах [22]
млрд. рублей
2012 год | 2013 год | 2014 год | ||||
в %% к преды-дущему году | прогноз | в %% к преды-дущему году | прогноз | в %% к преды-дущему году | ||
Доходы, всего | 7 295,4 | 103,8 | 7 746,4 | 106,2 | 8 277,1 | 106,9 |
в том числе: | ||||||
налоговые и неналоговые доходы | 6 160,5 | 108,4 | 6 729,9 | 109,2 | 7 312,5 | 108,7 |
межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней | 1 134,9 | 84,5 | 1 016,5 | 89,6 | 964,7 | 94,9 |
Расходы, всего | 7 516,7 | 106,1 | 7 942,7 | 105,7 | 8 425,9 | 106,1 |
Дефицит | -221,3 | -196,3 | -148,8 |
Таким образом, межбюджетные отношения представляют систему оказания финансовой помощи региональным и местным органам власти, которые в силу сложившихся определенных условий не обеспечены достаточными средствами для осуществления своих полномочий, а также стимулирование наращивания налогового потенциала, рационального и эффективного их расходования.. Межбюджетные отношения также направлены на законодательное закрепление между органами власти разных уровней доходных и расходных бюджетных полномочий, основанное на принципах бюджетного федерализма. В условиях экономического кризиса и дефицитности бюджетов, эффективные межбюджетные отношения приобретают все большее значение.
|
|
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается необходимость организации межбюджетных отношений?
2. Дайте определения видов финансовой помощи бюджетам системы Российской Федерации? В чем заключается специфика каждого вида?
3. С какой целью осуществляется расчет налогового потенциала территории?
4. В чем заключается сущность бюджетного федерализма?
5. Каким образом распределяются дотации из федерального бюджета?
6. С какой целью используются субвенции из федерального и региональных бюджетов?
Лекция 7.Основы планирования и финансирования расходов бюджетов
Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) – система организации бюджетного процесса и регионального (муниципального) управления, при которой планирование расходов осуществляется в непосредственной связи с достигаемыми результатами [33, с.21].В Российской Федерации актуальность БОР обозначилась в связи с принятием Концепции реформирования бюджетного процесса, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».
В числе общих задач бюджетирования, ориентированного на результат, можно выделить:
– осуществление совершенствования методов планирования бюджетных расходов на основе требований, установленных к конечному результату;
– ведение регулярного учета эффективности бюджетных расходов, в том числе, на основе опросов потребителей бюджетных услуг;
|
|
– составление бюджетных заявок на основании альтернативных методов достижения целей в рамках бюджетирования, ориентированного на результат;
– закрепление требований количественной оценки качественных результатов;
– осуществление перехода от сметного финансирования бюджетных учреждений к программно-целевому финансированию и расширению их самостоятельности в части распоряжения полученными средствами в соответствии с поставленными задачами.
В рамках перехода к бюджетированию, ориентированному на результат, механизм финансирования образования постепенно изменяется. Так, был осуществлен переход в регионах на нормативное подушевое финансирование учреждений. При этом нормативное подушевое финансирование реализации в Образовании образовательных программ должно основываться на следующих принципах[42, с. 89]:
– прозрачности планирования расходов на финансирование образовательных учреждений, реализующих образовательные программы;
– объективности распределения средств в системе образования;
– нормативного способа планирования затрат и формульное распределение средств;
– четкого определения границ ответственности регионального и местного бюджетов за финансирование образовательных учреждений;
– стимулирования развития образовательных учреждений и повышения качества образования;
– обеспечения финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений.