Основные принципы и направления реформирования ЖКХ

Реформа жилищно-коммунального хозяйства включает в себя широкий перечень направлений деятельности, подлежащих преобразованию в соответствии с задачами, провозглашенными Законом РФ от 24 декабря 1992 г. №4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики». Процесс реформирования отрасли и ее финансовых основ предусматривает:

· перевод жилищно-коммунального хозяйства на режим безубыточного функционирования;

· демонополизацию жилищно-коммунального хозяйства и создание условий для конкуренции в этой сфере, переход на договоренные отношения между заказчиками жилищно-коммунальных услуг и исполнителями;

· совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциацию в зависимости от качества и местоположения жилья;

· упорядочение системы социальной защиты населения и существующей системы льгот, адресную направленность выделяемых на эти цели средств;

· организацию и совершенствование деятельности муниципальных центров по предоставлению гражданам компенсаций или субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;

· государственный контроль за тарифной политикой в сфере ЖКХ.

Перспективные направления бюджетного финансирования сферы материального производства и ЖКХ

В период 2013 - 2015 годов будет продолжена реализация комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года. В связи с этим в проекте федерального бюджета предусматриваются бюджетные ассигнования в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 65,3 млрд. рублей в 2013 году, 70,1 млрд. рублей в 2014 году и 37,5 млрд. рублей в 2015 году.

При формировании указанных предложений учитывалась необходимость обеспечения предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации (муниципальным образованиям):

- на капитальный ремонт многоквартирных домов;

- на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в части многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, общей площадью 10,53 млн. кв. м, с учетом доли финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов от 50% до 70% с учетом расчетного уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

- на возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства части затрат (до 50% от процентной ставки рефинансирования, установленной Центробанком) на уплату процентов по долгосрочным кредитам, полученным на модернизацию и развитие систем (объектов) коммунальной инфраструктуры.

- до 2018 года:

снижение показателя превышения среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) по отношению к индексу потребительских цен до уровня не более 2,2 процентных пункта;

увеличение количества выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 815 тысяч в год;

создание для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет;

снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса;

- до 2020 года - предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия.

Приоритетом бюджетной политики в 2013 - 2015 годах в сфере экономики остается финансовая поддержка масштабных экономических преобразований, направленных на формирование новой модели экономического роста. Конечная цель преобразований - обеспечение Российской Федерации значимого места в международном разделении труда не только в качестве поставщика сырья и энергоносителей, но и как обладателя прав на передовые технологии в ряде секторов экономики.

Для адаптации отраслей российской экономики при вступлении Российской Федерации в ВТО разработан комплекс мер, направленный на сохранение поддержки производителей сельхозтехники, автомобилей, воздушных судов, а также по глубокой переработке свинины. Разработанные меры поддержки отвечают нормам ВТО и не являются запрещенными.

Формирование бюджетных ассигнований, в части национальной экономики, осуществляется с учетом необходимости повышения качества программно-целевого планирования и обеспечения роста эффективности использования в 2013 - 2015 годах бюджетных инвестиций и текущих расходов, приоритетности направления расходов федерального бюджета на завершение уже начатых проектов, в области поддержки строительства воздушных судов, судостроения, атомной и космической промышленности, и исключения финансирования вновь начинаемых обязательств и объектов инвестиций, а также не учтенных при формировании бюджета 2012 - 2014 годов. Новые проекты приоритезированны, а их финансирование будет осуществляться исходя из возможностей бюджетной системы, при этом основным фактором, влияющим на принятие решения о предоставлении государственной поддержки, станет интерес со стороны частных инвесторов к софинансированию инвестиционных проектов.

В течение 2013 - 2015 годов будет осуществлен переход от пообъектного направления бюджетных инвестиций и текущих расходов к программно-целевому методу и инвестиционным проектам. Выбор инвестиционных проектов, которым оказывается государственная поддержка, за счет предоставления бюджетных инвестиций, будет осуществляться на основании:

- наличия интереса частных инвесторов к реализации инвестиционного проекта;

- возможности получения дохода после реализации инвестиционного проекта;

- осуществления управления инвестиционным проектом частным инвестором, с опытом реализации сопоставимых проектов;

- наличие положительного коммерческого эффекта, для всех участников проекта;

- вклада проекта в реализацию инновационной политики и его влияния на развитие рынка инноваций.

В 2013 году и среднесрочной перспективе приоритетами бюджетной политики в сфере промышленности гражданского назначения будут являться авиастроение и фармацевтика.

Основными инструментами государственной поддержки приоритетных отраслей промышленности гражданского назначения будут являться федеральные целевые программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" и "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу".

Будут продолжены меры поддержки автомобильной промышленности. Расходы на эти цели составят в 2012 году 9,8 млрд. рублей, в 2013 году - 7,6 млрд. рублей, в 2014 году - 6,6 млрд. рублей, в 2015 году - 5,6 млрд. рублей.

В 2013 году в том числе продолжится выделение субсидий автопроизводителям, реализующим инвестиционные и инновационные проекты, направленные на модернизацию основных фондов предприятий отрасли, повышение конкурентоспособности продукции автомобилестроения на внутреннем рынке. На указанные цели в 2013 - 2015 годах предполагается направлять из федерального бюджета порядка 5,6 млрд. рублей ежегодно.

В 2014 году завершается программа субсидирования льготных кредитов, выданных кредитными организациями физическим лицам на приобретение новых автомобилей. Объемы финансирования программы в 2012 - 2014 годах составляют 3,3 млрд. рублей, 2,1 млрд. рублей и 1,0 млрд. рублей соответственно.

В среднесрочной перспективе будет продолжена практика предоставления субсидий предприятиям различных отраслей гражданской промышленности и взносов в уставные капиталы, осуществляемых вне рамок федеральных целевых программ, выделяемых в основном для осуществления мероприятий по техническому перевооружению и модернизации предприятий, созданию инновационных продуктов, продвижению промышленной продукции на международный рынок и повышению ее конкурентоспособности. Расходы на предоставление субсидий в 2012 году составят 23,8 млрд. рублей, в 2013 году - 18,3 млрд. рублей, в 2014 году - 15,5 млрд. рублей и в 2015 году - 0,6 млрд. рублей. Снижение объемов предоставляемых субсидий объясняется завершением предоставления антикризисных мер поддержки промышленности, введенных в 2009 - 2010 годах, а также в связи с изменением форм поддержки промышленности. Взносы в уставные капиталы, осуществляемые в сфере гражданской промышленности, в 2013 году составят 13,3 млрд. рублей, в 2014 году - 5,7 млрд. рублей, в 2015 году - 5,9 млрд. рублей.

Инвестиционный фонд Российской Федерации - часть средств федерального бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. На указанные цели в федеральном бюджете в 2013 году планируется направить - 18,3 млрд. рублей, в 2014 году - 14,5 млрд. рулей, в 2015 году - 13,6 млрд. рублей.

В 2013 - 2015 годах продолжится реализация ряда инвестиционных проектов, имеющих общефедеральное значение, с учетом принятых решений Правительства Российской Федерации.

Увеличение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации в 2013 - 2014 гг. против объемов, предусмотренных в Федеральном законе от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" на 0,75 млрд. рублей в 2013 и на 14,2 млрд. рублей в 2014 году, связано с внесением изменений в паспорт инвестиционного проекта "Строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва" в части корректировки сроков и объемов бюджетных ассигнований с соответствующим распределением за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.

Указанные средства позволят завершить инвестиционные проекты, направленные на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и (или) развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное и региональное значение, исходя из принятых обязательств Российской Федерации.

В 2015 году будет завершена реализация всех инвестиционных проектов в соответствии с принятыми обязательствами Российской Федерации, в том числе инвестиционные проекты, утвержденные распоряжениями Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 N 1708-р и от 18.08.2007 N 1082-р, реализуемых за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: "Строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва" и "Разработка проектной документации для реализации "Строительство и эксплуатация на платной основе автомобильной дороги "Краснодар - Абинск - Кабардинка".

На реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства планируется направить в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в 2013 году - 21,8 млрд. рублей, в 2014 году - 23,0 млрд. рулей, в 2015 году - 23,0 млрд. рублей.

Основным направлением в 2013 - 2015 годах будет обеспечение доступа к финансовым ресурсам малых и средних компаний, которые в настоящее время являются лидерами модернизации экономики.

Сформирован комплекс мероприятий, в том числе:

- субсидирование расходов по лизингу оборудования;

- субсидирование расходов по инновационным проектам;

- поддержка резидентов частных парков (субсидии на выкуп недвижимости или покрытие затрат по аренде помещений парка, на которых осуществляется производственная деятельность предпринимателя).

При этом продолжится реализация наиболее востребованных направлений государственной поддержки, таких как:

- поддержки малых инновационных компаний;

- повышение капитализации специальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (микрофинансовые центры, гарантийные фонды, фонды прямых инвестиций);

- создание центров кластерного развития, центров прототипирования, центров дизайна, центров коллективного доступа к оборудованию;

- создание бизнес-инкубаторов.

Указанные меры будут способствовать дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства и формированию отраслевой структуры, соответствующей задачам инновационного развития российской экономики.

Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на поддержку транспорта планируется в 2013 году в размере 247,8 млрд. рублей, или с сокращением к 2012 году на 43,3 млрд. рублей, в 2014 году - 180,0 млрд. рублей, в 2015 году - 177,0 млрд. рублей.

Отклонение объема бюджетных ассигнований на указанные цели в 2013 году в сравнении с 2012 годом обусловлено:

- завершением государственной поддержки ОАО "РЖД" в целях проведения работ по капитальному ремонту объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в сумме 22,2 млрд. рублей, поскольку данная государственная поддержка носила разовый характер;

- снижением объемов бюджетных ассигнований, направляемых на увеличение уставного капитала ОАО "РЖД", в том числе в целях реализации инвестиционных проектов по комплексной реконструкции, строительству вторых железнодорожных путей и электрификации участка Выборг - Приморск - Ермилово, а также развития инфраструктуры станции Гремячая на сумму 8,0 млрд. рублей, так как указанная государственная поддержка носила разовый адресный характер;

- завершением мероприятий по увеличению уставного капитала акционерного общества "Улан-Баторская железная дорога" в сумме 4,0 млрд. рублей, поскольку данная государственная поддержка носила разовый характер;

- завершением государственной поддержки субсидирования железнодорожных перевозок ОАО "РЖД" новых автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, на железнодорожные станции, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, и в обратном направлении в сумме 2,8 млрд. рублей в связи с тем, что данная государственная поддержка предполагалась на срок не более трех лет до выхода автопроизводителя ОАО "Соллерс" на проектные мощности.

Отклонение объема бюджетных ассигнований в 2014 году в сравнении с 2013 годом обусловлено:

- вводом в эксплуатацию в 2013 году объектов транспортной инфраструктуры в рамках подготовки к XXII Олимпийским зимним играм и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года в г. Сочи в сумме 21,3 млрд. рублей;

- оказанием государственной поддержки обеспечения безубыточности пригородных железнодорожных пассажирских перевозок в сумме 12,5 млрд. рублей;

- завершением в 2013 году создания Комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте в сумме 12,0 млрд. рублей;

- завершением реализации ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" в сумме 7,2 млрд. рублей.

Отклонение объема бюджетных ассигнований в 2015 году в сравнении с 2014 годом в основном обусловлено снижением объема субсидий АНО "Транспортная дирекция Олимпийских игр" на 3,1 млрд. рублей в связи с завершением мероприятий по подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи.

В 2013 - 2015 годах за счет средств федерального бюджета планируется продолжить реализацию мероприятий в сфере транспорта, в том числе:

- содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, включая обеспечение технологической связью, в целях обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях;

- развитие транспортной инфраструктуры в составе федеральных целевых программ и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы;

- обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока и г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении путем сдерживания цен на авиабилеты в салонах экономического класса и развития конкуренции на установленных маршрутах;

- субсидирование авиационных федеральных казенных предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для обеспечения не покрываемых доходами расходов предприятий, эксплуатирующих аэродромы, находящиеся в федеральной собственности;

- компенсацию потерь в доходах в связи с государственным регулированием тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах;

- обеспечение доступности железнодорожных перевозок пассажиров из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации.

Указанная государственная поддержка определена исходя из необходимости привлечения дополнительного финансирования в транспортную отрасль, в том числе путем:

- совершенствования механизмов и условий государственно-частного партнерства, в том числе путем внедрения новой формы концессионных соглашений - контрактов жизненного цикла, выпуска инфраструктурных облигаций, привлечения средств национальных институтов развития;

- корректировки нормативов затрат на содержание внутренних водных путей в целях повышения безопасности судоходства;

- взимания платы за пользование инфраструктурой внутренних водных путей в целях увеличения производственной программы по обеспечению габаритов судовых ходов и улучшения технического состояния судоходных гидротехнических сооружений;

- ежегодной индексации ставок сборов, взимаемых федеральными казенными предприятиями за взлет и посадку воздушных судов, исходя из уровня инфляции, в целях повышения доходов предприятий.

Кроме того, объем предусмотренных бюджетных ассигнований обусловлен:

- целесообразностью завершения отдельных мер государственной поддержки транспорта, не являющихся полномочиями Российской Федерации;

- поэтапным снижением объема государственной поддержки из федерального бюджета в целях обеспечения безубыточности пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в связи с необходимостью возмещения субъектами Российской Федерации в полном объеме потерь в доходах пригородных железнодорожных перевозчиков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на указанные перевозки.

Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на дорожное хозяйство прогнозируется в 2013 году на уровне 450,1 млрд. рублей, в 2014 году - 504,4 млрд. рублей, в 2015 году - 510,9 млрд. рублей, в том числе дополнительно на реализацию задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., в 2014 году - 26,7 млрд. рублей, в 2015 году - 63,2 млрд. рублей.

Финансирование мероприятий в сфере дорожного хозяйства за счет средств федерального бюджета осуществляется в рамках ассигнований Федерального дорожного фонда.

Базовый размер ассигнований Федерального дорожного фонда в 2013 году составляет 284,2 млрд. рублей, в 2014 году - 298,4 млрд. рублей, в 2015 году - 313,3 млрд. рублей.

Прогнозные значения отдельных видов доходов федерального бюджета, учитываемых при формировании ассигнований Федерального дорожного фонда в соответствии со статьей 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в 2013 году составляют 141,2 млрд. рублей, в 2014 году - 156,4 млрд. рублей, в 2015 году - 134,4 млрд. рублей.

Бюджетные ассигнования Федерального дорожного фонда планируется направить на реализацию мероприятия по развитию сети автомобильных дорог общего пользования в рамках федеральных целевых программ и непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы в 2013 году в сумме 263,2 млрд. рублей, в 2014 году - 273,6 млрд. рублей и в 2015 году - 271,3 млрд. рублей, из них на предоставление субсидии Государственной компании "Автодор" на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в 2013 году в сумме 84,4 млрд. рублей, в 2014 году - 95,0 млрд. рублей и в 2015 году - 104,2 млрд. рублей.

В соответствии с положениями Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расходы федерального бюджета в 2014 - 2015 годах на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения сформированы с учетом необходимости обеспечения установленных нормативов финансовых затрат в полном объеме.

Бюджетные ассигнования на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения планируются в 2013 году в сумме 181,9 млрд. рублей (на 44,1% выше уровня 2012 года), в 2014 году - 225,6 млрд. рублей, в 2015 году - 234,2 млрд. рублей, в том числе субсидии Государственной компании "Автодор" на доверительное управление федеральными автомобильными дорогами в 2013 году в сумме 12,2 млрд. рублей, в 2014 году - 18,5 млрд. рублей и в 2015 году - 13,6 млрд. рублей.

Таким образом, бюджетные ассигнования Федерального дорожного фонда в 2013 - 2015 годах сформированы с целью обеспечения стабильными долгосрочными источниками финансирования дорожного хозяйства с учетом созданных региональных дорожных фондов.

Дополнительные источники финансирования развития дорожного хозяйства с учетом снижения объемов финансирования из федерального бюджета в 2015 году могут быть обеспечены за счет привлечения средств из внебюджетных источников при использовании единых комплексных контрактов на проектирование, строительство и эксплуатацию автомобильных.

При этом расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на развитие инфраструктуры имеют положительную динамику, что соответствует положениям Бюджетного послания (таблица 17).

Таблица 17


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: