Духовная культура. На этапе формирования первых древних государств начинает формироваться мифологическое мировоззрение

На этапе формирования первых древних государств начинает формироваться мифологическое мировоззрение.

Основные предпосылки мифологического мышления:

во-первых, человек не выделял себя из окружающей среды - природной и социальной;

во-вторых, человек переносил на природные объекты свои собственные свойства, чувства, наделял их душами и духами.

Слово «миф» происходит от греческого mythos, которое в глубокой древности обозначало «слово», «высказывание», «историю», «предание».

Мифы изучают ученые многих областей знания. Для этого используются материалы истории, археологии, антропологии и других дисциплин.

Мифология - этот термин обозначает и совокупность мифов, и науку о них, и форму мировоззрения.

Мифология - основная форма мировоззрения древнего человека. На ранних стадиях развития мифы были примитивны, кратки, элементарны по сюжету и содержанию.

Мифология тесно связана с религией, идеологией, наукой, литературой, искусством. Мировые религии (христианство, ислам, буддизм) «наполнены» мифами. Литература выросла из мифа (сказки, героический эпос, легенды, исторические предания).

Мифология выполняла главную мировоззренческую задачу – она была для человека основным способом понимания мира и места в нем человека.

То есть миф как мировоззрение объясняет человеку как устроен мир.

Признаки мифологического мировоззрения:

1. Человек воспринимает окружающую среду так же как и себя, т.е как некое абстрактное существо (не отделял себя от природы).

2. Человек наделяет окружающую среду личными качествами.

3. Человек проецирует свои отношения на природу.

В мифологии существует свое замкнутое мифологическое пространство – это его законченность, завершенность, гармоничность и целостность. Недостаток знания о мире миф компенсирует фантазией, изобилием деталей повествования.

Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (соотношение настоящего и будущего). Таким образом с помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений.

Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни.

Основные темы мифов:

a) о происхождении людей – антропогонические мифы;

b) о происхождении солнца, луны, звезд - солярные, лунарные, астральные мифы;

c) о происхождении мира, вселенной - космогонические (содержат идею творения - креационная: мир создан сверхъестественным существом - богом-творцом, великим колдуном и т. п. или идею развития - эволюционная: мир возник постепенно из некоего первоначального бесформенного состояния - хаоса, мрака, воды, яйца и т.д.);

d) о происхождении богов - теогонические мифы;

e) о чудесном рождении, о судьбе, о смерти и бессмертии, о загробной жизни;

f) пророчества о конце света - эсхатологические мифы;

g) о культурных героях (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия, возникновение искусств, установление обычаев, обрядов, правил поведения, социальных институтов);

h) о героях-антиподах - близнечные мифы (два героя-антипода: один олицетворяет добро, другой - зло, один творит благо, другой наносит вред);

i) о смене, череде природных циклов - календарные мифы (отражение труда земледельца и скотовода, способов их профессиональной деятельности в зависимости от смены времен года, природно-климатических условий и т. д.).

Характерные черты мифа:

ü отождествление фантазии с реальностью;

ü объяснение действительности в наглядно-образной форме;

ü эмоциональная насыщенность;

ü связь с магией.

На базе мифологии формируется героический эпос, легенды, исторические предания, сказки. Мифологическая подпочва сохраняется и в более позднем «классическом эпосе». Через сказку и героический эпос с мифологией оказывается связанной и художественная литература.

Миф нельзя путать с другими формами творчества.

Пусть они похожи на сказки и их часто путают. Однако это разные явления культуры.

Миф не подлежит сомнению, в его истинность верят. Пока миф остается мифом, люди поклоняются богам, о которых он повествует.

Так называемые народные сказки - это те мифы, которые остались в памяти людей после того, как исчезла вера в истинность данных мифов, они перестали входить в религию, а представленным в них богам перестали молиться. Поэтому такие мифы начинают восприниматься как выдумки, забава, то есть становятся собственно сказками, которые, как правило, имеют счастливый конец, что вовсе не характерно для мифов, где часто заворачиваются серьезные драмы и гибель положительных персонажей.

Из мифологического мировоззрения постепенно возникает религиозное.

На Древнем Востоке формируются две основных системы письменности: идеографическая, то есть иероглифы (Китай и Египет) и слоговая (Двуречье, Южная Азия). Однако, в Древнем Египте возникает система записи отдельных звуков, только согласных. Не исключено, что это особенность египетской письменности оказала влияние на соседей Египтян, поскольку первые системы алфавитной записи возникают в Палестине, то есть в непосредственной близости от Египта в 1 т.до н. э. (финикийский и арамейский алфавиты). Финикийский алфавит, как и древнеегипетская письменность, имел знаки только для обозначения согласных. Н а основе финикийского алфавита возникли греческий, на основе греческого – латинский и кириллический. А на основе арамейского – арабский, армянский и грузинский.

В Древнем Египте был создан первый солнечный календарь, что было очень важно для определения времени начала разлива Нила, поскольку смены времен года в Египте не существует. Египтяне разделили год на 12 месяцев по 30 дней, 5 дней добавляли в конце года. Таким образом, египетский год составлял 365 дней.

После захвата Египта греками в 1 веке до н.э. астроном из Александрии Созиген на основе древнеегипетского календаря создал более совершенный солнечный календарь. В нем не было дополнительных дней, нечетные месяцы имели 31 день, четные – 30. Раз в 4 года добавлялся дополнительный день. Такой год назывался високосным. Календрь Созигена был внедрен в Римском государстве Юлием Цезарем и получил название юлианского. Современный григорианский календарь является модифицированным вариантом этого же календаря.

Шумерская цивилизация является местом рождения шестидесятиричной системы счисления, отголоском которой является деление круга на 360°, а также семидневные циклы измерения времени, причём сохранившаяся в европейских языках привязка дней недели к определённым планетам (луна – марс – меркурий – юпитер – венера – сатурн – солнце) также восходит к шумерам.

Важнейшие достижения индийской цивилизации находятся в области математики. Прежде всего – это создание поместной нумерации, при которой значение символа определяется его положением в числовой записи. Индийские цифры были заимствованы арабами, а у арабов – европейцами, поэтому нам известны как арабские. Кроме того, индийские математики впервые в истории стали осуществлять операции с отрицательными числами.

Китай дал человечеству бумагу, порох, магнитный компас, фарфор. Именно в Китае с ΙΙΙ века до н.э. (с момента образования единого Китайского государства) сформировалась наиболее эффективная система государственной бюрократии, созданная при первом императоре Цинь Шихуан-ди в соответствии у учением Кун-цзы (Конфуция). Суть системы в том, что чиновники на гос. должности отбирались на основании результатов сдачи экзаменов, участие в которых мог принять любой подданный императора, независимо от социального происхождения. Эта система просуществовала вплоть до Нового времени, однако и сейчас традиции государственного управления и государственной бюрократии в странах Восточной Азии (КНР, Тайване, Корее, Вьетнаме, Малайзии и др.) очень сильны


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: