МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Вологодский государственный технический университет»
(ВоГТУ)
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Методические указания
по организации самостоятельной работы
для студентов дневного отделения всех направлений бакалавриата
Вологда
УДК 008 (09)
Культурология: методические указания по организации самостоятельной работы для студентов всех направлений бакалавриата. – Вологда: ВоГТУ, 2012. – 31 с.
Методические указания и планы семинарских занятий по культурологии составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин, и имеют цель оказать помощь в организации самостоятельной работы студентов при изучении курса культурологии.
|
|
Методические указания предназначены для студентов дневной формы обучения всех направлений бакалавриата ВоГТУ.
Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ.
Составители: Гостева Л.Ф., канд. филос. наук, доцент
Беляева Т.А., канд. ист. наук, доцент
Липовецкий В.В., ассистент
Савина Н.В., канд. ист. наук, доцент
Середа Н.Д., канд. филол. наук, доцент
Рецензент: Якушева Л.А., кандидат культурологии, доцент (Вологодский государственный педагогический университет)
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
Курс культурологии входит в вариативную часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Современная культурология представляет собой интегральную науку, включающую данные философии, социологии, истории религии, искусствознания и др. Она дает системное представление о сущности, структуре и содержании культуры в ее исторической динамике.
Целью дисциплины является формирование и образование личности, обладающей качествами, которые обеспечат получение навыков культурного диалога, толерантности; развитие самостоятельности мышления с учетом получения нового знания, навыков в области социального и культурного взаимодействия, гармоничное включение в современные социально-экономические и общекультурные процессы.
Предлагаемый курс охватывает наиболее важные проблемы теории культуры.
Задачи данного курса предполагают:
· осуществление образования и воспитания студентов в процессе усвоения и воспроизведения социокультурного опыта человечества;
|
|
· усвоение представлений о феномене культуры, богатстве и многообразии мировой культуры, закономерностях культурного процесса;
· усвоение понятийного аппарата культурологии, основных теорий и направлений, изучение наиболее важных этапов развития мировой и национальной культуры;
· формирование системы ценностей, соответствующей новым условиям социального бытия и необходимой для саморегуляции культурного роста личности;
· выработку навыков осмысленного отношения к явлениям и проблемам современной культуры общества.
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
Студенты направления бакалавриата «туризм» изучают культурологию в первом / втором семестре первого курса, при этом изучению данной дисциплины предшествует освоение курсов истории России, культура Русского Севера, мировая культура и искусство, др. Культурология, в связи с этим, выступает как интегративная наука, обобщающая материал других дисциплин и исследующая наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования культуры.
Первый раздел курса посвящен общим проблемам теории культуры. Здесь излагаются основные характеристики феномена культуры, раскрывается сущность, социальные функции, структура культуры, а также рассматриваются различные школы и направления в культурологии.
Второй раздел предполагает изучение истоков культуры и ее динамики, т.е. в нем рассматриваются проблемы исторического изменения культурного опыта человечества и закономерности этого развития, моменты общего и особенного в культурном развитии.
Остальные разделы посвящены изучению отдельных элементов в структуре культуры, а также актуальных проблем современной культуры, связанных с процессом глобализации и информатизации общества.
Введение нового материала по каждой теме начинается с лекции. На учебную лекцию возлагаются следующие функции:
· ознакомление со структурой учебного материала;
· разъяснение новых идей и понятий;
· использование самых последних данных по рассматриваемой теме;
· подготовка к работе с методическими материалами;
· проблемные вопросы.
Целями семинарского занятия является овладение интеллектуальными умениями, систематизация и закрепление учебного материала, контроль и оценка работы студента.
Семинарское занятие предполагает подготовку студента, для чего необходимо просмотреть материал лекции, проработать рекомендуемую литературу, подготовить сообщение по вопросам семинарского занятия.
Усвоение знаний во многом зависит от организации и эффективности самостоятельной работы студента. В процессе подготовки к семинарским занятиям студент должен научиться:
· составить рабочий план изучения материала;
· использовать приемы рационального чтения;
· рационально обрабатывать учебную информацию, анализировать и запоминать ее;
· работать со справочной литературой;
· конкретно отвечать на вопросы в письменном и устном виде;
· использовать теоретическое знание для анализа конкретных явлений и ситуаций в современной культуре.
Конечным итогом изучения и усвоения материала является зачет.