Методические указания. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вологодский государственный технический университет»

(ВоГТУ)

Кафедра социально-культурного сервиса и туризма

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Методические указания

по организации самостоятельной работы

для студентов дневного отделения всех направлений бакалавриата

Вологда


УДК 008 (09)

Культурология: методические указания по организации самостоятельной работы для студентов всех направлений бакалавриата. – Вологда: ВоГТУ, 2012. – 31 с.

Методические указания и планы семинарских занятий по культурологии составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин, и имеют цель оказать помощь в организации самостоятельной работы студентов при изучении курса культурологии.

Методические указания предназначены для студентов дневной формы обучения всех направлений бакалавриата ВоГТУ.

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ.

Составители: Гостева Л.Ф., канд. филос. наук, доцент

Беляева Т.А., канд. ист. наук, доцент

Липовецкий В.В., ассистент

Савина Н.В., канд. ист. наук, доцент

Середа Н.Д., канд. филол. наук, доцент

Рецензент: Якушева Л.А., кандидат культурологии, доцент (Вологодский государственный педагогический университет)


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Курс культурологии входит в вариативную часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин. Современная культурология представляет собой интегральную науку, включающую данные философии, социологии, истории религии, искусствознания и др. Она дает системное представление о сущности, структуре и содержании культуры в ее исторической динамике.

Целью дисциплины является формирование и образование личности, обладающей качествами, которые обеспечат получение навыков культурного диалога, толерантности; развитие самостоятельности мышления с учетом получения нового знания, навыков в области социального и культурного взаимодействия, гармоничное включение в современные социально-экономические и общекультурные процессы.

Предлагаемый курс охватывает наиболее важные проблемы теории культуры.

Задачи данного курса предполагают:

· осуществление образования и воспитания студентов в процессе усвоения и воспроизведения социокультурного опыта человечества;

· усвоение представлений о феномене культуры, богатстве и многообразии мировой культуры, закономерностях культурного процесса;

· усвоение понятийного аппарата культурологии, основных теорий и направлений, изучение наиболее важных этапов развития мировой и национальной культуры;

· формирование системы ценностей, соответствующей новым условиям социального бытия и необходимой для саморегуляции культурного роста личности;

· выработку навыков осмысленного отношения к явлениям и проблемам современной культуры общества.

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

Студенты направления бакалавриата «туризм» изучают культурологию в первом / втором семестре первого курса, при этом изучению данной дисциплины предшествует освоение курсов истории России, культура Русского Севера, мировая культура и искусство, др. Культурология, в связи с этим, выступает как интегративная наука, обобщающая материал других дисциплин и исследующая наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования культуры.

Первый раздел курса посвящен общим проблемам теории культуры. Здесь излагаются основные характеристики феномена культуры, раскрывается сущность, социальные функции, структура культуры, а также рассматриваются различные школы и направления в культурологии.

Второй раздел предполагает изучение истоков культуры и ее динамики, т.е. в нем рассматриваются проблемы исторического изменения культурного опыта человечества и закономерности этого развития, моменты общего и особенного в культурном развитии.

Остальные разделы посвящены изучению отдельных элементов в структуре культуры, а также актуальных проблем современной культуры, связанных с процессом глобализации и информатизации общества.

Введение нового материала по каждой теме начинается с лекции. На учебную лекцию возлагаются следующие функции:

· ознакомление со структурой учебного материала;

· разъяснение новых идей и понятий;

· использование самых последних данных по рассматриваемой теме;

· подготовка к работе с методическими материалами;

· проблемные вопросы.

Целями семинарского занятия является овладение интеллектуальными умениями, систематизация и закрепление учебного материала, контроль и оценка работы студента.

Семинарское занятие предполагает подготовку студента, для чего необходимо просмотреть материал лекции, проработать рекомендуемую литературу, подготовить сообщение по вопросам семинарского занятия.

Усвоение знаний во многом зависит от организации и эффективности самостоятельной работы студента. В процессе подготовки к семинарским занятиям студент должен научиться:

· составить рабочий план изучения материала;

· использовать приемы рационального чтения;

· рационально обрабатывать учебную информацию, анализировать и запоминать ее;

· работать со справочной литературой;

· конкретно отвечать на вопросы в письменном и устном виде;

· использовать теоретическое знание для анализа конкретных явлений и ситуаций в современной культуре.

Конечным итогом изучения и усвоения материала является зачет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: