Международные экономические отношения
1. Международное разделение труда, международная специализация и международное кооперирование. Мировая торговля и ее государственное регулирование.
2. Международное движение капитала и его формы. Прямые и портфельные инвестиции.
3. Валютные отношения. Особенности современной валютной системы. Фиксированный и плавающий валютный курс.
4. Торговый и платежный баланс страны. Регулирование платежного баланса.
5. Глобализация и конкурентоспособность национальной экономики.
Международное разделение труда и мировая торговля
Международная торговля — это обмен товарами и услугами, с помощью которого страны удовлетворяют свои безграничные потребности на основе развития общественного разделения труда.
Экспорт — это продажа товара, предусматривающая его вывоз за границу.
Импорт — это покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за рубежа.
Торговое сальдо (торговый баланс) — это разность стоимостных объемов экспорта и импорта.
|
|
Торговый оборот — это сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.
При анализе международной торговли следует учитывать несколько обстоятельств. Во-первых, экономические ресурсы (природные, трудовые и др.) распределены между странами неравномерно. Во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. При этом экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться (и действительно изменяется) со временем.
Основу развития мировой экономики составляет международное разделение труда. Оно осуществляется в формах общего (разделение труда между крупными сферами материального и нематериального производства), частного (разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям), единичного (разделение труда внутри одного предприятия) и территориального разделения труда. Территориальное разделение труда основывается на различиях в климатических и природных условиях стран и подразделяется на межрегиональное (внутри страны) и международное (между странами).
Международное разделение труда обусловливает специализацию отдельных стран на производстве определенных видов товаров и услуг, что в свою очередь влечет за собой кооперирование стран при обмене этими товарами и услугами.
Государственное регулирование международной торговли
Существует две группы взглядов на необходимость государственного регулирования внешней торговли. В основе первой группы лежит принцип свободной торговли, вторую группу составляют приверженцы протекционизма.
|
|
Свободная торговля — принцип внешнеторговой политики, предусматривающий свободу фирм в принятии и осуществлении решений по ведению внешней торговли.
Протекционизм — это политика, направленная на защиту национальной экономики путем ограничения (прямого или косвенного) ввоза иностранных товаров.
Основными инструментами внешнеторговой политики являются таможенно-тарифное регулирование (взимание импортных и экспортных пошлин) и нетарифное регулирование (квотирование, лицензирование и т.п.)
К экономическим барьерам на пути свободной торговли относятся таможенные пошлины, импортные квоты (установление максимального объема товаров, которые могут быть ввезены в страну за какой-то период времени) или экспортные ограничения (количественные ограничения на экспорт товаров).
К неэкономическим барьерам относятся бюрократические запреты в таможенных процедурах, лицензирование импорта, введение неоправданных стандартов качества продукции, субсидирование неэффективных отечественных производителей.
Основным способом государственного регулирования международной торговли является таможенная политика, основу которой составляют таможенные тарифы и пошлины.
Таможенная пошлина — это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при экспорте или импорте товара, являющийся условием экспорта или импорта.
Таможенные пошлины устанавливаются на товары в соответствии Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В России применяются адвалорные (начисляемые к таможенной стоимости облагаемых товаров), специфические (начисляемые в установленном размере за единицу облагаемого товара) и комбинированные (сочетающие оба названных вида таможенного обложения).
Существуют сезонные пошлины, устанавливаемые главным образом на сельскохозяйственное сырье. Когда в сезон уборки сельскохозяйственных культур заводы по их переработке и склады торговой продукции загружены, сезонные пошлины, вводимые на определенный период (не более чем на 6 месяцев), призваны ограничить ввоз импортного сырья и готовой продукции из него.
Например, осенью неоднократно вводились сезонные (повышенные по сравнению с обычными) пошлины на импорт сахара. В Законе РФ «О таможенном тарифе» предусмотрены также возможности установления особых пошлин (специальных, антидемпинговых, компенсационных), а также тарифных льгот.
Как правило, пошлины взимаются с таможенной стоимости, заявленной декларантом на основе достоверной, качественно определяемой и документально подтвержденной информации. Но при отсутствии информации о правильной заявленной стоимости или при наличии оснований полагать, что она не является достоверной и достаточной, таможенный орган сам может определить таможенную стоимость на основании имеющихся у него сведений. Для этого применяются следующие методы: по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости (по цене, по которой импортный товар продается на российском рынке, за вычетом расходов, связанных с оформлением его импорта, транспортировкой,.страхованием и т.д.); сложением стоимости (по цене экспортного товара, определяемого на основе сложения издержек производства, его транспортировки до таможенной границы и обычно получаемой прибыли); резервный метод, применяемый таможенным органом, когда нельзя использовать другие методы.
Внастоящее время основной формой регулирования внешней торговли являются импортные пошлины. Они выступают не только инструментом регулирования внешней торговли, но и важным источником доходов государственного бюджета.
Свод таможенных импортных пошлин составляет таможенный тариф. Выполняя фискальные функции, таможенный тариф вместе с тем призван быть инструментом разумного протекционизма, защищая отрасли национального производства, способные быть конкурентоспособными на внутреннем и на мировом рынках, стимулируя прогрессивные структурные сдвиги во внешней торговле и рациональное соотношение экспорта и импорта товаров. Этим принципам должно отвечать построение таможенного тарифа.
|
|
При установлении таможенного тарифа учитывается чувствительность отечественного производства к импорту соответствующих товаров. В современном таможенном тарифе более высокие пошлины установлены на товары, весьма чувствительные к импорту, которые эффективно могут производиться на территории Российской Федерации. На товары, нечувствительные к импорту (например, нефть, газ, военная техника), которые практически не импортируются, размер пошлин существенного значения не имеет, и они могут быть достаточно низкими. Низкие пошлины устанавливаются также на товары, в основном оборудование, необходимые в стране для технического перевооружения отдельных отраслей, которые в России не производятся или производятся более низкого качества по сравнению с импортными, а организовать производство на современном уровне в ближайшее время не представляется возможным.
Средний уровень таможенного тарифа невысокий (около 11 %). Но следует отметить, что пошлины в действующем тарифе установлены в диапазоне 5-30%, в отличие от других стран, где размер пошлин более дифференцирован, что позволяет им гибко реагировать на изменения потребностей в стране на те или иные товары и влияние импорта на отечественное производство.
Таможенный тариф выступает инструментом активной внешнеторговой политики на мировой арене, так как его ставки дифференцированы в зависимости от состояния договорных отношений России со страной происхождения импорта и он содержит три величины ставки на каждый товар.
Предельной ставкой ввозной пошлины является ставка на импорт товаров из стран, с которыми Россия имеет договора или соглашения о взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования. В отношении товаров из стран, с которыми у России нет таких договоров, применяются ставки пошлины, увеличенные в два раза по сравнению с предельными.
|
|
В соответствии с решениями ООН и ЮНКТАД Россия установила преференциальный таможенный режим к товарам из развивающихся стран. Ставки пошлин на товары из этих стран составляют 75% от предельной ставки. Товары из наименее развитых стран (список этих стран, по классификации ООН, составляет 48 государств) при ввозе на территорию Российской Федерации импортной пошлиной не облагаются. Перечень этих товаров определяется правительством.
Не облагаются импортными пошлинами товары, происходящие из стран Содружества Независимых Государств. По отношению к товарам из стран, составивших вместе с Россией Таможенный союз (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), не только не применяются импортные пошлины, но и ведется работа по согласованию размера таможенных пошлин по отношению к странам, не входящим в Союз.
Экспортные пошлины в России призваны сдерживать экспорт сырьевых товаров и изымать часть прибылей экспортеров в государственный бюджет. За счет экспортных пошлин, введенных главным образом на сырьевые товары, формируется значительная часть федерального бюджета России.
Ставки вывозных пошлин устанавливаются Правительством РФ, а порядок установления вывозных пошлин на сырую нефть определен статьей Закона РФ «О таможенном тарифе», внесенной в него Федеральным законом от 12 декабря 2001 г. В соответствии с этой статьей пошлина на нефть устанавливается в зависимости от изменения цены сырой нефти марки «Юралс» на мировых рынках за период мониторинга, проводимого 6 раз в год.
Из форм нетарифного регулирования наиболее существенную роль играют количественные ограничения (квоты), которые могут сдерживать вывоз или ввоз товаров.
В начале рыночных реформ для ограничения вывоза сырьевых товаров наряду с экспортными пошлинами активно использовались экспортные квоты. Кроме того, был введен институт спецэкспортеров; вывоз сырьевых товаров был разрешен только предприятиям и организациям, специально для этого зарегистрированным в Министерстве внешних экономических связей Российской Федерации. В дальнейшем по мере сужения внутреннего рынка необходимость в ограничениях экспорта сырья отпала и экспортные квоты в основном, а также институт спецэкспортеров были отменены.
В настоящее время экспортные квоты применяются в ограниченных случаях, главным образом тогда, когда Россия, в соответствии с международными соглашениями, берет на себя обязанность ограничить вывоз определенных товаров. Такие соглашения могут носить многосторонний или двусторонний характер.
Импортные квоты в настоящее время в России, как правило, не применяются, за небольшими исключениями. Например, впервой половине 1998 г. вводились импортные квоты на ввоз в Россию ковровых изделий из ЕС, но после нахождения компромисса с Комиссией ЕС по вопросу ввоза текстильных изделий из России в страны ЕС они были отменены.
Лицензирование, предполагающее получение экспортером или импортером специального разрешения — лицензии на осуществление внешнеторговой сделки с соответствующим товаром, применяется для контроля за соблюдением экспортных или импортных квот, если они установлены, а также за торговлей специфическими товарами. Лицензирование является основной формой осуществления экспортного контроля, т.е. контроля за экспортом товаров военного и двойного назначения (товаров, которые могут использоваться как в мирных, так и в военных целях), экспорт которых может угрожать национальной и международной безопасности. Кроме того, лицензирование используется в экологических целях для сохранения редких видов животного и растительного мира. Так, лицензионный контроль установлен за экспортом диких животных, слоновой кости, рогов, копыт, кораллов, коллекционных материалов по минералогии и биологии, лекарственного сырья растительного и животного происхождения и некоторых других товаров и услуг.
Частью нетарифных барьеров являются так называемые паратарифные барьеры, в частности таможенная и административная процедура при импорте, система и процедура оценки импортных товаров, различия в тарифной классификации и документации, количество таможенных постов и закрытие некоторых из них с точки зрения ограничения импорта и др. Хотя в документах ВТО этим вопросам уделяется много внимания в целях ограничения применения этих барьеров, они сохраняются во многих странах и в какой-то мере используются в России.
Еще одна группа нетарифных барьеров связана со стандартами, в том числе с техническими стандартами, нормами упаковки и маркировки, стандартами, связанными с охраной окружающей среды, и т.д. В условиях подготовки России к вступлению в ВТО в 2002 г. был принят Закон «О техническом регулировании», который внес изменения в действующую систему стандартов, сертификации и оценки подтверждения соответствия. Уточнен порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации и подлежащих контролю с точки зрения обеспечения безопасности при их потреблении или эксплуатации.
К этим формам регулирования относится также контроль за соблюдением при импорте товаров фармакологических, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных стандартов и требований, установленных в России.
К нетарифным барьерам в международной практике относятся специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, административные и статистические сборы, государственное участие в торговле.