Тексты Трика-даршаны

Учения Трика-даршаны опираются, главным образом, на шестьдесят четыре недвойственные Бхаирава-тантры, которые впервые появились в нашем измерении во времена Сатья-юги вместе с Ведами. Эти шестьдесят четыре тантры разделены на восемь больших групп. Например, первая группа тантр, которая называется Садашива-чакра состоит из следующих текстов: Бхаирава, Ямала, Матакхья, Мантала, Чакраштака, Сукхаштака, Бахурупа и Вагиша. К сожалению, до нашего времени дошли очень немногие тантры этого цикла, но, благодаря выдающимся учителям Трики, сущность данных недвойственных учений была полностью сохранена. Помимо этих недвойственных тантр, в Трике изучаются также восемнадцать смешанных (недвойственно-двойственных) Рудра-тантр и десять двойственных Шива-тантр.

Как следует из самого названия этой духовной традиции, Трика-даршана имеет троичную структуру своих основополагающих текстов. Эту структуру образуют:

(1) Агама-шастры,
(2) Спанда-шастры и
(3) Пратьябхиджня-шастры.

К Агама-шастрам принадлежат такие произведения, как Малинивиджайоттара, Свччхандабхаирава-тантра, Нетра-тантра, Рудраямала-тантра, Шива-сутры и др. К Спанда-шастрам относятся прежде всего Спанда-карики и многочисленные комментарии к ним. Пратьябхиджня-шастры основаны на знаменитом произведении Сомананды Шивадришти, на тексте его ученика Утпаладевы Ишварапратьябхиджня-карика, на трудах Абхинавагупты Тантралока, Пратьябхиджнявимаршини и Пратьябхиджнявивритивимаршини, а также на работах Кшемараджи и других комментаторов…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: