Глава 5. Социальные факторы и этика менеджмента
Роль бизнеса в обществе и социальная ответственность менеджеров
Этика делового общения
Механизм внедрения этических норм
Психология менеджмента
Контрольные вопросы
1. Какую роль играют социофакторы в менеджменте?
2. В чем состоит суть этики деловых отношений?
3. Каким образом связаны между собой общечеловеческая и профессиональная этика?
4. Каковы основные этапы деловой беседы?
5. Какие критерии переговоров вы знаете?
6. Как влияет общественная среда (культура, политика, научно-технический прогресс, демография, особенности исторического развития) на формирование принципов этики деловых отношений?
7. Каков основной механизм внедрения этических принципов и норм деловых отношений?
8. Каковы ваши прогнозы на развитие документационного обеспечения (кодексы, правила внутреннего распорядка и пр.) этических требований в организациях?
ВВЕДЕНИЕ К ГЛАВЕ «СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА»
|
|
Целью изучения главы «Социальные факторы и этика менеджмента» является изучение сущности этики делового общения, знание механизма внедрения этических принципов, норм деловых отношений и психологии менеджмента.
Этические принципы и нормы поведения деловых людей.
Основной постулат этики каждой уважающей себя компании — девиз: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли».
Правила служебного этикета: вежливый тон обращения, лаконизм изложения, предварительная подготовка к докладу и четкие выводы.
Формы реализации делового общения: деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, публичные выступления.
Деловая беседа — наиболее распространенная и чаще всего применяемая форма делового общения.
Этические принципы, нормы, правила и стандарты как часть реальной кадровой политики.
Научное психологическое знание о труде и трудящемся используется более столетия для повышения эффективности решения задач организации.
Роль бизнеса в обществе и социальная ответственность менеджеров
Управление как вид общественной деятельности основывается на достижениях многих наук, среди которых значительное место занимают поведенческие науки, в том числе эргономика, промышленная психология, социология управления и др.
Социально ориентированный менеджмент при принятии управленческих решений предполагает учет общественных отношений как внутри организации, так и вне ее. При этом необходимо предусмотреть ценностной элемент - этику, которая позволяет преобразовать и ориентировать действия по управлению объектом. По мнению Ю. Г. Одегова, организации должны направлять часть своих ресурсов и усилий на развитие местных сообществ, в которых функционируют предприятия и их подразделения, а также общества в целом. Профессор Ли Престон указывает, что организации не могут длительное время работать ответственным образом, находясь в конфликте со своим окружением. Он утверждает, что для успешного управления организация должна уметь приспосабливаться и откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать ее более благожелательной к организации. Расходы на социальную ответственность оправданы фактом совершенствования различных сегментов общества, а также улучшением отношения общественности к фирме. Это должно повышать лояльность потребителей к производителям продукции, снижать уровень регулирующего вмешательства государства и улучшать общее состояние общества. Тем не менее для любого предприятия на первом месте стоит прибыль, а следовательно, выживание, и только потом - проблемы общества. Если предприятие не способно приносить доход, вопрос о социальной ответственности становится по преимуществу академическим. Однако в любом случае организации должны вести свои дела в соответствии с общественными ожиданиями. Иначе говоря, социальная ответственность для предприятия означает нечто большее, чем просто филантропическую деятельность. Подразумевается, что организация действует ответственно и в согласии с заботами и надеждами широкой публики.
|
|