Психопатии как вид дисгармонического развития

Дисгармоническое психическое развитие как форма нарушений развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой мотивационной сферы личности при относительной сохранности остальных структур.

Психопатии - аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационно сферы личности, аномалии характера. Психопатии характеризуются дисгармонией психических свойств и неадекватными реакциями на внешние раздражители. Критерии психопатии: тотальность патологических черт характера, относительна стабильность их проявления в течение жизни, социальная дезадаптация.

Механизм патохарактерологического развития: 1) закрепление характерологических и патохарактерологических реакций в ответ на повторно возникающие психотравмирующие ситуации; 2) прямое стимулирование неправильным воспитанием тех или иных нежелательных черт характера. Условия, способствующие патологическому развитию личности: остаточные явления органического поражения головного мозга, хронические соматические заболевания, детская невропатия, дисгармония полового развития, наличие физических недостатков, акцентуации характера. Обусловленность возникновения психопатии определенным сочетанием внешних факторов (неблагоприятный психологический климат в семье, трудности школьной адаптации) с внутренними условиями.

Формирование патохарактерологического синдрома: аффективно-возбудимый, неустойчивый, тормозимый, истероидный и смешанные варианты.

Аффективно-возбудимый вариант: склонность к частым аффективным разрядам, отсутствие способности сдерживать себя, повышенная готовность к конфликтам, оппозиционное отношение к взрослым. Возникновение в условиях гипоопеки, безнадзорности, конфликтов, алкоголизма в семье и др. условиях социального неблагополучия. Закрепление реакций активного протеста и имитации.

Тормозимый вариант: неуверенность в себе, робость, обидчивость, склонность к психогенным астеническим реакциям. Возможное сочетание данных качеств с замкнутостью, лживостью, фантазированием. Условия возникновения: гиперопека с применением постоянных угроз, наказаний, запретов, ограничений, деспотизм и жестокость родителей. Закрепление реакций пассивного протеста и отказа (уходы, мутизм и др.), а также компенсаторных и гиперкомпенсаторных реакций.

Неустойчивый вариант: отсутствие волевых задержек, зависимость поведения от сиюминутных желаний и влечений, неумение и нежелание преодолевать даже малейшие трудности, отсутствие навыков и интереса к труду. Повышенная склонность к имитации форм поведения окружающих, в том числе негативного характера (сквернословие, воровство, употребление спиртных напитков и др.) Закреплению неустойчивых черт характера способствует наличие психофизического инфантилизма, «оранжерейное», противоречивое воспитание.

Истероидный вариант: демонстративность, стремление привлекать к себе внимание, эгоистическая установка, склонность к истерическим реакциям. Формируется в условиях потворствующей гиперпротекции, воспитания по типу «кумир семьи». Предрасположенность у детей с психической незрелостью и психофизический инфантилизм.

Типы дисгармонического развития по Н.Я. и М.М. Семаго:

1. Экстрапунитиывный тип: настойчивость, «вязкость», упрямство, высокое притязание на успех, завышенная самооценка. Могут быть импульсивно деструктивными, агрессивными и раздражительными, особенно при невыполнении их требований. В ситуации неблагоприятного социального окружения могу возникать немотивированные асоциальные поступки, протестные реакции. Частое проявление демонстративных реакций (при пресыщении однотипной деятельностью к раздражительность, легкий переход от дисфории к эйфории. Гиперфункция 3-го уровня аффективной регуляции поведения при своеобразии функционирования 4-го уровня: хорошая ориентация в проявлениях эмоционального состояния других людей по отношению к себе при отсутствии эмоционального контроля и эмпатии по отношению к другим людям. Может быть невыраженная гиперфункция 2-го уровня, что проявляется в отсутствии потребностей в постоянстве окружения, поиске всё новых социальных условий и объектов приложения своих эмоциональных экспансий.

Происхождение психопатий: роль генетических, наследственных факторов, воздействий внешних повреждающих факторов в раннем детстве, длительных неблагоприятных условий семейного воспитания. Нарушение функционирования базальной системы эмоциональной регуляции. Формирование психопатии на основе дисгармоничного развития эмоциональной регуляции с выраженным усилением или ослаблением функций одного из уровней при недостаточности компенсаторных возможностей со стороны остальных уровней.

1. Классификация по причинам возникновения психопатий (О.В. Кебриков): конституциональные (ядерные), органические, краевые.

2. Выделение основных и переходных форм психопатий (схема Б.В. Шостаковича).

3. Выделение неустойчивой (Г.Е. Сухарева) и циклоидной (П.Б. Ганнушкин) психопатий. Классификация психопатий.

4. Классификация на основе нарушения функций эмоциональной регуляции (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг). Нарушения 1-ого уровня (полевой реактивности) - неустойчивая, шизоидная психопатии; 2-ого уровня (стереотипов) - возбудимая, истероидно-возбудимая, циклоидная, астеническая; 3-его уровня (экспансии) - экспансивная, истероидная, истеро-возбудимая, сенситивная, психастеническая; 4-ого уровня (эмоционального контроля) конформная, параноидальная психопатии.

Зависимость некоторых форм психопатий не только от нарушений эмоционально-мотивационной регуляции, но и от динамических характеристик ВНД: силы - слабости, подвижности - ригидности, темпа психических процессов.

Характеристика группы конституциональных психопатий и раннего проявления психопатического развития в детстве.

Шизоидная психопатия, ее основные черты. Проявления в дошкольном и младшем школьном возрасте: нарушения контакта со сверстниками, необычность интересов. Недостаточность развития 1-го уровня базальной регуляции. Восприятие ребенком окружающего мира и сверстников как потенциальную опасность. Стремление к уединению, неэмоциональность контактов с близкими или избегание контактов с посторонними людьми. Неловкость моторики и отрицательно окрашенные впечатления от физического соприкосновения с окружающим. Выраженное стремление к логическому, абстрактному познанию, ранние интеллектуальные интересы, своеобразные интересы.

Эпилептоидная психопатия. Может проявляться с 2-3-летнего возраста в виде бурных и затяжных отрицательно окрашенных эмоциональных реакций. Постепенное нарастание эмоциональной вязкости, напряженности эмоций, иногда сильных проявлений злости. Связь возникновения психопатии с нарушением 3-го и 4-го уровней базальной эмоциональной регуляции в сочетании с инертностью психических процессов. Выраженное накопление отрицательных эмоциональных состояний и разрядка эмоционального напряжения даже по незначительному поводу. Возникновение «немотивированного упрямства» при изменении обстановки, требующих быстрого переключения на другой вид деятельности. Стремление следовать своим правилам, нормативам и ценностям, потребность в лидерстве, власти. Неподчинение порождает вспышки гнева и агрессию. Возможность развития гиперкомпенсаторных механизмов: формирование педантичности, сверхориентация на социальные нормы и правила, выраженная тревожность по поводу своего здоровья.

Циклоидный тип психопатии. Редко встречается в раннем детском возрасте, чаще появляется к среднему школьному возрасту. Характеризуется немотивированными колебаниями настроения - от пониженного субдепрессивного до повышенного маниакального. Гипертимный вариант (преобладание повышенного фона настроения): усиление функций 2-го уровня базальной эмоциональной регуляции. Склонность к шуткам, озорству, риску. Непереносимость ограничений и запретов, их игнорирование. Общительность, но редкость глубоких эмоциональных контактов. Возникновение в 10-12-летнем возрасте длительных периодов спада настроения (несколько дней, недель). Зависимость работоспособности, отношений с родителями и сверстниками от эмоционального тонуса.

Психастеническая психопатия. Склонность к тревожности. Проявления в 3-4 года. В дошкольном возрасте наблюдаются страхи за жизнь и здоровье свое и близких, боязнь нового, незнакомого. Недоразвитие 2-го уровня эмоциональной регуляции характеризуется повышенной чувствительностью к качеству внешних впечатлений. Легкое возникновение чувства тревоги под влиянием новых раздражителей, нарушения режима, привычного порядка. В процессе адаптации к новым условиям могут возникать невротические реакции. В качестве защитных механизмов развивается система стереотипных действий, ритуалов, педантичная склонность к порядку и режиму.

Истероидная психопатия чаще встречается у девочек. Характерна «жажда признания», что в дошкольном возрасте проявляется в виде капризов, вымыслов, повышенного фантазирования. Выражен конфликт между высоким уровнем притязаний, жаждой признания и неспособносстью к длительному волевому усилию. Повышение тонуса 3-го уровня эмоциональной регуляции - потребность в активной адаптации к новым, нестабильным ситуациям, ориентировки в границах своих возможностей. Реализация невозможности реального достижения в план фантазий к игры. Стремление к самоутверждению. При декомпенсации могут возникать патологические склонности: привычная рвота, истерические параличи, мутизм и т.д.

Неустойчивая психопатия проявляется чаще в младшем подростковом возрасте. Повышение тонуса 1-го уровня базальной системы эмоциональной регуляции. Выражено стремление к новым ощущениям и впечатлениям (побеги бродяжничество). Часто полевое поведение. Незрелость интересов, высокая внушаемость, легко вовлекаются в асоциальные группировки. Стремление к удовольствиям и развлечениям.

Возбудимая психопатия относится к группе органических, связана с ранним поражением нервной системы. Усиление процессов возбуждения при недостаточности торможения. В 2-3 года у детей легко возникают эмоциональные реакции злости, агрессии при ограничениях ребенка, невозможности немедленной удовлетворения его потребности, в результате истощения психических процессов Гиперфункция 2-го уровня эмоциональной регуляции. Внезапность наступления состояния возбуждения, во время которого у детей могут изменяться восприятие порогов чувствительности.

Характеристика краевых (приобретенных) психопатий, или патохарактерологического развития личности. Приобретенная психопатия как патологическое развитие личности в условиях хронической психотравмирующей ситуации. Длительность процесса формирования патологических черт характера в детском и подростковом возрасте, препсихопатическое состояние, имеющее способность к обратному развитию и полной компенсации.

Наиболее типичные диагнозы: для детей - формирование личности по истерическом типу, неврозоподобные реакции, характерологические и патохарактерологические реакции; для подростков - психопатия возбудимого типа, патологическое формирование личности, истерический невроз, расстройство поведения. Игра развернутая с бурным фантазированием, может носить деструктивный характер с проявлениями агрессии и дисфории (особенно у младших дошкольников).

2. Интрапунитивный тип: неуверенность в себе, робость, тревожность наличие страхов и опасений, замедленность, сверхконтроль, моторная и эмоциональная «зажатость» Может быть мнительность, ипохондрия, невозможность деятельности в стрессовых ситуациях. Наличие навязчивостей и элементеов ритуализации поведения. Трудности вхождения в контакт, но возможно проявление творчества в игре. Выраженная гипофункция 2-го и 4-го уровней аффективной регуляции, относительная недостаточность функционирования 1-го уровня трудности «полевой» оценки ситуации, что проявляется в неадекватных форма> реагирования в критических ситуациях. Типичные диагнозы: для детей формирование личности по тормозимому типу, неврозоподобные реакции невротическое развитие личности; для подростков - невроз навязчивых состояний психопатия тормозимого типа, расстройства поведения и эмоций.

3. Апатический тип: (характерен для подросткового возраста) вялость, безразличие ко всему, отсутствие жизненных интересов, замедленность, заторможенность. Быстрая пресыщаемость и способность к длительной монотонной работе без эмоциональных проявлений. Недифференцированность эмоциональных реакций, часто глубокие внутренние, внешне не проявляющиеся реакции Значительная гипофункция 1-го уровня и всех последующих. Часто подобное состояние является началом процессуального заболевания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: