ствующий минимум профессионального опыта [15].
Анализ особенностей становления профессионала показывает,
Что важнейшим в этом процессе является личностно-профессиональ-
Ное развитие, включающее формирование профессионально важных
Способностей, качеств, умений и навыков, обеспечивающих возраста-
Ние профессионального мастерства. Это происходит через интериори-
Зацию накапливаемого опыта (как собственно профессионального
Опыта, так и жизненного в широком смысле) и последующую его эксте-
риоризацию, воплощение в профессиональной деятельности [14, с. 126].
Программа профессионализации специалистов в области психо-
Логического консультирования, наряду с базовым образованием,
Включает дополнительное длительное обучение, прохождение ряда
Этапов, выходящих за пределы обучения в вузе, а также накопление
Опыта практической работы, супервизии, личной психотерапии. Тео-
Рия, метод и практика, являясь, безусловно, необходимым фундамен-
|
|
Том такой подготовки, не исчерпывают имеющихся возможностей
Формирования готовности к оказанию психологической помощи. Для
Человека, оказывающего эту помощь, весьма важным является постоян-
Ное внимание к себе и окружающему миру. Поэтому подготовка и рабо-
Та психологов-консультантов невозможна без получения супервизор-
Ской поддержки со стороны более квалифицированных коллег, а также
Личной терапии, прохождение которой в мировой практике считается
Обязательным для психологов-консультантов и психотерапевтов.
По определению С. А. Кулакова (2002), супервизия — это один
Из методов теоретического и практического повышения квалифика-
Ции специалистов в области психотерапии, социальной работы в
Форме их профессионального консультирования и анализа как целе-
Сообразности и качества используемых практических подходов и ме-
Тодов психотерапии, так и психотерапевтических отношений, возни-
кающих между клиентом и терапевтом [14, с. 130].
Слово «супервизия» произошло от superviclere — смотреть вниз,
Обозревать сверху. Supervisor: надзиратель, надсмотрщик, контролер.
Supervise — смотреть, наблюдать (за чем-либо). Так именовали мас-
тера среди группы ремесленников [16].
Возможные формы супервизии: консультирование, обратная
Связь, психотерапевтическая поддержка.
Модели супервизии отражают соответствующую концептуаль-
Ную, методологическую и практическую базу; определяются направ-
|
|
Лением или школой психотерапии. Существуют интегральная и спе-
Цифическая модели супервизии.