Открытого урока теоретического обучения

Тема: стиль «барокко» (история и современная концепция)

Тип урока: урок- лекция

Цели урока:

Обучающая – обобщить, систематизировать и проверить теоретические знания по теме: стиль «барокко» (история и современная концепция)

Развитие познавательных умений –формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспекты, наблюдать, делать опыты, развивать умения частичной – поисковой деятельности, частичная постановка проблемы, выдвижение гипотезы и её решение.

Развивающая – способствовать развитию: новых умений, осмысливанию связей и отношений в объектах изучения.

Воспитательная – способствовать формированию духа творчества, интереса к профессии, самостоятельности.

Оснащение урока(средства):

1. Наглядные пособия:

2. -картинки стиля барокко в архитектуре, костюме, прическе.

-фото образов моделей в стилизованном, современном стиле барокко, конкурсные работы, журналы.)

2.проектор-показ слайдов (барокко в прическе и костюме, модные коллекции дизайнеров)

Методы обучения: словесный, наглядный.

Форма проведения: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока:

1. Организационная часть: Основные этапы:

-приветствие учащихся и проверка готовности к уроку.

- настрой учащихся на активную деятельность на уроке: сообщение темы и целей урока, практическая значимость изучения материала.

-проверка домашнего задания, уточнение направлений актуализации изученного материала;

-сообщение темы, цели и задач урока, мотивация учения;

-подготовки к усвоению нового материала,

-усвоения новых знаний,

-закрепления новых знаний,

- первичной проверки понимания нового материала. [http://na55555.ru/ ]

- воспроизведение изученного и его применение в стандартных условиях;

-перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;

- постановка задания на дом; -проверка знаний – дать описание стиля барокко, нарисовать современный наряд с элементами барокко. Закрепление знаний и творческое задание.

- подведение итогов урока. Выставление оценок

план-конспект урока - это документ планирования педагогического процесса по изучению темы на каждый урок

Значение план-конспекта:

Проблема адекватности формирования задач и цели план-конспекта урока истории очень актуальна в рамках современной методики преподавания. Формулирования задач урока теоретически еще мало разработано и вызывает затруднения не только у практикантов, но и у учителей. Поэтому, составляя план-конспект урока истории, необходимо помнить, что основная задача системы уроков в современной школе состоит в подготовке всесторонне развитого человека.

Краткий план-конспект:

Важно помнить, что план-конспект урока истории должен включать в себя краткий план урока. Самой распространенным видом оформления плана урока в рамках плана-конспекта урока является таблица.

На рисунке представлен образец таблицы плана урока.

Образец таблицы для оформления план-конспекта урока истории

Части-блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся):

Этап1 -Организационный момент: приветствие, объявление темы урока, цели урока, постановки краткого плана урока.

Этап2 -подготовки к усвоению нового материала,

-усвоения новых знаний-закрепления новых знаний,

-словесные методы (источником является устное или печатное слово);

-наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия); [http://student39.ru]

Материал для лекции

Барокко в России

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века[1]. Стиль барокко в России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного, в частности, наиболее ярко выраженного — итальянского, структурной ясностью и простотой плановых построений, тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов. Другой отличительной особенностью русского барокко был его мажорный характер, активное использование ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение[2].

Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую архитектуру Руси XVII века. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье», сложившееся в 1640-х годах. Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог маньеризма, а отсчёт истории русского барокко ведут с распространения в московской строительной практике восьмериков на четверике (церковь царевича Иоасафа, 1678). В эволюции русского барокко выделяют стадии «московского барокко» конца XVII века (различают нарышкинский, строгановский, голицынский стили), «петровское барокко» первой четверти XVIII в., «зрелое русское барокко» елизаветинского времени[3].

Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский). Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как «уральское барокко» и «сибирское барокко».

[http://ru.wikipedia.org]

  1. Барокко — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
  2. Русское зрелое барокко / Барокко в России / История архитектуры / www.Arhitekto.ru
  3. Русское Барокко: Информация о русском барокко

Барокко в живописи

В изобразительном искусстве этого периода преобладали сюжеты, в основе которых был заложен драматический конфликт, - религиозного, мифологического или аллегорического характера. Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров.

Особенность барокко - не соблюдение ренессансной гармонии ради более эмоционального контакта со зрителем. Большое значение приобрели композиционные эффекты, выраженные в смелых контрастах масштабов, цветов, света и тени. Но при этом художники барокко стремятся к достижению ритмического и цветового единства, живописности целого.

Для искусства барокко характерны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской абсолютной монархии, приходится на 1-ю половину 18 в. Стиль барокко в России был свободен от экзальтации и мистицизма (характерных для искусства католических стран) и обладал рядом национальных особенностей. Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа (Петродворец), Царского Села (Пушкин) и др., отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский); изобразительные искусства обращались к светским, общественным темам, получил развитие портpет (скульптуры Б. К. Растрелли и др.)

ПАРИКМАХЕРСКОЕ ИСКУССТВО В ЭПОХУ
СТИЛЯ БАРОККО (XVII-сер. XVIII вв)

С середины XVII века зарождается новый художественный стиль - Барокко, основоположником которого стала Испания. Барокко быстро распространился по всей Европе. Франция, Англия и другие страны осваивали и развивали прически, стиль которых соответствовал одежде тех времен: модные в то время высокие воротники жабо (по предположениям, жена Филиппа III, имевшая длинную шею, ввела в моду высокие стоячие воротники) требовали причесок большого объема. Они украшались драгоценностями и покрывались шляпкой-беретом.
Вторая половина XVII века - это время Испании, освободившейся от ига мавров и ставшей могущественнейшим государством. Испанский костюм того времени сравнивают с сундуком, набитым золотом и драгоценностями: он ослепляет своей роскошью. В сложных прическах нередко блестят и золотые и серебряные (в буквальном смысле) локоны. Мужской стиль этого времени - это короткая стрижка, тщательно подстриженная клинышком форма усов и бороды (испанская бородка).
После 1638 года наступает эпоха Франции. Она становится законодательницей мод. Расцвет французской моды стиля Барокко - середина XVII века. Это век парика, который стоит целое состояние. В женской моде царят сложные прически на каркасе из проволоки, входит в моду прическа а ля Фонтаж из лент и кружев, между которыми протягивались пряди волос. Название появилось от имени фаворитки короля Марии Анжелики де Фонтаж. Легенда повествует, что однажды на охоте у нее растрепались волосы, и она перевязала их лентой. Король пришел в восторг и попросил де Фонтаж носить такую прическу всегда. Сначала она была мягкой и низкой, потом материю стали крахмалить и натягивать на проволочный каркас. Прически превратились в высокую башню. Даже кареты делались с откидными крышками - иначе дама не смогла бы сесть в экипаж.

Виды и формы одежды. Многообразие мужского и женского гардероба предполагало наличие всех видов одежд: накладных, распашных, драпирующихся. В начале века на мужской костюм оказывала влияние военная одежда, так как Франция находилась в состоянии войны (Тридцатилетняя война 1618 — 1648 гг.).

В 40-х годах мужская мода резко изменилась, приобретя черты детской наивности. Это было связано со вступлением на престол малолетнего Людовика XIV. Это время «детской моды». В этот период были изобретены штаны-рейнгравы (двойная юбка-штаны, по одной из версий, продуманная голландским послом Рейнгравом ван Сальмом) — замечательная особенность мужского костюма XVII в. В 60-х годах мужской костюм вновь претерпел изменения. Он стал более мужественным. Изменился перечень одежд. Появились жюстокор, веста, под ней сорочка, кюлоты (узкие штаны до колена). Однако рейнгравы некоторое время носили и с жюстокором. Женская одежда в течение столетия изменялась постепенно, приобретя в итоге профильный силуэт. В качестве теплой зимней одежды служил утепленный тяжелый роб, надетый на котт. В обиход вошла домашняя одежда — легкая, из более тонких тканей. Текстиль того времени — это атлас, тафта, муар, газ, а также тонкая шерсть нежных полутонов, иногда с серебряной и золотой нитью — для женского платья. Семнадцатый век — век кружев. Они модны и используются на воротниках, манжетах, передниках, наколках, чулках и обуви. Популярен гипюр, а также очень тонкие, как волос, кружева. В последней трети века стала очень модной полосатая и клетчатая ткань. Шелковые чулки были разноцветные, в том числе красные и голубые. Кроме шелковых тканей продолжали использовать бархат, сукно, шерсть, особенно в мужском костюме. В нем преобладали черный, серый, красный, коричневый, темно-зеленый и рыжий цвета. В женской одежде долгое время были модны серый, лиловый и желтый цвета. Вновь вошла в моду вышивка. Использовались также и набивные ткани. Под влиянием «версальских мод» возникает интерес к гобелену, который широко представлен в декоре интерьера. Гобелены хорошо сочетались с текстилем и декором костюма. В костюме широко применялись в качестве отделки

Барокко и современный мир.

Стили есть везде – в живописи, архитектуре, музыке, декоративно-прикладном искусстве, интерьере и в одежде, в моде. Говоря о стилях в искусстве, всегда упоминают стили в архитектуре и живописи, но мода также искусство и если в мире «большого» искусства, та самая архитектура и живопись, господствует какой-то определённый стиль, то он обязательно отразится и на моде той эпохи. Причём возникнув однажды, стиль никогда не исчезает, он остаётся в памяти поколений и рано или поздно к нему возвращаются вновь, пускай уже и не в такой буйной, полной, яркой форме как раньше, но какие-то его элементы, его тень, появляются вновь. [http://mylitta.ru/478-baroque-style.html]

Сегодня мы поговорим о барокко. И это, несомненно, стиль – лето, стиль – праздник, стиль – сплошной театр. И, наверно, совсем не случайно именно в эпоху барокко в Европе театр развивался активнее всего. Никак не можете понять, что же такое барокко – сходите в оперу, классическую оперу: костюмы, декорации, атмосфера – вот оно истинное барокко.

запросто можете представить себя на аллеях Версаля или Петергофа в роскошных платьях и напудренных париках той поры, когда они были только что выстроены, если вы любите театр и гротеск, то этот стиль для вас. Но прежде чем говорить о современном барокко, поговорим о том, откуда же он возник, в какую эпоху, и что для него, для этого стиля, было характерно.

Стиль барокко. Самый пышный, самый роскошный, самый яркий, самый театральный. Театральность, роскошь, пышность – вот главные его характеристики.

Стиль барокко неправилен, вызывающ, громоздок. Это стиль богатства, богатства, которое не прячут, роскоши, которой не стесняются. Больше золота и больше красок!

Сначала было Возрождение, XV век, век, в который вспомнили культуру Древней Греции, Древнего Рима. Вспомнили о пропорциях, о симметрии, о композиции. Потом пришла эпоха классицизма – всё должно было следовать правилам, всё должно было быть упорядочено, гармонично, выверено, математически точно. Всё должно было быть спокойно и строго. Классика красива, идеально красива, математически красива, но скучна. И миру надоело скучать. В конце XVI века на смену классицизму приходит барокко.

Стиль барокко итальянцы называли «странным» и даже «пошлым». А само слово «барокко» происходит от португальского «жемчужина неправильной формы». Классицизм был правильным во всём, барокко стало не правильным.

Своего расцвета барокко достигнет во Франции при «короле-солнце» Людовике XIV, XVII век, короле, который говорил, что «государство – это я». Абсолютизм – абсолютная, ни чем не ограниченная власть короля, вот ещё одна характеристика той эпохи, эпохи барокко, полная власть и полная роскошь. Плюс церковь. Эпоха Контрреформации, в прошлые века церковь осмелились критиковать, в том числе и за излишнюю роскошь, теперь она вновь встаёт с колен, теперь вновь эпоха роскоши.

Сегодня, что же сегодня мы имеем от стиля барокко.
Во-первых, наряды, пошитые из парчи и бархата, тканей, которые всегда служили лишь стилю барокко.
Во-вторых, многие современные дизайнеры часто обращаются к таким элементам барокко, как пышные рукава и не менее пышные юбки. Так, неимоверно пышная мини-юбка, украшенная бантами и кружевами, будет юбкой в стиле барокко, и никак иначе.
Ну да, конечно, кружева, банты, рюши, драпировки – всё это и желательно побольше также явный признак одежды в стиле барокко. Обувь с пряжками, украшения с огромными камнями, муфты, веера – это всё также заимствовано из стиля барокко.

Из дизайнеров второй половины ХХ века предпочтение стилю барокко всегда отдавал Кристиан Лакруа. Что ж, неудивительно, его дипломная работа была посвящена истории костюма.

Его первая коллекция «Прекрасная арлезианка» также имеет очень много отсылок к стилю барокко. Коллекция была посвящена области Камарг, юг Франции, и отличалась изобилием ярких цветов, пёстрых узоров. Она была весьма близка к барокко, как и многие последующие его коллекции. Яркость, пышность и это пресловутое «слишком», так характерное для барокко, всё это присутствует и в его коллекциях.

Сегодня стиль барокко по-прежнему роскошен и эксцентричен. А одежда в таком стиле может подойти для светских мероприятий и торжественных событий, но при условии, что вам свойственна яркость и вы не боитесь выглядеть «слишком» и «чересчур». [http://dress-code.net.ua/content/view/409/42/]

Актуальность темы урока:

Стиль барокко не редко встречается в современной моде, скорее его элементы, намеки на этот стиль. Современный темп жизни диктует свою моду. Конструктивизм и практичность - это распространенные направления наших дней, однако, дизайнеры периодически возвращаются к стилю барокко, что бы сделать праздник, наполнить коллекцию одежды или причесок яркостью, изобилием текстуры и цвета, пышностью, потому что это радует глаз и всегда поднимает настроение. Если вы собираетесь на светскую вечеринку или в театр всегда можно стилизовать свой наряд и прическу под этот прекрасный, насыщенный и праздничный стиль барокко. В картинках,которые прилагаются к курсовой работе вы можете наглядно посмотреть как выглядит современный стиль барокко и представить его на себе. Этот стиль для смелых, ярких личностей, которые не бояться выделяться из толпы и будут чувствовать себя в этом образе сильными и уверенными в себе людьми.

-Заключительная часть.

Общение с учащимися, ответы на вопросы, проверка знаний.

-Выставление оценок.

Приложение:

Неделя моды в Милане 2012. Коллекция осень-зима 2012-2013 от Dolce & Gabbana [http://finestar.ru]

Женщина в стиле барокко от Dolce & Gabbana. Дизайнеры Доменико Дольче и Стефано Габбана представили на неделе моды в Милане свою новую коллекцию осень-зима 2012-2013, в которой показали итальянский секси гламур в стиле барокко. Модели демонстрировали на подиуме роскошные кружевные платья, черные вуали и великолепные принты, для создания которых вдохновением послужило сицилийское искусство. В коллекции мы можем также увидеть и шикарные аксессуары, например, украшения из золота, объемные серьги и маленькие сумочки, ремешки которых украшены жемчугом. На наш взгляд получилось все красиво, стильно и очень горячо!

Заключение:

Актуальность темы моего урока несомненна, потому что стилю барокко более 500 лет, он никогда не выходил из моды навсегда, периодически барокко возвращается в наши дни, в эпоху минимализма и конструктивизма. Нам часто не хватает цвета и праздника, поэтому стиль барокко бесспорно на первом месте.

В материале для лекции затронуты живопись, архитектура и,конечно,

костюм и прическа стиля барокко.

Урок-лекция прекрасно информирует, дает новые знания и подталкивает на создание чего-то нового, своего.

Новизна и творческий подход моего урока в том, что учащиеся в конце урока самостоятельно рисуют стилизованные образы барокко и дают устные комментарии к своему творчеству. В конце урока, во время проверки таких заданий, можно с каждым индивидуально пообщаться на тему его работы и ответить на вопросы.

Список используемых источников:

1. [Электронный ресурс] http://finestar.ru- режим доступа, дата обращения 26.03.2012г.

2. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство " Питер",2000. 304 с. -- (Серия "Учебник нового века")

3. [Электронный ресурс] http://na55555.ru/- режим доступа, дата обращения 26.03.2012г.

4. [Электронный ресурс] http://na55555.ru/ -режим доступа, дата обращения 27.03.2012г.

5. [Электронный ресурс] http://student39.ru -режим доступа, дата обращения 27.03.2012г.

6. [электронный ресурс] http://mylitta.ru/478-baroque-style.html- режим доступа, дата обращения 25.03.2012г.Журнал.

7. [Электронный ресурс] http://dress-code.net.ua/content/view/409/42/-режим доступа,дата обращения 25.03.2012г.

8. [Электронный ресурс] http://finestar.ru- режим доступа, женский онлайн журнал,дата обращения 28.03.2012г.

9. [электронный источник]: режим доступа- http://bestreferat.com.ua/referat/detail-317.html, 24с, дата обращения 21.03.2012год.

10. [электронный источник]: режим доступа- http://mylitta.ru/478-baroque-style.html,дата обращения 21.03.2012год.

11. Электронный источник]: режим доступа http://afield.org.ua/mod3/mod39_2.html,дата обращения 21.03.2012год.

12. Mетодические рекомендации к занятиям по дисциплине «История костюма» / Сост.: З. Н. Сазонова. — Владимир: Изд-во Владимирского гос. университета, 2010. – 41 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: