Развитие барокко в Германии и Австрии

В XVIII в. Германия оставалась раздробленной на множество королевств, герцогств и княжеств. Экономический упадок, отсталый уклад жизни не способствовали развитию страны. Наиболее интересные и значительные памятники архитектуры и изобразительного искусства создавались в трёх немецких государствах – Баварии, Саксонии и Пруссии. В Баварии и Саксонии в первой половине XVIII столетия благодаря тесным художественным контактам с Италией развивался стиль барокко. Здесь работали знаменитые итальянские мастера: в Вюрцбурге – художник-монументалист Джованни Баттиста Тьеполо, а в Дрездене – мастер городского пейзажа Бернардо Беллотто.

С Баварией связано творчество архитектора Бальтазара Неймана (1687-1753). Он автор резиденции архиепископа-курфюрста Франконии (1719-1744) в Вюрцбурге (Рис. 5.1), расписанной Тьеполо. Это огромный дворец с четырьмя внутренними дворами и очень протяженным фасадом – сто шестьдесят семь метров. Нейман оформил фасад крупными ризалитами. Нижний этаж выполнен просто и строго; верхние - украшены скульптурами, в которых, несмотря на обилие деталей, чувствуется гармония и тонкий вкус.

 
 


Рис. 5.1

Замечательным памятником барокко является также резиденция курфюрстов Саксонии под названием Цвингер в Дрездене (Рис. 5.2). Это строительство стало делом жизни архитектора Маттеуса Даниеля Пёппельмана (1662-1736). Обширный двор, предназначенный для празднеств, Пёппельман окружил с трёх сторон двухэтажными павильонами, которые соединил одноярусными галереями с застеклёнными арками.

 
 


Рис. 5.2

Особенно выразительна галерея, в центре которой возвышается причудливой формы купол «ворот под короной» (Рис. 5.3). Сооружение пышно украшено в стиле барокко (скульптуру для него выполнил австрийский мастер Бальтазар Пермозер). Пышность убранства,

стремление к своеобразной архитектурной игре характерны для большинства построек Австрии в стиле барокко, в том числе и храмовых. Такова церковь Св. Карла Борромея (Рис. 5.4), возведённая Иоганном Бернхардом Фишером фон Эрлахом (1656 – 1723) в Вене между 1715 и 1737 гг.

Рис. 5.3

Рис. 5.4

Рис. 5.5. И. Б. Фишер фон Эрлах. Траутзон. Садовый дворец. 1710 г.

Городские и загородные особняки в Австрии тоже были выдержаны в стиле итальянских барочных дворцов, но нижние этажи часто строились из гранёных каменных блоков (так называемый бриллиантовый руст), а верхние декорировались выразительными ордерными деталями – пилястрами, колоннами, арками со скульптурой (Рис. 5.5).

Контрольные вопросы и задания по теме «Развитие барокко в Германии и Австрии»

1. Каковы причины проникновения черт барокко в архитектуру немецких

государств?

2. Какие памятники архитектуры барокко Германии вы знаете?

3. Какие черты барокко, присущи постройке Бальтазара Неймана

(1687-1753) в Вюрцбурге?

4. Какие черты барокко присущи постройке Маттеуса Даниэля

Пёппельмана (1662-1736) в Дрездене?

5. Какие памятники архитектуры барокко Австрии вы знаете?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: