I. Ответьте на вопросы:
1. Что такое полисемия?
2. Чем обусловлена полисемия?
3. Какие виды лексических значений имеются в структуре многозначного слова?
4. Типы лексических значений: свободное, фразеологически связанное, синтаксически и конструктивно обусловленные.
5. Мешает ли многозначность пониманию слова в речи?
6. Что такое расширение и сужение значений?
7. Существуют ли однозначные слова?
8. Что такое термин?
9. В чем различие прямого и переносного значения?
10. Назовите основные виды переноса значения.
11. Термины по теме выпишите в словарь: полисемия, моносемия, лексико-семантический вариант, метафора (языковая, речевая), метонимия, синекдоха, зоосемизм, термин, контекст, конситуация.
III. Ответьте на вопросы:
1. Что такое омонимия? Что общего/ различного в явлениях омонимии и полисемии? Каковы критерии разграничения этих явлений?
2. Виды омонимов (полные; неполные - омофоны, омографы, омоформы).
3. Каковы основные пути образования омонимов?
4. Роль омонимов в речи.
5. Мешает ли омонимия пониманию слова в речи?
|
|
6. Что такое паронимы?
IV.Усвойте термины по теме: омонимия, омонимы, омоформы, омофоны, омографы, паронимы.
V. Выполните практические задания № 1, 2, 3.
Литература
1. Баранникова Л.И. Введение в языкознание. - С. 111-118.
2. КодуховВ.И. Введение в языкознание. - С. 198-199.
3. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - С. 102-110.
4. Реформатский А.А. Введение в языковедение. - С. 81-95.
5. Записи лекций.
6. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. - М., 1986.
7. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. - М., 1984.
8. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка: Словарь-справочник/ Сост. Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. - М., 1968.
Практические задания к занятию №8
1. Пользуясь словарями, из перечисленных слов выделите наиболее многозначные и укажите причины их высокой многозначности:
чистый, смотреть, стоять, тяжелый, легкий, сидеть, черный, хвастать, прикарманить, зеленый, ходить, розовый, лиловый, браниться, плут, рука, плохой, бить, свистеть, якшаться, сиять, брать, хлеб, трава, век, мокрый, закат, почва.
2. Опишите значения выделенных слов в нижеследующих предложениях. Определите, какой смысловой элемент является общим для разных значений одного и того же слова:
А. 1. Светлая лампа освещала разбросанные по столу бумаги, 2. Его привели в большую светлую комнату. 3. Скоро ночи будут совсем светлыми. 4. Светлый ручеек весело бежал по дну оврага. 5. Девушка в светлом платье стояла у окна. 6. Светлые обои придали комнате праздничный вид.
Б. 1. Красные знамена гордо развевались над рядами демонстрантов. 2. Красная гвоздика - символ победы. 3. Навстречу мне выбежала девочка в красном платьице. 4. Банка с красной икрой стояла на столе. 5. Мы с тобою, птицы вольные, жить поедем в Москву красную (Кольцов). 6. Не красна изба углами, а красна пирогами. 7. Красная армия несла народам освобождение.
|
|
3. Определите значение слов земля, номер, глухой, тонкий каждом из приведенных ниже предложений. Установите, сколько значений слов здесь представлено. (Для справок используйте любой толковый словарь).
Гордые мечты о счастье и славе земли своей родной рвали сердце Николая Алексеевича (Короленко.). В садах будто забили фонтаны из снега пополам с землею. Среди планет Солнечной системы только Земля населена разумными существами.
Выступление этой певицы оказалось лучшим номером всей программы. Стучусь к ней вечером, а она в номере мебель переставляет по-своему (Овчинников.). Тоскливо было сидеть узнику в угрюмой общей комнате номер двадцать семь (Гайдар).
Ребенок родился в богатой семье Юго-Западного края, в глухую полночь (Кор.). Но вот за дверьми, должно быть с кухни, раздался какой-то глухой шум (Гайд.). Окон почти нет, стена глухая, потому что север (Чехов).
Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими чертами лица. -Ты, пожалуйста, не сломай планку, она очень тонкая (Гайдар).
-...Разве ты не видишь, что это модель ветряного двигателя? Это работа тонкая (Гайдар).
4. Приведите примеры использования данных ниже слов в собственно номинативном значении (прямом) и в номинативно-производном (переносном):
ручка, дорога, потолок, клокотать, играть.
5. Укажите, в каком значении (прямомили переносном употреблены выделенные слова в словосочетаниях:
крепкое здоровье, сладкий компот, гвоздь всей программы, полное ведро, Дом быта, ранняя весна, передать книгу товарищу, набор карандашей, влипнуть в историю, голубые глаза, глубокий анализ, войти в роль, недалекий человек, во время сна, буйный нрав, рассказывать басни, вручить юбиляру адрес, жить в деревне.
6. Определите способы переноса значений слов в следующих случаях:
блюдо (предмет посуды) - блюдо (кушанье); зерно (семя злаков) - зерно (небольшой предмет) - зерно (зародыш чего-либо); серебро (металл) - серебро (посуда); голова (человека) - голова (поезда); яблоко (плод) - яблоко (глазное); дом (здание) - дом (учреждение) - дом (семья), круг (окружность) - круг (спасательный) - круг (друзей), лента (шелковая) - лента (фильм), молодой (человек) - молодой (задор), удар (резкий, сильный толчок) - удар (звук от такого толчка),- рог (коровы) - рог (охотничий); труд (деятельность) - труд (печатный).
7. Многозначность или омонимия наблюдается в следующих предложениях? Ответы аргументируйте. (Свои выводы проверьте по толковому словарю):
А. Дети были заняты новой игрой. Решение задачи заняло целый час. Рота заняла новую позицию. На покупку телевизора им пришлось занять денег у родных. Комната оказалась занятой какими-то приезжими.
Б. У этих часов слишком короткий завод.Завод получил новое оборудование.
В. Правая рука у нее была сломана. Правое дело всегда победит. Правые партии образовали оппозицию.
8. Можно ли определить вне контекста значение следующих слов? Употребите их в предложениях и назовите явление, которое они иллюстрируют:
жгут, вели, постой, мой, дали, вина, стекло, трем, стать, век, течь, вести, дороги, ласка, знать.
9. Выберите одно из заключенных в скобках слово, свой выбор мотивируйте. Какое явление иллюстрируют заключенные в скобках слова?
Абитуриент глубоко раскрыл тему сочинения, но допустил целый ряд (стилевых, стилистических) ошибок. Товарищи пассажиры, не забудьте (оплатить, уплатить) за проезд! В своей новой шубе из (искусного, искусственного) меха она выглядела очень эффектно. Для лучшего (освоения, усвоения) материала преподаватель предложил ряд упражнений. Он быстро (одел, надел) плащ и выбежал на улицу. Для того чтобы не быть (невежей, невеждой), надо много читать.