Предмет и специфика художественной литературы. Познание мира в художественной литературе. Функции литературы


Художественная литература:


Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Специфика:

Специфика художественной литературы заключается в том, что это — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции человеческого языка. Таким образом, литература — это искусство слова.

Познание мира:

Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, с которыми его знакомит воспитатель.

Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Вряд ли можно преувеличить влияние литературы на формирование личности. Искусство слова давно уже стало частью той социальной и культурной среды, в которой развивается каждый человек. Литература сохраняет и передает из поколения в поколение общечеловеческие духовные ценности, обращаясь напрямую к сознанию человека, так как материальным носителем образнос­ти в литературе является слово. Взаимосвязь слова, точнее, речи и мышления изучается давно и не вызывает сомнений: слово — результат мысли и ее инструмент. С помощью слов мы не только выражаем то, что думаем: сам мыслительный процесс имеет вербальную (словесную) основу и не­возможен вне речи. И если слово формирует мысль, значит, искусство слова способно повлиять на образ мысли. В истории литературы можно найти множество примеров, подтверждающих это. Не­редко искусство слова напрямую использовалось как мощное идеологическое оружие, литератур­ные произведения становились инструментом агитации и пропаганды (например, произведения советской литературы). Безусловно, это крайние проявления, но даже в том случае, когда лите­ратура напрямую не претендует на роль агитатора и наставника, она доносит до человека пред­ставления об определенных нормах, правилах, наконец, предлагает ему определенный способ ви­дения мира, формирует его отношение к той информации, которую человек получает ежедневно.

Функции литературы:

Основные функции художественной литературы сле­дующие: социально-эстетическая, преобразую­щая, познавательная, воспитательная и язы­котворческая.

Литература в ряду искусств

Художественная литература наряду с музыкой, живописью и т. п. является одним из видов искусства. Слово «искусство» многозначно, в данном случае им названа собственно художествен­ная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). В разных видах искусства действует один и тот же закон: бессодержательный материал организуется художником в жизнеподобную форму, выражающую определенное идейно-эстетическое содержание. При этом каждый вид искусства использует «свой» материал: музыка — звук, живопись — краски, архитекту­ра — камень, дерево, металл и т. д. Специфика художественной литературы заключается в том, что это — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции человеческого языка. Таким образом, литература — это искусство слова.

Как искусство слова художественная литература представляет собой одну из важнейших разновидностей в системе других искусств: изобразительных (живопись, скульптура, графика), зрелищных (театр, кино, телевидение), искусств крупных пространственных объемов (архитектура), звуков (музыка). Литературу отличают глубокие и всесторонние связи с другими искусствами, что проистекает из природы художественного слова.

"Поэзия есть высший род искусства... Поэзия выражается в свободном человеческом слове, которое есть и звук, и картина, и определенное, ясно выраженное представление. Посему поэзия заключает в себе элементы других искусств, как бы пользуется вдруг и параллельно всеми средствами, которые даны порознь каждому из прочих искусств" (В.Г. Белинский).

Так же на одной из лекций мы проходили, что ИСКУССТВА разделяются на односоставные (музыка, литература) и синтетические (театр- смешение музыки, танцев, текстов)
А также ИКУССТВА разделяются на:

· Пространственные (которые дают худ образ сразу, при первом просмотре: ЖИВОПИСЬ)

· Временные (кот. Предполагают затраченное время на их понимание - МУЗЫКА, ЛИТЕРАТУРА)

· Пространственно-временные – которые позволяют увидеть худ образ сразу, а затем продукт во времени эволюционирует (ТЕАТР)

И Последнее ИКУССТВА бывают изобразительные (способные передавать контуры реального мира) и экспрессивные (выражают авт. Видение МУЗЫКА).

· Вопрос 7-стилистика.язык художественной литературы

Разумеется, абсолютно уникальный художественный текст в принципе невозможен. Поскольку такое новообразие никем не будет воспринял в качестве текста.
Наличие у художественного текста собственного, имманентного ему при сущего языка обычно осмысливаемая через теоретическую категорию стиля. Сочинения не обладающие своим единственный стилем,имитирующие чужие стилевые нормы, к области искусства в узком и специфическом значении этого термина не принадлежат. Они могут изучаться с позиций истории литературы, но в состав предмета теории литературы они не входят.
Сколько бы ни был уникален стиль худ шедевра, множеством своих моментов он отчасти совпадает со стилями других произведений одного и того же типа.
Будучи вторичной знаковой системой, худ язык(стиль) функционирует, всегда так или иначе преодолеваю, деформируя первичную систему знаков естественного языка. Этим как раз создается иносказательность, которая является неустранимым семиотическим свойством художественного текста.
АЛЛЕГОРИЯ-вытеснение значений первичного языка смыслами, которые подлежат шифровке.(например КРЕСТ-вера,СЕРДЦЕ-любовь, ВЕСЫ-правосудие)
ЭМБЛЕМА- по сути состоит в резком расширении области значений языкового знака при сохранении его исходного смысла. (так голубь мира, начертанный ПИкассо, не переставая означать птицу ноя, распространяет свой библейский смысл на всякое прекращение военных действий или стихийных бедствий, включает их в состав своего означаемого)
СИМВОЛ-противоположен эмблеме. Сохраняя исходное значение языкового знака, символизация резко расширяет область его смысла. Например символика " свечи " и "книги" в контексте помаянной судьбы Анны Корениной. Эти символы не будучи аллегориями не могут быть однозначно расшифрованы, однако актуализация их смысла не представляет существенных затруднений.
Эмблема — условное изображение идеи в рисунке и пластике, которому присвоен тот или другой смысл. Отличается эмблема от символа — тем, что смысл её иносказания установлен и не подлежит толкованиям.
Якорь — надежда.
Змея, кусающая свой хвост — вечность.
Кадуцей Меркурия — торговля.
Лира — музыка.
Эмблемы должны быть непременно ясны и просты, зритель должен в них видеть то, что ему хотели сказать; наоборот, в символ он вкладывает содержание, которое может быть совершенно независимо от намерений художника. Символ есть воплощение идеи, эмблема — условный знак, её заменяющий, её иероглиф. В символе выражена колеблющаяся, неопределённая группа пережитых впечатлений, которая и для самого художника в виде отвлечённого обобщения не существует, ибо художник мыслит образами, а не придумывает их для иносказательного выражения идеи.
ГРОТЕСК— вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Основа гротеска — немыслимое, невозможное, но необходимое писателю для достижения определенного художественного эффекта. (гротеск-сон Татьяны Лариной, сон Раскольникова).

Итак, перечисленных явления могут встретиться рядом в одном произведении. Однако уникальный худ язык данного литературного текста в целом всегда занимает семиотически определенную позицию по отношению к его есть венному языку. По такому конструктивному принципу стили могут быть типологизированы как аллегорические, эмблематические, символические и гротескные.

· Вопрос 8-авторское и объектное слово

Говоря об авторском слове и объектном слове, можно обратиться к статье “ Слово у Достоевского”Бахтина. В своей статье он писал:
Наиболее типичный и распространенный вид изображенного, объектного слова – прямая речь героев. Она имеет непосредственное предметное значение, однако не лежит в одной плоскости с авторской речью, а как бы в некотором перспективном удалении от нее. Она не только понимается с точки зрения своего предмета, но сама является предметом направленности как характерное, типичное, колоритное слово.

Там, где есть в авторском контексте прямая речь, допустим, одного героя, перед нами в пределах одного контекста два речевых центра и два речевых единства: единство авторского высказывания и единство высказывания героя. Но второе единство не самостоятельно, подчинено первому и включено в него как один из его моментов. Стилистическая обработка того и другого высказывания различна. Слово героя обрабатывается именно как чужое слово, как слово лица, характерологически или типически определенного, то есть обрабатывается как объект авторской интенции, а вовсе не с точки зрения своей собственной предметной направленности. Слово автора, напротив, обрабатывается стилистически в направлении своего прямого предметного значения. Оно должно быть адекватно своему предмету (познавательному, поэтическому или иному). Оно должно быть выразительным, сильным, значительным, изящным и т.п. с точки зрения своего прямого предметного задания – нечто обозначить, выразить, сообщить, изобразить. И стилистическая обработка его установлена на чисто предметное понимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: