Словесная антитеза

Другим синтаксическим средством создания эмфати­ческих акцентов на эмоционально значимых словах являются словесные антитезы (гр. anti — против, thesa — положение). Словесная атитеза может быть и логической, не требующей эмфазы на противопоставляемых словах. Например: «Проходили длинные, короткие, с хорошей, с дурной травой ряды. Левин потерял всякое осознание времени» (Л.Толстой). Здесь противопоставление слов только поясняет разнообразие условий, в которых Левин косил с мужиками луг. Иное значение словесной антитезы в следующем примере: «То не был ада дух ужасный, II Порочный мученик — о нет! || Он был похож на вечер ясный: || Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет!.'» (Лермон­тов). Здесь попарно противопоставленные эпитеты-существительные создают неопределенную эмоциональную возвышенность характеристики «демона» и требуют со­ответствующей интонации.

Вот другие примеры эмфатической словесной антитезы: «Твои пленительные очи || яснее дня, чернее ночи» (Пуш­кин); «Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие» (Гоголь). Вот целый лирический монолог, основанный на антитезе:

Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством.

Клянусь паденья горькой мукой, Победы краткою мечтой; Клянусь свиданием с тобой И вновь грозящею разлукой. (М. Лермонтов)

Своеобразной разновидностью словесной антитезы яв­ляется сочетание слов, противоречащих друг другу по свое­му значению и получающих поэтому более сильную эмфати­ческую интонацию. Это так называемый оксюморон (гр. буквально — остроумно-глупое). Например: «Но я


встретил смущенно и дерзко || Взор надменный и отдал по­клон» (Блок). Смущение и дерзость — исключающие один другого душевные состояния. Два эпитета, их обозна­чающие, поставленные рядом, приобретают от этого повы­шенную семантическую и интонационную значимость. Вот еще примеры: «Ты и убогая, ты и обильная || Ты и могу­чая, ты и бессильная, || Матушка-Русь» (Некрасов); «Из темноты сырых сеней низкий женский голос, робкий и задорный, произнес (Горький); «О, звериная! О, детская! О, копеечная! О, великая! || Каким названьем тебя еще звали?» (Маяковский); «Боитесь вы, что хрустнет ваш скелет || В тяжелых нежных наших лапах» (Блок).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: