Другим синтаксическим средством создания эмфатических акцентов на эмоционально значимых словах являются словесные антитезы (гр. anti — против, thesa — положение). Словесная атитеза может быть и логической, не требующей эмфазы на противопоставляемых словах. Например: «Проходили длинные, короткие, с хорошей, с дурной травой ряды. Левин потерял всякое осознание времени» (Л.Толстой). Здесь противопоставление слов только поясняет разнообразие условий, в которых Левин косил с мужиками луг. Иное значение словесной антитезы в следующем примере: «То не был ада дух ужасный, II Порочный мученик — о нет! || Он был похож на вечер ясный: || Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет!.'» (Лермонтов). Здесь попарно противопоставленные эпитеты-существительные создают неопределенную эмоциональную возвышенность характеристики «демона» и требуют соответствующей интонации.
Вот другие примеры эмфатической словесной антитезы: «Твои пленительные очи || яснее дня, чернее ночи» (Пушкин); «Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж и не тонкие» (Гоголь). Вот целый лирический монолог, основанный на антитезе:
|
|
Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем, Клянусь позором преступленья И вечной правды торжеством.
Клянусь паденья горькой мукой, Победы краткою мечтой; Клянусь свиданием с тобой И вновь грозящею разлукой. (М. Лермонтов)
Своеобразной разновидностью словесной антитезы является сочетание слов, противоречащих друг другу по своему значению и получающих поэтому более сильную эмфатическую интонацию. Это так называемый оксюморон (гр. буквально — остроумно-глупое). Например: «Но я
встретил смущенно и дерзко || Взор надменный и отдал поклон» (Блок). Смущение и дерзость — исключающие один другого душевные состояния. Два эпитета, их обозначающие, поставленные рядом, приобретают от этого повышенную семантическую и интонационную значимость. Вот еще примеры: «Ты и убогая, ты и обильная || Ты и могучая, ты и бессильная, || Матушка-Русь» (Некрасов); «Из темноты сырых сеней низкий женский голос, робкий и задорный, произнес (Горький); «О, звериная! О, детская! О, копеечная! О, великая! || Каким названьем тебя еще звали?» (Маяковский); «Боитесь вы, что хрустнет ваш скелет || В тяжелых нежных наших лапах» (Блок).