Информационное право
Андрей Юрьевич Дорский
Предмет информационного права.
Информационное право – формирующийся межотраслевой комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения в области создания, использования, перемещения и защиты информации.
Источники информационного права:
· Конституция РФ
· Гражданский кодекс РФ
· Уголовный кодекс РФ
· Закон «об информации», информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006
· Закон «о СМИ» от 27.12.1991
· Закон «о рекламе»от 12.03.2006
Информация – сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления(ФЗ№149 от 27.07.2006»об информации, информационных технологиях и о защите информации» ст.2)
Оценка, вопрос, пожелание не содержат сведений.
Свобода информации – общий принцип циркулирования информации в современном мире.
Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (Конституция РФ, п.4,ст.29)
Государственная тайна
|
|
Закон №5485-1 от 21.07.1993 «о государственной тайне»
· Сведения военной области
· Сведения в области экономики, науки и техники
· Сведения в области внешней политики и экономики
· Сведения в области расследовательной, контррасследовательной и оперативно-разыскной деятельности, а также в области противодействия терроризму
Коммерческая тайна
Закон от №98-ФЗ «о коммерческой тайне»29.07.2004
Признаки коммерческой тайны:
· Коммерческая ценность, причем необходимым условием этой ценности является неизвестность информации третьим лицам
· Отсутствие свободного доступа на законном основании
· Обладатель принимает меры по охране конфиденциальности
Персональные данные
Закон №152-ФЗ «о персональных данных» от 27.07.2006
Персональные данные – любая информация, относящаяся к определенному или определяемому лицу(физическому) – субъекты персональных данных.
Операторы и другие лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено ФЗ.
Правовые основы отношений со СМИ
Система права СМИ
Права редакции СМИ
· Право на запрос информации
· Право на аккредитацию журналистов
Редакция может обратиться с любым запросом любой информации в любой орган, учреждение, а также в органы общественных объединений. Они обязаны предоставить ответ. Коммерческие организации отвечать не обязаны.
Для общественных организаций ответ должен быть предоставлен в сроки до 7 дней. Огласке не подлежит государственная тайна, сведения о личной жизни и т.д.
|
|
Пресс-служба может попросить редакцию об отсрочке в течение 3 дней со дня поступления запроса. В таком случае нужно сформулировать причину отсрочки. Окончательный ответ необходимо предоставить в течение 22 дней.
Если информация смешанная, то часть информации сообщается, а другая часть удерживается в тайне.
Редакция имеет право аккредитовывать своих журналистов при государственных органах, общественных организациях и т.д. Они обязаны принять журналиста. Если журналист нарушил правила, его можно лишить аккредитации, а вместе с ним и всю редакцию, в которой он работает.
Права журналиста
1. Искать, запрашивать, получать и распространять информацию
2. Посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы
3. Быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации
4. Получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную, специально охраняемую законом тайну
5. Копировать, публиковать, оглашать или иными способами воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения прав на интеллектуальную собственность
6. Производить записи, фото и видео съемку в случаях, если она не запрещена законом
7. Посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение, присутствовать на митингах и демонстрациях
8. Проверять достоверность сообщаемой ему информации
9. Излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью
10. Отказаться о подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям
11. Снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала
12. Распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи
Ответственность за нарушение прав журналиста и редакции
· Уголовная (ст. 144 УК РФ)
«Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов»
· Административная (ст.13.16 КоАП «Воспрепятствование распространению продукции СМИ»; ст.5.39 КоАП «Отказ в предоставлении информации»)
Права лица, отвечающего за связи со СМИ
Право требовать:
· Указания на источник информации
· Сохранение конфиденциальности информации и/или ее источника
· Получение согласия на распространение в СМИ сведений о личной жизни своего клиента, его родственников от них самих или их законных представителей
· Согласование с ним проведения аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки при получении информации
· Предъявления редакционного удостоверения или иного документа, удостоверяющего личность и полномочия журналиста