1. Повторение - повторение слова или группы слов с целью придать им особое значение.
Я люблю тебя, жизнь,
Что само по себе и не ново.
Я люблю тебя, жизнь,
Я люблю тебя снова и снова.
(К.Ваншенкин)
Повторение слов в начале строк (как в этом примере) называется анафорой, а в конце - эпифорой.
В устной народной поэзии встречаются синонимические повторения: черным-черно, гулять-погуливать.
2. Градации (от лат. gradatio постепенное повышение) - повторение слов-синонимов, когда очередное слово усиливает смысл предшествующего.
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым...
(С.Есенин)
3. Антитеза (от гр. antithesis - противопоставление) - оборот речи, в котором противопоставляются жизненные явления, мысли, образы с целью раскрытия их сущности.
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
(М.Лермонтов)
Антитеза имеет и более широкое значение: иногда она лежит в основе произведения («Деревня» А.Пушкина).
4. Инверсия (от лаг. inversio - перестановка) - отступление от обычного порядка слов в предложении с целью выделения наиболее значимого.
|
|
Я призван был воспеть твои страданья
Терпеньем изумляющий народ.
(Н.Некрасов)
5. Параллелизм (от гр. parallelos тот; кто идет рядом) синтаксический-повторение двух или нескольких предложений, имеющих сходное синтаксическое построение.
Гляжу на будущность с боязнью.
Гляжу на прошлое с тоской.
(М.Лермонтов)
Параллелизм психологический -сопоставление пнугреииега состояния персонажа с миром природы.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
(М.Лермонтов)
6. Бессоюзие, многосоюзие. В первом случае передается экспрессия, динамика действия, во втором - плавность.
Швед, русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон...
Так рисует Пушкин Полтавскую битву. По-иному, в спокойных тонах характеризуется князь Олег:
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы.
7. Риторическое восклицание - оборот речи с подчеркнуто восклицательной интонацией.
Да здравствует солнце, да скроется тьма!
(А.Пушкин)
8. Риторическое обращение - оборот речи, в котором содержится обращение к предмету, отвлеченному понятию, воображаемому слушателю или читателю.
Здравствуй, племя младое, незнакомое...
(А.Пушкин)
9. Риторический вопрос - оборот речи, сформулированный в форме вопроса, не требующего ответа.
Увижу ль, о, друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя?
(А.Пушкин)
10. Пропуск, эллипсис (от rp. elleipsis - пропуск, выпадение) - пропуск слов в предложении, чтобы передать динамику действия.
|
|
Пороша. Мы встаем и тотчас на коня.
И рысью по полю при первом свете дня.
(А.Пушкин)
В первой и второй строке пропущено сказуемое.
11. Обрыв - включение в текст недосказанных говорящим предложений
с целью передачи внутреннего волнения. В тексте обозначается отточием.
И скучно, и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?
А годы проходят – всё лучшие годы!
(М.Лермонтов)
12. Умолчание -оборот речи, содержащий намек, когда мысль не до конца высказана, но читатель догадывается о невысказанном.
В маленькой трагедии А.Пушкина «Скупой рыцарь» ростовщик намекает Альберу на то, что можно «травить отца и стать обладателем его богатства: Нет, я хотел...быть может, вы... я думал,
Что уж барону время умереть...
По форме эта фигура напоминает обрыв.
ФОНИКА
Художественная выразительность достигается также с помощью звуков, хотя роль их значительно скромнее, чем тропов и фигур. История литературы знает случаи, когда отдельные теоретики и поэты преувеличивали роль звука, придавали ему особую значимость. Однако сам по себе звук, вырванный из слова, ничего не выражает, его выразительность проявляется только в слове. Русский язык отличается богатством звуковой системы, поэтому для достижения большей художественной выразительности довольно часто используются звуки. Различают два вида фоники: ассонанс и аллитерация.
1. Ассонанс (от лат. assonare - созвучность) - повторение гласных звуков с целью придания речи мелодичности или создания определенного звукового образа. 13 стихотворении П.Некрасова «Па Волге» говорится о повсеместном стоне угнетенного народа:
Стонет он по нолям, по дорогам.
Стонет он под овином, под стогом...
Стонет в собственном бедном домишке,
Стонет в каждом глухом городишке.
Повторяющийся много раз гласный о доминирует в тональности стихотворения, благодаря чему как бы слышится стон.
2. Аллитерация (от лат. ad - до и littera - буква) - повторение согласных звуков с целью создания определенного звукового образа.
Люблю грозу в начале мая.
Когда весенний первый гром.
Как бы резвяся и играя
Грохочет в небе голубом.
(Ф. Тютчев)
Повторение согласных г и р как бы имитирует грохот грома
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал…
(А.Пушкин)
В вагоне шаркают и шамкают
И шумно просят к шалашу.
Слегка пошатывает шахматы,
А я тихонечко пишу.
(Е.Евтушенко)
В этих отрывках повторяющийся звук ш передает шум, шорох.
Прием создания слухового образа на основе повторения согласных принято называть звукоподражанием.
Поэты-символисты широко пользовались фоникой, придавая стиху мелодичный характер. Однако иногда они перенасыщали стих аллитерациями, не заботясь о его смысле. Вот отрывок из стихотворения К.Бальмонта:
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Повторяющиеся согласные в, б и ч не создают целостной звуковой картины вследствие разнородности звуков.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМOПОДГОТОВКИ (м. 3)
1. В чём различие языка и речи? Каковы особенности художественной речи? В чем заключается ее образность и экспрессивность? Можно ли отождествлять понятия «образность художественной речи» и «образные слова и выражения»?
2. Какие лексические пласты языка использует писатель и с какой целью? Почему писатель не всегда точно придерживается норм литературного языка?
3. Язык художественной литературы и литературный язык. Особенности художественной речи.
4. Лексические ресурсы литературного языка. Синонимы, антонимы, омонимы, омографы. Многозначность слова.
5. Лексические ресурсы общенародного языка. Просторечия, диалектизмы, профессионализмы, варваризмы, жаргонизмы, архаизмы, неологизмы, вульгаризмы.
|
|
6. Что такое тропы, каковы принципы их классификации и цели поэтического использования тропов?
7. По каким принципам создаются неологизмы поэтические и с какой целью?
8. Троп и его особенности. Виды тропов. Метафора и ее разновидности, сравнение, перифраз, гипербола, литота, метонимия, синекдоха, эпитет и др.
9. Фигуры поэтической речи. Виды фигур. Повторение, градация, антитеза, синтаксический параллелизм, инверсия, обрыв, умолчание, бессоюзие, многосоюзие, риторический вопрос, риторическое обращение и др.
10. Фонетические средства художественной выразительности. Аллитерация и ассонанс.
ЛИТЕРАТУРА
Абрамович ГЛ. Введение и литературоведение. Изд.6. -М., 1975.
Введение в литературоведение /Под ред. Л.В.Чернец. - М., 2000. С. 11-20,
209-219,228-239,245-251.
Галич О. та інш. Teopiя літератури. -- К., 2001. - С. 83-115.
Гетьманець М.Ф. Сучасний словник літературознавчих термінів. - Харків, 2003.