Про силлабику — см. Симеон Полоцкий. Силабическим стихом также писали поэты первой половины 18 века, включая Кантемира и Тредиаковского.
Что так смутен, дружок мой? Щеки вдруг опали,
Бледен, и глаза красны, будто ночь не спали?
Задумчив, как тот, кто чин патриарш достати,
Ища, конный свод звод разарил некстати?
(Сатира «Филарет и Евгений» Кантемира)
В 18 веке начинает ощущаться противоречие между искусственной манерой декламации, поддерживающий силлабический стих, и светским содержанием поэзии => поиск других форм.
В 1735г. Тредиаковский выпустил книгу «Новый и краткий способ сложения русских стихов». В ней излагаются теоретические основы русского стиха и предлагаются способы его усовершенствования. Многие силлабические традиции не затронуты — реформа непоследовательна. Однако автор четко осознал, что в русском языке ударные и безударные слоги резко разделяются по качеству. Также он впервые ввел понятие стопы как элементарной ритмической единицы, состоящей из одного ударного и одного безударного слогов, чередующихся в определенном порядке.
|
|
После споров с Ломоносовым были введены мужские клаузулы.
Также Тр. Сыграл важную роль в создании русского гекзаметра.
Реформ завершил Ломоносов. В 1739г. Он прислал «Оду... на взятия Хотина», основой которого является упорядоченное чередование ударных и безударных слогов.
Восторг внезапный ум пленил,
Ведет на верх горы высокой...
К оде Л. приложил «Письмо о правилах российского стихосложения» - переход к тоническому стиху.
Многое заимствовал из немецкой поэзии.
1752 — второе издание книги Тр., приняты многие положения Л.
Дальше -билет 63.