Учебные пособия

Введение в литературоведение /Под ред. Л. В. Чернец/ М., 2003.

Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. П. А. Николаева, изд. 2-е, М., 1988.

Введение в литературоведение /Под ред. Г. Н. Поспелова, изд. 3-е, М., 1988, главы I-V, VIII-XX, XXII.

Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999., 2001, 2002.

Хрестоматия по теории литературы (Сост. Осьмакова Л. В.) М., 1982.

Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Л, 1972.

Литература общего характера

Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. М., 1987.

Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.

Литературный энциклопедический словарь / Под ред. Кожевникова В. М., Николаева П. А./. М., 1987.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина/. М., 2001.

Краткая литературная энциклопедия., т. I-IX, М., 1962-1978.

Краткий словарь литературоведческих терминов / Под ред. Тураева С. В., М., 1974.

Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. ТТ.1-3. М., 1962-1965.

Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996.

3.3 Дополнительная литература

Асмус В. Ф. Немецкая эстетика 18 века. М., 1962.

Аристотель. Поэтика // Аристотель и античная литература. М., 1978.

Барт. Р. Критика и истина. От произведения к тексту. Смерть автора. // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Эпос и роман // Бахтин. М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве. // Бахтин М. М. Работы 20-х годов Киев, 1994.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. Или: в кн. Бахтин М. М. Достоевский. Киев, 1994.

Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1985.

Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989. С 42-58, 155-166, 245-246, 300-302.

Виноградов В. В. Проблема образа автора в художественной литературе // О теории художественной речи. М., 1971.

Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.

Гегель. Г. В. Ф. Эстетика: в 4-х т. Т. 1. М., 1968 с. 8-20, 31, 35, 37-38.

Гинзбург. Л. Я. О лирике. Изд. 2-е. Л., 1974.

Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Л., 1971.

Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л., 1079, с. 16-28, 45-46, 89-91, 124-129.

Корман Б. А. Изучение текста художественного произведения. М., 1974.

Левитан Л. С., Цилевич Л. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990.

Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957.

Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, 1968, № 8.

Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.

Лотман. Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С. 251-292.

Манн Ю. В. Диалектика художественного образа. М., 1987.

Поспелов Г. Н. Целостно-системное понимание литературных произведений // Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. М., 1983.

Потебня А. А. Из записок по теории словесности. Мысль и язык. // Потебня А. А. Эстетика и поэтика М., 1976 С 174-214.

Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

Тодоров Ц. Понятие литературы // Семиотика. М., 1983, с. 365-369.

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение: курс лекций. Л., 1959.

Тюпа В. И. Художественность литературного произведения. Красноярск, 1987.

Успенский Б. А. Поэтика композиции М., 1970.

Уэллек О., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.

Хализев В. Е. Драма как явление искусства. М., 1986.

Федоров В. В. О природе поэтической реальности. М., 1984.

Чернец Л. В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). М., 1982.

Шкловский В. Б. Искусство как прием // Шкловский В. Б. Теория прозы. М., 1983.

Шкловский В. Б. Избранное в 2-х тт. М., 1983.

Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1969.

6 Глоссарий

Курс ориентируется на разные подходы к литературе и различные трактовки ее основных понятий. По этой причине одним из обязательных заданий становиться создание словаря литературоведческих терминов. Студенты должны самостоятельно и творчески составить индивидуальные словари литературоведческих терминов и понятий, с которыми они работают в процессе изучения курса.Составление словаря требует работы с различными учебными и справочными пособиями.

Индивидуальный словарь предполагает три рекомендуемые раздела: общетеоретические понятия, художественная речь, явления стиха.

Ниже приводятся примеры определения понятий из соответствующих разделов и развернутые списки обязательных для усвоения терминов:

1 Общетеоретические понятия

Образ художественный разновидность образа вообще, в гносеологическом плане подразумевающего результат отображения реальности в сознании человека. Как категория эстетики художественный образ - целостное представление художникао предмете, воплощенное в каком-либо материале (в определенной системе знаков).

Персонаж - обычно то же, что и литературный герой – образ человека в литературном произведении.

Характер - образ человека, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью, через который раскрываются как исторически обусловленный тип поведения (поступки, мысли переживания, речь), так и некая нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Художественный характер являет собой органическое единство общего, повторяющегося и индивидуального, неповторимого.

Сюжет - развитие действия, ход событий в повествовательных или драматических произведениях, иногда и в лирических произведениях. Сюжет в его неповторимом своеобразии - одна из основных сторон образной формы произведения.

Компоненты эпического и драматического сюжета:

Экспозиция - изображение жизни персонажей в период, предшествующий завязке.

Завязка - событие, знаменующее начало развития действия, либо обострение конфликта в эпическом и драматическом произведении.

Кульминация - момент наивысшего напряжения действия в произведении, когда особенно ярко выявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества.

Развязка - заключительный момент в развитии конфликта/интриги драматического или эпического произведения, момент окончания действия или завершения конфликта между персонажами. В отличие от концовки (финала) или эпилога, развязка - компонент сюжета, непосредственно связанный с основным действием.

Композиция - построение художественного произведения, определенная система всех художественных средств организации образов, связь и взаимоотношение компонентов мира и текста произведения.

Повествование - в эпическом литературном произведении речь автора-повествователя, персонифицированного рассказчика, сказителя, то есть весь текст, за исключением прямой речи персонажей. Повествование, которое представляет собой изображение действий и событий во времени, описания, рассуждения, несобственно-прямую речь героев - главный способ построения эпических произведений, требующих объективно-событийного воспроизведения действительности.

Повествователь (образ повествователя, образ автора) - носитель авторской (то есть не связанной с речью какого-либо персонажа) речи в прозаическом произведении, своего рода посредник между изображенным и читателем, возможно, свидетель и истолкователь происшедшего. Весьма часто речь, не связанная с образами действующих лиц, в прозе персонифицируется, то есть предается определенному лицу - рассказчику, повествующему о событиях, наделяя их окраской собственной индивидуальности. Рассказчик, таким образом, становится одним из героев произведения.

Род литературный - ряд литературных произведений, сходных по типу своей речевой организации и своей познавательной направленности на объект, субъект: слово либо изображает предметный мир (эпос), либо выражает состояние говорящего (лирика), либо воспроизводит процесс речевого общения (драма).

Жанр - исторически складывающийся тип литературного произведения. Жанр обобщает черты, свойственные обширной группе литературных произведений какой-либо эпохи, нации или мировой литературы вообще.

В пределах трех литературных родов (эпос, лирика, драма) выделяют основные эпические жанры (роман, рассказ, новелла, эпопея, повесть, эпическая поэма), лирические жанры (лирическое стихотворение, ода, элегия, баллада, лирическая поэма, песня, мадригал) и драматические жанры (трагедия, комедия, драма).

Лирический герой - образ поэта в лирике, художественный «двойник» автора, не равный биографическому автору-поэту. Образ лирического героя вырастает из теста лирической композиции как лицо, наделенное определенностью индивидуальной судьбы, жизненной роли, психологической отчетливостью внутреннего мира.

Стихотворение - написанное стихами произведение небольшого объема, преимущественно лирическое. Генетически восходит к романтическому «фрагменту». В культуре 19-20 века стихотворение становится ведущим жанром всей лирики.

Ода - жанр лирической поэзии, торжественное, патетичное произведение на гражданственную, «высокую» тему.

Элегия - лирический жанр, стихотворение средней длины, эмоционального, медитативного характера (обычно любовного, печального) чаще всего от 1-го лица, без отчетливой композиции.

Поэма - крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом.

И т.п.

Список общетеоретических понятий и терминов:

авангардизм, автор, антагонист, архитектоника, баллада, басня, беллетристика, герменевтика, героика, герой, гротеск, действующее лицо, деталь художественная, диалог, драма, драматизм, жанр, завязка, идиллия, интерпретация, интертекстуальность, интрига, ирония, классицизм, коллизия, конфликт, комедия, комизм, композиция, кульминация, лирика, лирический герой, лиро-эпика, миф, модернизм, монолог, монтаж, мотив, мотивировка, направление литературное, натурализм, новелла, образ художественный, образ автора, ода, описание, остранение, пародия, пастораль, пафос, повествование, повествователь, повесть, полифония, портрет в литературе, поток сознания, поэма, поэтика, прием, притча, проблематика, проза, протагонист, психологизм,

пьеса, развитие действия, развязка, рассказ, рассказчик, реализм, роман, романтизм, романтика, сарказм, сатира, сентиментальность, сказ, сказка,

содержание (художественное), стилизация, стиль художественный, структурализм, сюжет, текст, тема, течение литературное, тип, трагедия, трагическое, условность в литературе, фабула, форма художественная, ормализм, формальная школа, характер, хронотоп, экспозиция, элегия, эпизод, эпилог, эпопея, эпос, юмор.

2 Художественная речь

Троп - употребление слова в переносном значении. Основные виды тропов - метафора, метонимия, сравнение, ирония и др.

Метафора - перенесение сойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении. Метафора - скрытое сравнение, в котором опущены слова «как», «будто», «словно».

Метонимия - перенос значения по смежности предметов или явлений (пространственная смежность, временная, по принципу материал - изделие, и др.).

Сравнение - образное словесное выражение, в котором один предмет или явление уподобляется другому по какому-то общему признаку с целью выявить в том, что сравнивается некие новые свойства.

Эпитет - один из тропов, образное определение предмета (явления), выраженное преимущественно прилагательным. Эпитет либо выделяет в предмете какое-то одно из его свойств, либо переносит его на свойства другого предмета (метафорический эпитет).

Олицетворение - вид тропа - такое изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Перифраз - один из тропов, в котором название предметов, человека, явления заменяется указанием на его признаки, как правило, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.

Ирония - в стилистике - выражающее насмешку, лукавство иносказание, когда слово или высказывание обретают в контексте речи значение противоположное буквальному смыслу или отрицают его или ставят под сомнение.

Символ - словесный или предметный знак, условно выражающий сущность какого-либо явления. Символ наделен всей многозначностью образа, в нем предметный образ и глубинный смысл выступают как два полюса, причем один немыслим без другого.

Аллегория - литературный прием или тип образности, основой которого является иносказание, запечатление абстрактной идеи в конкретном, предметном образе.

Эмблема - зримая, осуществленная метафора, когда отвлеченное понятие приобретает устойчивое, постоянное конкретное соответствие (например, «красная роза - эмблема любви»).

Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета или явления.

Обратный прием в литературе - художественное преуменьшение - литота.

Инверсия - художественно значимое нарушение естественного порядка слов (подлежащего и сказуемого, определяемого и определения).

Эллипсис - фигура поэтического синтаксиса - пропуск подразумеваемого слова, чаще всего подлежащего или сказуемого, которые легко восстанавливаются по смыслу.

Параллелизм - фигура поэтического синтаксиса - аналогия, сходство, общность черт, однородное синтаксическое построение 2-х и более предложений или их частей. Параллелизм часто имеет глубокий тематический характер, когда тот или иной мотив развивается в постоянной параллели, соотнесении с рядом явлений природы, эмоциональными переживаниями и др.

И т.п.

Список терминов раздела о художественной речи:

аллегория, амплификация, архаизмы, анаграмма, анафора, антитеза, варваризмы, гипербола, градация, диалектизмы, инверсия, иносказание, ирония, каламбур, литота, метафора, метафорический эпитет, метонимия, многосоюзие / бессоюзие, неологизмы, оксюморон, олицетворение, палиндром, параллелизм, перифраз, прозаизм, риторика, риторический вопрос (восклицание, обращение), символ, сравнение, троп, фигура, хиазм, эллипсис, эмблема, эпитет, эпифора.

3 Явления стиха

Рифма - звуковой, ритмичный повтор звуков (созвучие), как правило, в конце стихотворной строки.

Цезура - срединная, устойчивая пауза в стихе.

Сонет - стихотворение из четырнадцати строк, состоит из двух четверостиший и двух трехстиший. В русской поэзии, как правило, писался 5-ти стопным или 6-ти стопным ямбом.

Строфа - сочетание стихов, объединенных общей рифмовкой и представляющих собой ритмическое и синтаксическое целое, резко отделенное от соседних стихов большой паузой. Минимальная строфа - двустишие. Максимальный - в русском классическом стихе - онегинская строфа (четырнадцатистишье).

Вольный стих (разностопный) - стихотворная форма, обладающая неравносложностью строк. Преимущественно ямб, иногда хорей, амфибрахий.

Пиррихий - пропуск метрических ударений в ямбе и хорее.

Спондей - добавочное, внесистемное ударение в ямбе и хорее.

Белый стих - стих без рифмы.

Ассонанс - концентрированное повторение и обыгрывание в поэтическом произведении гласных звуков.

Аллитерация - повторение и обыгрывание однородных звуковых фрагментов, использующих определенные согласные звуки.

Ит.п.


Общий список терминов раздела:


акцентный стих, аллитерация, амфибрахий, амфимакр, анакруза, анжабаман, ассонанс, белый стих, верлибр, вольный стих, гекзаметр, дактиль, дольник, звукопись, катрен, клаузула, логаэд, метрика, метр, мелодика, точная /неточная рифма, октава, онегинская строфа, пиррихий, размер, рифма, ритмика, рифмовка, силлабика, силлаботоника, сонет, спондей, стих, стопа, строфа, тоническое стихосложение, фоника, холостой стих, цезура.

7 Вопросы к экзамену по курсу «Введение в литературоведение»

1. Состав литературоведения как науки.

2. Античная концепция искусства. Платон об искусстве.

3. Античная концепция искусстваю Аристотель об искусстве.

4. Концепция искусства как символа.

5. Основные эстетические постулаты И. Канта.

6. Романтическая концепция искусства.

7. Гегель об искусстве.

8. Академические школы литературоведения 19 века.Общая характеристика.

9. Культурно-историческая и сравнительно-историческая школы в искусствоведении и литературоведении.

10. Основные литературоведческие школы 20 века. Формализм.

11. Основные литературоведческие школы 20 века. Структурализм.

12. Образ и понятие. Образ и знак.

13. Художественный образ. Его отличительные свойства.

14. Художественные образы в соотношении с иллюстративными и фактографическими.

15. Художественная реальность. Первичная и вторичная условность.

16. Виды искусств. Основные классификации.

17. Лессинг о литературе и живописи.

18. Литература как вид искусства. Специфика словесной образности.

19. Определение поэтики.

20. Основные концепции строения литературного произведения.

21. А. Потебня о строении литературного произведения.

22. Проблема формы и содержания в литературном произведении.

23. Тематика, проблематика.

24. Виды пафоса.

25. Состав художественной формы.

26. Мир литературного произведения. Основные компоненты.

27. Пейзаж и вещь как предмет изображения в литературных произведениях.

28. Персонаж и средства создания его образа.

29. Сюжет. Основные понятия сюжетологии (фабула, событие, ситуация, конфликт).

30. Сюжет и фабула. История проблемы. Л. С. Выготский о диспозиции и композиции.

31. Понятие мотива в литературоведении.

32. Художественное время и пространство.

33. Повествование. Виды повествования.

34. Специфика сказового повествования. Б. Эйхенбаум о сказе.

35. Субъект повествования. Повествователь и рассказчик.

36. Роды литературы: принципы родового членения литературы.

37. Особенности лирических произведений.

38. Особенности эпических произведений.

39. Проблема жанров в литературоведении. Жанры литературы.

40. Роман как жанр.

41. Особенности драматических произведений.

42. Композиция литературного произведения. Уровни композиции.

43. Приемы композиции в эпосе, лирике и драме.

44. Словесный строй. Основные разряды изобразительно-выразительных речевых средств.

45. Основные виды и функции тропов как явлений художественной речи.

46. Стихотворная речь. Системы стихосложения.

47. Рифма. Строфа.

48. Стиль.

49. Основные понятия историко-литературного процесса (худ. система, лит. направление, течение, творческий метод).

50. Литература и читатель. Историко-функциональное изучение литературы.

51. Ценностное расслоение литературного потока: классика, беллетристика, массовая литература.

52. Анализ и интерпретация.

8 Образец контрольной тестовой работы по курсу

Вариант NN

Задание Вариант правильного ответа Количество баллов
  Назовите 2 базовых тропа Метафора и метонимия  
  Кратко определите «мимесис», по Аристотелю Подражание природе  
  Сколько стихов в сонете? Четырнадцать  
  В эстетической системе какого философа впервые осуществился отказ от концепции искусства как подражания? И. Канта  
  Что такое «белый стих»? Нерифмованный стихотворный текст  
  С эстетическими суждениями какого философа связаны трактовка искусства как образной познавательной деятельности, понятие типизации в искусстве? Г. В. Ф. Гегеля  
  Перечислите основные европейские системы стихосложения. Тоническая, силлабическая, силлабо-тоническая  
  Назовите известные вам лиро-эпические жанры. Баллада, басня  
  Что такое сюжет? Ход событий в литературном произведении  
  Укажите основные характеристики (атрибуты) образа персонажа в литературном произведении. Портретная, психологическая, речевая  
  Назовите уровни формы, выделяемые последователями дихотомической концепции строения произведения Мир произведения, словесный строй, композиция  
  Назовите основные группы тем, разрабатываемых в литературе Вечные, историко-культурные, экзистенциальные, внутрихудожественные  
  Какие виды комических пафосов вы знаете? Сатира, юмор, ирония  
  Как проявляется «вторичная условность» в художественном произведении? Гиперболизацией, фантастическим, гротеском, «обнажением приема»  
  Перечислите основные жанры эпического рода литературы. Роман, эпопея, повесть, рассказ  
  Какие основные стороны содержания выделяли последователи формально-содержательной концепции строения лит. произведения Тематика, проблематика, пафос  
  Какой аспект литературного произведения описывает понятие «хронотоп». Кто ввел это понятие в литературоведение? Единство и взаимосвязь художественного времени и пространства. М. Бахтин  
  Кто из литературоведов представлял «формальную школу»? (4 имени) В. Б. Шкловский, Ю. Н. Тынянов, Б. В. Томашевский, Б. М. Эйхенбаум  
  Назовите как минимум 2 принципа разграничения поэзии и живописи, которые выделил Лессинг в трактате «Лаокоон…»? Живопись – статическое искусство, литература – динамическое. Изображения в живописи вещественны, а в поэзии – невещественны.  
  Перечислите по 4 известных Вам литературоведческие школы 19 и 20 века. Мифологическая, культурно-историческая, сравнительно-историческая, психологическая; Формальная, психоаналитическая, структуралистская, феноменологическая.  
0-25 баллов – «неудовлетворительно»; 26-39 баллов – «удовлетворительно»; 40 - 53 балла – «хорошо»; 54-66 баллов – «отлично».

9 Тезисный план лекций по курсу

«Введение в литературоведение» (52 часа)

Тема 1 (Лекция 1) Литературоведение в системе гуманитарных наук. Предмет, задачи и основные дисциплины науки о литературе. Специфика теоретического литературоведения – 2часа

Литературоведение - филологическая наука о сущности, происхождении и развитии художественной словесности как вида искусства. В системе гуманитарного знания литературоведение взаимодействует с лингвистикой, риторикой, искусствознанием, эстетикой, культурологией, общественной историей, а также с социологией, психологией, религоведением, семиотикой. Для литературоведения особо актуальны проблемы точности знания и трудности терминологии. Точность достигается правильной постановкой вопроса в литературоведческом исследовании. Историческая изменяемость литературоведческой терминологии и неоднозначное истолкование терминов в различных научных школах требуют при этом обязательного методического самоопределения.

В состав литературоведения входят такие основные дисциплины как: история национальных литератур (история мировой литературы), теория литературы, литературно-художественная критика. А также вспомогательные дисциплины: историография, палеография, текстология, библиография.

Особое место в литературоведении занимает теория литературы. Данная дисциплина систематизирует понятия о специфике художественной литературы, об особенностях ее содержания и формы в их историческом развитии, о целостности художественного произведения и его функционировании, о литературном процессе.

Литература как предмет изучения литературоведения обусловливает ряд методологических проблем, которыми занимается наука о литературе: понимание специфической природы, генезиса, закономерностей исторического развития и общественного значения художественной словесности как вида искусства. Следует, однако, различать методологию науки и методики анализа литературных явлений. Художественное произведение может изучаться имманентно (без привлечения каких-либо контекстов), а также в различных контекстах (лингвистическом, социологическом, историческом, психологическом и т.д.), что порождает разнообразие применяемых методик анализа.

Тема 2 (Лекции 2 - 4) Проблема сущности искусства. Наиболее влиятельные исторические модели суждений об искусстве: краткий обзор истории эстетических и литературоведческих концепций – 6 часов.

Искусство - особая сфера человеческой культуры. Три значения слова «искусство» в русском языке: искусство 1) как мастерство, наивысшая ступень овладения ремеслом, 2) как процесс художественного творчества, 3) как результат художественного творчества.

Произведение искусства характеризует эстетическое совершенство (красота). Каждый вид искусства имеет собственную специфику красоты. Искусство как художественное творчество - специфически созидательная деятельность, удовлетворяющая эстетическим потребностям людей.

Изящные искусства - относительно самостоятельная сфера духовной культуры, специфическая форма самосознания человечества и художественного освоения им действительности.

Основные этапы развития мысли об искусстве. Античная концепция искусства как подражания природе (мимесис), в трактовке Платона — как «подражания подражанию» и Аристотеля — как подражания природе. Идея искусства как подражания развивалась в концепциях искусства Нового времени.

Немецкая идеалистическая эстетика обозначила радикально новое понимание сущности искусства. В эстетической концепции И. Канта искусство предстает как результат свободной творческой деятельности художника-гения, не связанной с деятельностью рассудка, как «закономерность без закона» и «целесообразность без цели».

Наибольшее развитие «антимиметическая» концепция получила в романтической эстетике (Ф. Шеллинг и др.) Романтической эстетике свойственна абсолютизация искусства как высшей формы познания истины. Картина мира романтиков носила панэстетический характер.

Эстетика Г. В. Ф. Гегеля рассматривает искусство как одну из форм познания истины, которая отличается от иных тем, что распознает идеи всеобщего в неповторимо индивидуальном, создавая конкретно-чувственное их воплощение (образ).

Отечественные эстетические концепции 19 века (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. А. Потебня и др.) развивали или оспаривали идеи немецкой идеалистической философии. Осмысление эстетических концепций шло в рамках разных школ академического литературоведения: мифологической, культурно-исторической, психологической, сравнительно-исторической.

Еще большее разнообразие подходов характеризует ситуацию в литературоведении начала 20 века. Актуализируется влияние на литературоведении лингвистики, семиотики, психоанализа, кибернетики. Психоаналитическая школа трактовала искусство как сублимацию (З.Фрейд).

Формальная (морфологическая) школа в литературоведении предложила понимание искусства как системы художественных приемов. Русский формализм имел огромное значение его для литературоведения 20 века, предложив основной аппарат для теоретической поэтики. Основные понятия — «материал» и «прием». Остранение рассматривается как основной принцип искусства. Структуралистская концепция литературы продолжает разработку тезисов формальной школы. Ее основные понятия: художественный текст, представление о тексте как структуре. Постструктуралистская концепция возникает в последней трети ХХ века как критика структуралистского подхода.

Тема 3 (Лекции 5 – 6) Образная природа искусства. Основные свойства художественных образов. – 3 часа

Искусство имеет образную природу. Термин «образ» используется не только в литературоведении, но и в философии, психологии, лингвистике, искусствознании.

Природа образа иная, нежели природа понятия. Образ конкретен, многозначен и целостен, тогда как понятие абстрактно и стремиться к исключению многозначных трактовок.

Художественный образ – воплощенное, материализованное авторское представление, обладающее рядом свойств: условностью, двойственной природой, способностью к типизации, уникальностью, самодостаточностью, целостностью и т.д.

Двойственная природа художественного образа состоит в неразрывном сочетании формально-содержательных аспектов: эстетических свойств мира в их конкретно-чувственном многообразии. Единство «предметного» и «идеального» в художественном образе - универсальное свойство всех видов изящных искусств (живописи, музыки, скульптуры, литературы и других).

Целостность образа выражается в его полноте и неизбыточности.

«Самодостаточность» образов искусства отличает их от других видов образности, имеющих вспомогательное значение: иллюстрации (научной, рекламной, публицистический) и фактографии (мемуарной, документальной).

В создании художественного образа велика роль творческой фантазии автора. Первичная условность - свойство любого художественного образа. Образ не тождественен ничему во внехудожественной реальности.

Одним из отличительных свойств образов искусства выступает их экспрессивность, обращенность к личному эмоциональному воображению и рассчитанность на «сотворчество» читателей, зрителей, слушателей. В этом состоит своеобразие коммуникативной функции искусства, основанной на очевидном внутреннем родстве акта творчества и восприятия.

Тема 4 (Лекции 6 - 7) Художественная реальность, ее специфические свойства – 2 часа

Художественные творения в той или иной мере являются отражением действительности, формой ее художественного познания, осмысления, оценки, претворения. Художественное произведение обеспечивает универсальный охват жизни в ее динамике, общественных и частных конфликтах, связанных с ними событий и поступков, целостных человеческих характеров и обстоятельств. В каждом художественном произведении выражается своеобразие подхода творца к действительности: распознавание общих свойств жизни в ее конкретно-чувственных, индивидуальных проявлениях, интерес к реалиям человеческой жизни в их характерности.

В художественных произведениях создается особая художественная реальность. Художественная реальность имеет ряд признаков, роднящих ее с реальной действительностью (определенный пространственно-временной континуум, предметность, населенность, событийность и др.), и вместе с тем отличается от нее ограниченностью рамкой (начало и конец), подчинена авторскому замыслу, «искажена» авторскими установками.

Особенности творческого процесса в искусстве: «игра рассудка и воображения» (Кант), «мышление образами» и создание «второго», вымышленного мира. Художественная реальность всегда условна.

Художественные реальности подразделяются на жизнеподобные (первично-условные — скрывающие свою условную природу) и вторично-условные (подчеркивающих свою условную природу за счет различных художественных приемов).

В творчестве писателя отражаются особенности его личности, таланта и миросозерцания. Эстетические, философские, религиозные, социологические взгляды писателя, его нравственные искания часто выступают как источник его произведений.

Тема 5 (Лекции 7 - 9) Виды искусств. Основные классификации видов искусства. Специфика литературы как вида искусства. Отличительные свойства словесных художественных образов – 4 часа

Виды искусства классифицируются на разных основаниях: на простые и синтетические; по материальному носителю образности; подразделяются на экспрессивные (выразительные) и пластические (изобразительные); пространственные, временные и пространственно-временные.

Классификация, предложенная Лессингом в трактате «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии», разделяет искусства на статические и динамические.

Виды искусства самоценны и взаимонезаменяемы.

Литература занимает особое место в классификации искусств. Это единственный вид простого искусства, сочетающий в себе свойства и изобразительного, и выразительного.

Художественная литература - искусство слова. Своеобразие ее «материала»: эстетические свойства звучащего слова, его «музыкальность». Интонационная экспрессивность и ритмичность художественной речи как факторы эстетического впечатления. «Магия слов».

Словесный образ неотрывен от знаковости слова, имеет «невещественную» (Лессинг) природу, проявляющуюся в отсутствии наглядности и конкретно-чувственной достоверности в словесном изображении. В то же время, в художественной речи происходит преодоление знаковости слова, возникает обращенность к «внутреннему оку» (Н. Гоголь) читателя. Специфика материала литературы мотивирует также ассоциативность словесного образа, обусловливает трудности перевода литературных произведений на другие языки.

Литература является временным искусством, воспроизводящим явления жизни в их развитии.

Речь обладает несравнимыми изобразительно-экспрессивными и познавательными возможностями. Она способна воссоздавать как «внесловесную» действительность, так и речевую деятельность людей, как внешние стороны жизни человека, так и его духовный мир (чувства, раздумья, переживания мировоззренческого характера в их смысловой конкретности).

Воспроизведение устных и письменных высказываний, мыслительных процессов - уникальное свойство искусства слова. Словом возможно создать вымышленную «художественную реальность», «внутренний мир» (Д. Лихачев) произведения как средоточие образного его смысла.

Тема 6 (Лекция 9 (окончание)) Теория литературного произведения как центральное звено теоретического литературоведения. Её предмет и задачи Основные значения термина «поэтика». – 1 час

Теория литературного произведения (поэтика) изучает строение, состав, различные аспекты, элементы и компоненты литературных произведений, функционирование литературных произведений, а также подразделение произведений на различные классы (роды, жанры). Поэтика в свою очередь подразделяется на:

1) общую поэтику (исследование языка литературно-художественного высказывания и принципов «литературности» текста в их звуковом, словесном, образном строении, «механизмов» их порождения),

2) историческую поэтику (рассмотрение эволюции поэтических форм в связи с эволюцией художественного сознания),

3) частную или функциональную поэтику (описание организации элементов отдельного художественного произведения как целостной системы).

До эпохи классицизма включительно господствовала нормативная поэтика и риторика, которые представляли собой свод правил для написания художественного произведения. Жесткое деление литературы на жанры подразумевало отдельный свод правил для каждого жанра. Современные направления поэтики отличаются от нормативной тем, что исходят из особенностей конкретного художественного произведения, которое зачастую представляет собой уникальный жанровый сплав.

Тема 7 (Лекции 10 – 11) Родовая специфика литературных произведений Общие принципы разделения литературы на роды и жанры (наиболее влиятельные исторические модели) – 4 часа

Для литературных произведений характерна классификация на роды. Литературные роды являются формально-содержательными категориями, определяющими особые аспекты выражаемой в литературе действительности, а также соответствующие способы ее выражения. Выделяются три рода литературы: лирика, эпос, драма.

Разделение на «способы подражания» в поэзии задал еще Аристотель. Наиболее полно сущность каждого из родов литературы раскрыта Г.Гегелем. В России его учение о родах воспринял В.Г.Белинский. В рамках гегелевского учения фактически выделяются специфические объекты художественного изображения, характерные для каждого из родов. Эпос выражает мир объективного, лирика — мир субъективного, драма рассматривается как синтез эпоса и лирики.

Разделение литературы и фольклора на три рода актуально и в свете классификации видов искусства на изобразительные и экспрессивные. Эпос как изобразительный вид словесного искусства, для которого характерно воспроизведение внешней и внутренней жизни людей в ее целостности посредством повествования о событиях. Лирика как экспрессивно-изобразительный вид искусства: воспроизведение процессов внутренней жизни людей (эмоциональных состояний, переживаний, размышлений) средствами словесно-предметной изобразительности. Драма как изобразительный вид искусства, предназначенный для театра; воспроизведение в пьесах (посредством диалога и монолога) действий людей, вовлеченных в открытый или скрытый конфликт, затрагивающий их интересы и цели.

Пограничные межродовые явления: лиро-эпические жанры, лирическая драма, драма для чтения и др.

Каждый род литературы выражается в том или ином жанре, характерном для указанного рода.

В современном литературоведении наблюдается неоднозначность трактовок сущности категории «жанр».

М. Бахтин рассматривал жанр как «память искусства», фиксирующую в целостной типологической структуре опыт предшествующего творчества.

Г. Н. Поспелов писал о мифологической, героической, нравоописательной, романической жанровых группах.

Существуют жанровые классификации по содержательным признакам (принципы трактовки характеров, виды пафоса) и формальным (прозаичность или стихотворность, объем текста, устойчивые сюжетно-композиционные и речевые приемы), а также по особенностям их функционирования.

Основные жанрово-родовые формы эпоса: роман, эпопея, повесть, рассказ. Лиро-эпические жанры: поэма, баллада, басня. Жанры драматического рода: трагедия, комедия. Жанровые формы лирики: ода, элегия, послание. Жанр представляет собой формально-содержательный художественный канон.

Жесткая система родов и жанров характерна для нормативной поэтики, актуальной в эпоху классицизма. Данная система подразумевает также определенную иерархию (высокие/низкие жанры). В XIX веке происходит отказ в творчестве от жесткой системы жанров. С этих пор начинается развитие неканонических жанров.

Тема 8 (Лекции 12-13) Проблема строения литературного произведения. Основные концепции строения литературного произведения. Понятия «форма» и «содержание» в контексте литературоведческих дискуссий – 4 часа

Литературное произведение как идейно-художественной система характеризуется целостностью, концептуальностью и специфической художественной завершенностью.

Литературное произведение традиционно рассматривается теоретической поэтикой как органическое единство образной формы и эмоционально-обобщающего содержания. Данные категории были намечены еще в античной эстетике. Проблема их аналитического разграничения возникла в европейской эстетике начала 19 веков (Ф. Шиллер, Гегель, Гете). Данные категории остаются дискуссионными.

Наиболее влиятельными науке о литературе стали концепции дихотомического (Л. Н. Тимофеев, Г. Н. Поспелов и др.) и трехуровневого (А. А. Потебня) членения художественного произведения, а также опыты рассмотрения литературного произведения как явления многоуровневого (Р. Ингарден, Н. Гартман).

Художественная форма находится в неразрывной связи с выраженным ею содержанием. Художественное произведение невозможно переоформить без внесения изменений в его содержание.

Состав художественной формы является одной из проблем теоретической поэтики. Литературоведы, ориентирующиеся на дихотомическую концепцию строения произведения, выделяют три аспекта (уровня) формы: предметно-образный слой («тематика» в терминологии 20-х годов» предметная изобразительность, мир произведения), словесный строй (стилистика, речевой строй, система словесно-художественных приемов, художественная речь и пр.) и композицию (построение). Художественная форма - эстетическая организация (композиция) «художественного мира» (изображаемой вымышленной реальности) и словесного текста.

А. Потебня о строении словесно-художественного творения: «внутренняя» и «внешняя» форма. Понимание формы (в ее соотнесенности с материалом) и ее функций представителями формальной школы.

Формальные элементы должны рассматриваться функционально в их содержательной и конструктивной роли.

Современные ученые при теоретических характеристиках литературных произведений используют в качестве базовых понятия «структура», «текст», «поэтический мир». Структура понимается как соотнесенность элементов целого (прежде всего в стуктуралистской концепции строения произведения).

Тема 9 (Лекции 14 – 15) Специфика художественного содержания. Понятие «тема», его основные значения, классификация тематики литературных произведений. Понятие «проблема», его соотнесенность с другими смежными понятиями и терминами теории литературного произведения – 4 часа

Художественное содержание принято рассматривать как органическое единство «запечатленных в произведении бытийных сущностей и явлений жизни» (В. Е. Хализев) – темы и авторского к ним отношения – проблематики и идейно-эмоциональной оценки (авторской концепции, идеи), единство объективной (предметно-тематической) и субъективной (идейно-эмоциональной) сторон.

Поэтическая идея (обобщающая эмоционально-образная мысль) - основа художественного содержания. Отличие поэтической идеи от аналитического суждения: поэтическая мысль преодолевает односторонность отвлеченного мышления, ее характеризует образная многозначность, «открытость».

Категория художественной темы соотносит поэтическую идею с ее предметом, с внехудожественной реальностью. В литературе сопряжены конкретно-исторические и традиционные, «вечные» темы.

Проблема - авторская трактовка темы: выявление и осмысление жизненных противоречий под определенным углом зрения. Ценностный аспект и эмоциональная направленность поэтической идеи обусловлена мировоззренчески-нравственным отношением автора к изображаемому.

Интерпретация содержания художественного произведения (творческая, читательская, критическая, литературоведческая) как истолкование, основанное на постижении поэтической идеи. Существует проблема границы между обоснованным и произвольным истолкованием. Контекст творчества писателя, замысел и творческая история произведения как ориентиры для интерпретации.

Тема 10 (Лекция 16) Категория пафоса (типа авторской эмоциональности). Его исторические и типологические модели. – 2 часа

Термин «пафос» употребляется в науке о литературе неоднозначно: 1) «любовь поэта в идее» (В. Белинский), вдохновляющая его творческий замысел; 2) страстная устремленность персонажа к значительной цели, побуждающая его действовать; 3) возвышенная эмоциональная направленность поэтической идеи произведения, обусловленная страстным и «серьезным» (Гегель) отношением поэта к предмету творчества. Смежные и синонимичные понятия современной науки о литературе (тип авторской эмоциональности (В. Е. Хализев), «модус художественности» (В. И. Тюпа)).

Связь пафоса с категорией возвышенного. К типам авторской эмоциональности относятся героика, трагизм, драматизм, идиллическое, сентиментальность, романтика, различные виды смехового.

Пафосы классифицируются исторически и типологически.

Героическое в литературе: изображение и любование подвигом отдельного человека или коллектива в их борьбе с природными стихиями, внешним или внутренним врагом. Развитие художественной героики от нормативного воспевания героя к его исторической конкретизации. Сочетание героики с драматизмом и трагизмом.

Трагическое в литературе. Значение античных мифов и христианских легенд для осмысления сущности трагических конфликтов (внешних и внутренних) и воссоздания их в литературе. Нравственная значительность трагического характера и его пафос, побуждающий к действию. Разнообразие ситуаций, отражающих трагические коллизии жизни. Трагическое настроение.

Идиллическое - художественная идеализация «естественного» человечества, не затронутого цивилизацией.

Сентиментальный и романтический интерес к внутреннему миру личности в литературе Нового времени.

Комические противоречия - основа юмора и сатиры, определяющие господство в них смехового начала. Н. Гоголь о познавательном значении смеха. Использование термина «юмор» в значении легкого, развлекающего смеха. Гражданская направленность сатирического пафоса как гневного обличения смехом. Ирония и сарказм. Традиции карнавального смеха в литературе. Трагикомическое.

В литературных произведениях зачастую наблюдается сочетаемость и взаимопереходы видов поэтических идей и настроений.

Тема 11 (Лекция 17 - 18) Мир литературного произведения. Характеристика его основных компонентов. Художественное время и пространство, их специфика и основные принципы рассмотрения наукой о литературе – 4 часа

Художественный мир — один из уровней формы художественного произведения. Это воссозданная с помощью слов, изображенная в художественном произведении вымышленная предметность («предметная изобразительность» (Г.Н.Поспелов)). Основными единицами словесно-художественного мира выступают компоненты и предметные детали изображения: воспроизведенные события (сюжет), персонажи, окружающая природа (пейзаж), бытовая обстановка. Все эти компоненты складываются в систему образов.

Художественный мир может быть жизнеподобным (иллюзия реальности) или демонстративно сконструированным (вторичная условность искусства: фантастика, гипербола, гротеск).

Художественному осмыслению в произведении подвергаются время и пространство. Время и пространство способны представать с литературе в многообразии форм: время может быть биографическим, историческим, календарным, космическим, утопическим и т.д. Психологическое время персонажа, внешнее и внутреннее его пространство.

Литературе доступно также изображение самых разноплановых пространственных картин. Характерна символика традиционных пространственно-временных координат (замкнутое и открытое пространство, граница, времена года, верх и низ и т. п.)

В науке о литературе по-разному описывается специфика освоения литературой времени и пространства. В частности, одной из наиболее востребованных стала предложенная М.М.Бахтиным категория «хронотопа» как единства времени и пространства в художественных произведениях разных времен.

Тема 12 (Лекция 19-20) Персонаж как важнейший компонент мира литературного произведения. – 3 часа

Персонаж – образ человека в литературных произведениях.

Основные атрибуты образа персонажа в литературных произведениях: портретная, психологическая и речевая характеристики. Художественная завершенность персонажа: динамическое единство конкретных подробностей, создающее впечатление определенной индивидуальности.

Внешний (портретные детали, мимика, жесты) и внутренний облик персонажа.

Портретная характеристика персонажа – описание его наружности. Литературный портрет обладает способностью показать динамический аспект внешности - грацию: мимику, походку, манеру движений, жесты и пр.

Психологизм как воспроизведение переживаний, мыслей и чувств персонажей в их динамике и неповторимости. Косвенный психологизм (указание на характер переживаний посредством портретных характеристик и называния чувств и состояний). Прямой психологизм (собственно психологизм) – воспроизведение процесса протекания переживаний, чувств, формирования мыслей. Его развитие в литературе последних веков и особые приемы прямой психологической характеристики: внутренний монолог, развернутые авторские характеристики, изображение снов, грез, «поток сознания» и пр.

Характер персонажа как устойчивая система поведения в сюжете (тип реакции на ситуации, на вещный и природный мир) и как носитель определенного ценностного отношения к жизни. Личность персонажа и репрезентативность (типичность) его характера. Участие персонажа в развитии сюжетного действия. Обнаружение присущих ему противоречий (комических, трагических и др.) как выявление авторского понимания и оценки. Статичные характеры нравоописательных персонажей. Становление и эволюция характера романного героя, его незавершенность.

Речь персонажа как предмет художественного изображения. Речевое поведение персонажа. Целевые установки, психологические мотивировки, ценностная ориентация и тематика его высказываний. Формы речи: монолог, реплики в диалоге, «мысли вслух», внутренний монолог, поток сознания, письменная и несобственно-прямая речь. Характерологическое значение интонационно-синтаксических, лексических, семантических, фонетических ее особенностей.

Композиция образа персонажа: экспозиция, контрастность или одноплановость его свойств, повтор опознавательных признаков, вызывающих целостное о нем представление. Самохарактеристики персонажа и перекрестные отзывы о нем других лиц. Предыстория и последующая история персонажа.

«Вечные образы» в литературе. Претворение традиционных персонажей в соответствии с индивидуальным замыслом автора. Автопсихологические персонажи. Читатель-персонаж. «Положительные» и «отрицательные» персонажи, их историческая трансформация.

Система персонажей в произведении: главные, второстепенные, эпизодические персонажи. Их композиционная и эмоционально-смысловая сопоставленность в художественном мире как фактор его целостности. Значение системы персонажей для интерпретации художественного содержания.

Тема 13 (Лекция 20- 21) Сюжет как важнейший компонент мира произведения. Основные понятия сюжетологии – 3 часа

Сюжет - динамическая сторона художественного мира, организующее начало драматических, эпических и лироэпических произведений. Сюжет представляет собой цепь событий, разворачивающуюся во времени и пространстве художественного произведения.

Существует две научных традиции в терминологическом обозначении изображаемых событий: сюжет и фабула. Понимание сюжета как воссозданных в произведении событий восходит к работам А. Н. Веселовского. Формалистская трактовка дилеммы сюжета и фабулы иная: совокупность событий в их взаимосвязи – фабула, сюжет - художественная обработка, распределение событий.

В основе сюжета лежит событие и действие. В основе события лежат ситуация и конфликт. Классическое сюжетосложение основано на внутрисюжетном сквозном конфликте (коллизии). Традиционно выделяемые этапы развития сквозного конфликта: завязка, перипетии, кульминация, развязка. Существуют также неразрешимые - «субстанциональные» (В. Е. Хализев) – конфликты.

Сюжеты традиционно подразделяются на концентрические (сюжеты единого действия) и хроникальные (сопряжение независимых друг от друга событийных комплексов).

Истоки сюжетов: жизненные мифологические, литературные. Типология сюжетов: сказочный, детективный, авантюрный, сюжет-испытание. Новеллистический сюжет.

«Сюжетология» как наука, изучающая указанный аспект произведений. Наука имеет собственную терминологию: коллизия, интрига, мотив и т.д.

Тема 14 (Лекция 22 – 23) Специфика мира и композиции эпических, лирических и драматических произведений (обзор) – 4 часа

Произведения эпического, драматического и лирического рода характеризуются спецификой художественного мира и композиции.

Особенности эпических произведений.

Повествование о сюжетных событиях - основной принцип организации эпоса. В эпосе приобретает особое значение не только «рассказываемое событие», но и «событие рассказывания» (М. М. Бахтин).

Литературе доступны разные способы повествования» объективный тон - В случае абсолютной дистанции между персонажами и повествователем

Повествование – изложение событий, словесное сообщение о них – предполагает наличие повествователя.

Литературе доступны разные способы повествования. «Объективное» повествование предполагает наличие абсолютной дистанции между персонажами и повествователем. Повествователь находится вне происходящих событий, является посредником между изображенными событиями и читателем.

Эпическим произведениям свойственно введение рассказчика (субъективные формы повествования от лица героя, второстепенного персонажа, наблюдателя, хроникера).

Особое значение приобретает пространственная и временная точка зрения повествователя. Сочетание разных «точек зрения».

Большое значение имеет композиция рассказывания. Несовпадение хронологической последовательности сюжетных действий и происшествий с порядком повествования о них. Повествование и диалог персонажей. Лирические отступления вставные эпизоды. Обращения к читателю.

Внешняя композиция эпического произведения: деление на части и главы. Эпиграфы. Названия произведения и отдельных глав. Циклизация произведений.

Особенности драмы. Высказывания персонажей в монологах и диалогах - основной принцип организации драматической формы. Цепь высказываний персонажей – основной текст драмы. Отсутствие в драме повествовательно-описательных изображений. Авторское слово в драме представлено только в побочном тексте. Ремарки.

Пространство и время в драме. Драме свойственна соотнесенность, соответствие сценического и сюжетного времени. Непрерывная цепь высказываний формирует иллюзию настоящего времени.

Напряженность драматического действия («драматизм») и поведения персонажей. Тяготение драмы к гиперболизации, эффектности (психологические и речевые гиперболы).

Понятие театральности. Драматическая условность: изменение форм жизнедеятельности людей согласно требованиям театральной эффектности, условности речевого самораскрытия героев.

Композиция пьесы: деление на акты, явления, картины.

Особенности лирических произведений.

Лирическое произведение как художественное воплощение интенсивного внутреннего переживания (впечатлений, раздумий, эмоций) в его развитии. Лирическое событие как событие внутреннее (переживание, понимание). Лирический герой как основной организующий фактор мира лирического произведения. Лирическая ситуация как внешнее или внутреннее условие для лирического события. Лирический мотив как выраженная оценка лирической ситуации, в большинстве случаев словесная. Лирический сюжет как разворачиваемая последовательность лирических мотивов. Композиция играет особую роль в организации лирического высказывания. Художественное время и пространство в лирике зависимы от лирического героя — это время и пространство выражения, а не изображения.

Тема 15 (Лекции 24 – 25) Специфика художественной речи.Поэзия и проза. Основные понятия стиховедения – 4 часа

Художественная речь - одна из сторон образной формы произведения. Художественная речь образна и экспрессивна. Ей свойственна высокая эстетическая организованность. Сходство и различие художественной речи с разговорной и с ораторской. Художественная речь – речь с «установкой на выражение» (Б. В. Томашевский) и строгую организацию, не терпящую переоформления.

Образность речи в широком и узком (тропы) значении.

Состав художественной речи. Национальный язык – источник выразительно-изобразительных и эстетических возможностей художественной речи: использование архаизмов, варваризмов, неологизмов и пр. Значимые нарушения норм литературного языка. Слово в художественном контексте способно изменять смысл. «Теснота и единство стихового ряда» (Ю.Тынянов) как условие для иносказательного применения слов. Тропы (иносказания) как неотъемлемая составляющая образности поэтической речи.

Акустико-фонетический аспект художественной речи: звукопись, паронимия, интонирование.

Поэзия и проза – две формы организации художественной речи: стихотворная (ритмически организованная) и нестихотворная. Два основных фактора отличия стиха от прозы (по Б. В. Томашевскому): разделенность речи на соотносимые и соизмеримые между собой отрезки; наличие в стихотворной речи «внутренней меры».

Ритмическая организация стихотворной речи на всех ее уровнях.

Стихотворная система — свод основных ритмических законов, актуальных в определенный историко-литературный момент для поэзии, создаваемой на определенном национальном языке. Многообразие систем стихосложения в мировой литературе, их связь с особенностями национального языка: песенные тонические стихи, силлабическое стихосложение, силлабо-тоническое стихосложение в России, дольник, акцентный стих, верлибр.

Рифма как явление полифункицональное: ритмическое, композиционное, эвфоническое, а также имеющее смысловую роль. Разновидности рифмы: точная, неточная, приблизительная. Виды рифмовки: смежная, перекрестная, кольцевая. Аллитерация как созвучие согласных и ассонанс как созвучие гласных.

Строфа — основная форма организации стихотворной речи: группа стихов, объединенных определенным типом рифмовки, обладающая синтаксически-тематической связностью.

Тема 16 (Лекция 26) Основные понятия теории литературного процесса – 2 часа

Литературный процесс представляет собой совокупность созданных в определенную эпоху произведений, их публикаций и обсуждений, творческих программ, актов литературной борьбы. Литературный процесс - часть культурного и общественно-исторического процесса.

Существует проблема периодизации литературного процесса.

Во всемирно-историческом масштабе ученые (С. С. Аверинцев, А. В. Михайлов и др.) разграничивают три стадии литературного развития: ритуально-мифологическая архаика (дорефлективный традиционализм; ориентация литературы на риторическую культуру (рефлективный традиционализм); свободное от жанрово-стилевых канонов, индивидуально-личностное творчество.

Основные понятия историко-литературного процесса: художественная система, литературное направление и течение. Существует различная трактовка этих категорий в науке.

«Художественная система» - понятие, описывающее явления межнациональные и всемирно-значимые. «Литературное направление» - группа писателей определенной страны, объединенная творческой программой.

Литературный стиль. Риторическое и искусствоведческое понимание стиля. Стиль - эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произведения.

Классицизм, сентиментализм, романтизм - ведущие направления в европейской культуре 17-18 - начала 19 веков.

Реалистический метод как реализация познавательных возможностей литературы. Его отличие от натурализма. Использование условных форм в реалистическом искусстве.

Литературные течения и направления в 20 веке: реализм, модернизм, соц. Реализм, постмодернизм и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: