v Выберите любой прозаический отрывок из Булгакова, Платонова, Пастернака, Л. Толстого…
v Объясните, в чём заключается «художественность», «поэтичность» выбранного Вами текста.
v Как Куприн создаёт реалистически точную и вместе с тем художественно-образную, писатель передаёт статику и динамику изображаемого?
v С помощью каких слов передаётся звук, цвет, движение, психологическое состояние автора (или персонажа)? Выпишите глаголы (сказуемые), прилагательные и причастия (определения), наречия (обстоятельства…). Сделайте вывод о многомерности изображаемой писателем картины.
v Считаете ли Вы, что по одному отрывку можно судить о даре художника слова в целом?
v Охарактеризуйте возможности слова как основного средства создания художественного образа (смысла) в литературе.
Итак, повторим, что литература – вид словесного творчества. По сути она представляет собой искусное плетение словесного кружева. Неслучайно о поэзии легче говорить не на языке понятий, а с помощью самих поэтических фигур – метафор, сравнений, эпитетов. Вспомним, как Анна Ахматова «увидела» однажды сущность поэзии одного из своих собратьев по перу:
|
|
Это – выжимки бессониц.
Это – свеч кривых нагар,
Это – сотен белых звонниц
Первый утренний удар…
Это – тёплый подоконник
Под черниговской луной,
Это – пчёлы, это – донник,
Это – пыль, и мрак, и зной.
(А. Ахматова «Про стихи Нарбута»)
Марина Цветаева с помощью сравнений пыталась постичь тайну имени Александра Блока.
Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно-единственное движение губ.
Имя твоё – пять букв.
Мячик, пойманный не лету,