(цикл «Повести Белкина»)
1. Первое чтение. Прочитайте не только повесть «Метель», но и весь пушкинский цикл «Повести Белкина». Тогда вам станет ясно, что сюжет «Метели» находит своё хронологическое продолжение в «Выстреле»: Бурмин и граф, стреляющийся с Сильвио на дуэли, - одно и то же лицо.
2. Определите своё эмоциональное отношение к прочитанному: повесть взволновала, огорчила, разочаровала? Интересна ли вам интрига (цепь событий)?
3. Попробуйте кратко пересказать сюжетную линию пушкинской «Метели». Какое событие вы считаете главным? Как можно охарактеризовать основных персонажей?
Пересказ содержания: Владимир и Мария Гавриловна влюблены друг в друга и мечтают быть вместе.
Родители Маши препятствуют счастью молодых людей, считая Владимира невыгодным женихом.
Начинается зима, свидания влюблённых из-за холодов прекращаются, затруднена переписка. Владимир решается предложить Маше побег из родительского дома и тайное венчание. Девушка соглашается.
Счастливый жених готовится к свадьбе: приглашает свидетелей, уговаривает священника. Маша пишет письма родителям и подруге. Всё готово к тайному венчанию. Но…
|
|
Неожиданно разыгрывается метель. Владимир сбивается с пути. Когда под утро он приезжает в церковь, то узнаёт страшное известие: его невеста обвенчалась с другим. Юноша в горе. Он отправляется на войну 1812 и в скором времени геройски погибает.
Маша, обвенчанная с чужим человеком, пребывает в смятении чувств. Она не раскрывает своей тайны родителям, но глубоко страдает.
Проходит время. Умирает отец Маши. Они с матерью переезжают в другое поместье. Завершается война с французами. В доме Марии Гавриловны появляется постоялец – бравый гусар Бурмин. Он влюбляется в Машу, Маша готова ответить ему взаимностью, но… Бурмин несвободен. Он рассказывает Маше, что обвенчан с той, о которой не имеет ни малейшего представления: кто она, где она… Однажды ночью во время метели он проезжал мимо церкви, увидел в ней готовящееся венчание и шутки ради встал под венец вместо жениха… Невеста, узнав обман, упала в обморок, он поспешил уехать. Маша узнаёт в Бурмине того, с кем по ошибке обвенчалась в роковую метельную ночь…
Такова фабула «Метели». Попробуйте сформулировать тему произведения. Название повести во многом тематическое, т.к. главным сюжетным событием является метель: она путает все планы влюблённых, становится своего рода роком в их судьбе.
Тема может быть определена и как «история одного венчания», и как «злая шуточка гусара Бурмина», и как «всеведение судьбы».
1. При первом чтении сюжет «Метели» актуализируется для каждого читателя по-разному. Постарайтесь искренне ответить себе, считаете ли рассказанную Пушкиным историю хоть в чём-нибудь современной? Отвечает ли она на запросы сегодняшнего времени? Пушкин возвращает читателя к незыблемым ценностям христианской морали, показывая, как наказывается личная инициатива, направленная против авторитета родителей, Бога, совести.
|
|
2. Второе чтение. При втором, более углублённом чтении текста отмечайте то, что представляется вам наиболее значимым и интересным в самом тексте произведения. Важно отметить так называемые «говорящие» детали: в описании быта, нравов, характеров. Необходимо уловить неповторимость пушкинской интонации, не упустить из вида авторскую иронию. Как не заметить её, например, в такого рода пушкинских рассуждениях: «Мария Гавриловна была воспитана на французских романах, и, следовательно,былавлюблена». А вот отрывок, говорящий о намерениях Владимира – явная пародия на интриги беллетристического «чтива»: «Владимир Николаевич в каждом письме умолял её предаться ему, венчаться тайно, скрываться несколько времени, броситься потом к ногам родителей…»
Внимательно прочитайте описание хлопот жениха накануне венчания, подробности сборов в дорогу Марии Гавриловны. Отметьте «говорящие» детали на протяжении всего текста, докажите, что пародийный тон сопровождает повествование о тайном венчании от начала до конца повести. Обратите внимание на то, в каком духе ухаживает за Марией Гавриловной вернувшийся с войны Бурмин, насколько его признание в любви заимствовано из французских книжек.
Чтение «с карандашом в руке» позволит Вам вникнуть в глубины авторского замысла, яснее представить себе описываемую Пушкиным картину русской действительности. Итак, по ходу чтения делайте выписки, ведите дневник читательских наблюдений, проясняйте «тёмные места» с помощью словарей и энциклопедий!