Система информации
Внутренняя информация
Подготовка документации в процессе оценки
Информация, используемая в процессе оценки, должна отвечать требованиям:
♦ достоверности;
♦ точности;
♦ комплексности.
Используемая информация должна достоверно отражать ситуацию на предприятии, точно соответствовать целям оценки и комплексно учитывать внешние условия функционирования оцениваемого предприятия.
Существуют различные пути организации информации: хронологический, журналистский, логический.
Хронологический путь организации информации предусматривает последовательный переход от прошлого к будущему (или от будущего к прошлому). Например, в отчете об оценке описание процесса производства начинается с изложения истории создания компании.
Журналистский путь организации предполагает размещать материал от более важного к менее важному Например, при анализе финансовой информации, как правило, не имеет смысла описывать всю ретроспективную информацию, а внимание акцентируется на наиболее важных пропорциях или коэффициентах.
Логический порядок распределяет информацию от общего к частному или от частного к общему. Например, прежде чем перейти к анализу оцениваемой компании, проводится обзор макроэкономической ситуации, позволяющий определить инвестиционный климат в стране.
1. Система информации
Оценка бизнеса основана на анализе стоимости предприятия как товара инвестиционного, т.е. с учетом прошлых затрат, текущего состояния и будущего потенциала. Для реализации такого комплексного подхода необходимо провести сбор и анализ большого количества информации, которую можно классифицировать следующим образом.
• Внешняя информация, характеризующая условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом.
• Внутренняя информация, дающая представление о деятельности оцениваемого предприятия.
В основе анализа всех информационных блоков лежит следующая последовательность инвестиционного анализа (рис. 3.1).
МАКРОЭКОНОМИКА
I
ОТРАСЛЬ
I
ФИРМА
Рис. 3.1
Нормальное функционирование бизнеса основано на оптимальном сочетании объема продаж, получаемой прибыли и финансовых ресурсов для обеспечения запланированного роста, что в значительной степени определяется внешними условиями функционирования предприятия. К ним относятся макроэкономические и отраслевые факторы: уровень инфляции, темпы экономического развития страны, условия конкуренции в отрасли и т.д.
Внешняя информация
Информационный блок внешней информации характеризует условия функционирования предприятия в отрасли и экономике в целом.
Объем и характер внешней информации различаются в зависимости от целей оценки. При составлении отчета необходимо показать, что собранная и изученная оценщиком информационная база является необходимой и достаточной для итогового заключения о стоимости предприятия. Информацию следует давать в оптимальном объеме и ориентированной на оцениваемый объект.
Макроэкономические показатели содержат информацию о том, как сказывается или скажется на деятельности предприятия изменение макроэкономической ситуации, и характеризуют инвестиционный климат в стране. В зависимости от целей оценки макроэкономический обзор может выделяться как отдельный раздел отчета об оценке или рассматриваться в общем контексте отчета.
Факторы макроэкономического риска образуют систематический риск, возникающий из внешних событий, влияющих на рыночную экономику, и не могут быть устранены диверсификацией в рамках национальной экономики.
Диверсификация - сокращение риска с помощью портфельных инвестиций (приобретение широкого круга ценных бумаг).
Риск - степень определенности, которой характеризуется достижимость в будущем ожидаемых результатов.
Как правило, риск воспринимается как возможность потери, хотя, по определению, любое возможное отклонение (+/-) от прогнозируемой величины есть отражение риска. Анализ фактора риска имеет субъективный характер: оценщики, уверенные в будущем росте компании, определят ее текущую стоимость выше по сравнению с аналитиком, составляющим пессимистичный прогноз. Другими словами, чем шире разброс ожидаемых будущих доходов вокруг наилучшей оценки, тем рискованнее инвестиции.
Различия в оценках рисков ведут к множеству заключений о стоимости предприятия.
Текущая стоимость компании, деятельность которой связана с высоким риском, ниже, чем текущая стоимость аналогичной компании, но функционирующей в условиях меньшего риска.
Понимание инвестором фактора риска изобразить графически можно следующим образом (рис. 3.2).
Чем выше оценка инвестором уровня риска, тем большую ставку дохода он ожидает. Большинство заказов на оценку связаны с анализом закрытых компаний, владельцы которых не диверсифицируют свои акции в той же мере, что и владельцы открытых компаний. Поэтому при оценке компаний закрытого типа оценщик наряду с анализом систематического риска должен учитывать факторы несистематического риска. К ним относятся отраслевые риски и риски инвестирования в конкретную компанию.
Основные факторы макроэкономического риска:
♦ уровень инфляции;
♦ темпы экономического развития страны;
Требуемая ставка Рис. 3.2. Соотношение между ожидаемым риском и ставкой дохода |
♦ изменение ставок процента;
♦ изменение обменного курса валют;
♦ уровень политической стабильности.
Инфляционный риск - это риск непрогнозируемого изменения темпов роста цен. Инвестор стремится получить доход, покрывающий инфляционное изменение цен. Высокая или непрогнозируемая инфляция может свести к нулю ожидаемые результаты производственной деятельности, обеспечивает перераспределение доходов в экономике и повышает предпринимательский риск. Результатом является занижение реальной стоимости имущества предприятия.
В процессе оценки сопоставляются ретроспективные, текущие и будущие (прогнозируемые) данные. Стоимость имущества предприятия, полученная в различные годы, может сравниваться только в том случае, если стоимость денежной единицы не меняется. Однако практически изменение стоимости денежной единицы происходит каждый год (как правило, в сторону повышения). Уровень цен измеряется в виде индекса, являющегося измерителем соотношения цен за разные периоды.
Индекс цен, рассчитанный по основной группе потребляемых товаров, может рассматриваться как показатель уровня цен в текущем году.
Пример. Цена рыночной корзины в 1995 г. составила 150 ед., а в 1996 г. - 250 ед. Индекс цен 1996 г. равен 166% (250: 150 ■ 100%).
Инфляционный рост цен обусловливает необходимость учета номинальных и реальных величин.
Номинальная величина не скорректирована с учетом инфляции. Самый простой способ корректировки - разделить номинальную величину на индекс цен.
В процессе оценки, кроме абсолютных величин, рассчитываются и относительные, например ставка дисконта (в %). Она также может определяться как номинальная или реальная. В случае, если темп инфляционного роста цен в стране превышает 15%, рекомендуется пересчет проводить с применением формулы Фишера:
где Rr - реальная ставка дохода (дисконта);
Rn - номинальная ставка дохода (дисконта);
i - индекс инфляции.
Пример. Требуемая инвестором ставка дохода в номинальном выражении равна 30%. Индекс цен в текущем году составил 17%. Рассчитаем реальную ставку дохода:
Основные источники информации:
♦ программы правительства и прогнозы;
♦ периодическая экономическая печать.
Риск, связанный с изменением темпов экономического развития.
Цикличность рыночной экономики определяет необходимость учитывать при расчетах общее состояние экономического развития и ожидаемые темпы экономического роста на ближайшую перспективу. Пример (фрагмент отчета об оценке).
«Несмотря на то, что авторы большинства прогнозов ожидают продолжения планового роста экономики в 19__________________ г., вялость потребительских расходов, инвестиций в жилищное строительство и бизнес, а также правительственных расходов, по-видимому, ослабит эффект прогнозируемого роста. Кроме того, планируемое улучшение перспектив развития может сдерживаться налоговой реформой».
Проанализируем этот пример. Составители отчета рассматривают основные компоненты совокупных расходов: потребительские, инвестиционные, государственные, что в целом отражает динамику совокупного общественного продукта. Целью оценки является определение обоснованной рыночной стоимости фирмы, торгующей бытовой электроникой. Что общего между совокупными расходами и торговлей бытовой электроникой? Потребительские расходы (в том числе на приобретение бытовой электроники) составляют значительную часть совокупных расходов. Их сокращение может оказать влияние на состояние потребительского спроса, а следовательно, на сбыт продукции оцениваемой компании. Кроме того, сокращение совокупных расходов может привести к осложнению отношений с поставщиками, росту цен и т.д.
В периоды спада деловой активности снижается размер получаемой прибыли, увеличивается вероятность банкротства. Общие макроэкономические закономерности развития экономики оценщик должен учитывать при анализе конкретного предприятия и составлении прогнозов.
Основные источники информации:
♦ программы правительства;
♦ аналитические обзоры информационных агентств (ВЕДИ, МИГ, АЛЬФА КАПИТАЛ и др.);
♦ периодическая экономическая печать.
Риск, связанный с изменением величины ставки процента. Движение процентной ставки является реакцией на проводимые меры макроэкономического регулирования и может приводить как к стимулированию инвестиционной активности, так и сдерживать увеличение совокупных расходов в экономике. В процессе оценки факторы систематического и несистематического риска взвешиваются при расчете ставок дисконта, коэффициента капитализации, рыночных мультипликаторов и т.д. В качестве безрисковой ставки в этих расчетах, как правило, принимаются ставки дохода по государственным долгосрочным ценным бумагам.
Основные источники информации:
♦ информационные агентства АК&М, Финмаркет;
♦ периодическая экономическая печать.
Риск, связанный с изменением валютного курса. Курсы валют меняются под влиянием экономических и политических факторов. Изменение валютного курса не точно отражает колебания розничных цен в стране, в то же время инфляционная корректировка финансовой информации в процессе оценки, как правило, проводится по колебаниям курса наиболее стабильной валюты.
При составлении прогноза объемов продаж на следующий год оценщик может проводить расчеты в рублях, учитывая прогнозируемые инфляционные ожидания, или пересчитать прогнозируемые величины по курсу доллара, инфляционные ожидания по которому ниже. Следует обязательно учитывать инфляционные ожидания по любому виду валюты.
Основные источники информации:
♦ программы правительства;
♦ информационные агентства АК&М, Финмаркет;
♦ периодическая экономическая печать.
Политический риск - это угроза активами вызванная политическими событиями. Факторы политического риска определяются, как правило, на основе экспертных оценок, проводимых крупными фирмами или аналитическими агентствами.
Основные источники информации:
♦ данные аналитических обзоров, проводимых «Deloitte & Touche»; «Valuation Center For Central & Eastern Europe»; «Dun & Bradstreet»;
♦ российские агентства (ВЕДИ);
♦ законодательство РФ.
Информационный блок «внешняя информация», кроме макроэкономической информации, включает отраслевую: состояние и перспективы развития отрасли, в которой функционирует оцениваемое предприятие. Содержание данного раздела определяется степенью доступности отраслевых данных. В нем должны быть отражены условия конкуренции в отрасли, рынки сбыта и возможные варианты использования производимой продукции; факторы, влияющие на потенциальный объем производимой продукции и динамику изменения спроса на нее. Условия функционирования предприятия в отрасли могут оказать серьезное влияние на итоговую величину стоимости.
Основные отраслевые факторы риска:
♦ нормативно-правовая база;
♦ рынки сбыта;
♦ условия конкуренции.
Направления сбора и анализа отраслевой информации можно представить в виде схемы (рис. 3.3).
Нормативно-правовая база определяется с учетом наличия у предприятий ограничений для вступления в отрасль. Если существуют среднеотраслевые данные по основным финансовым коэффициентам, их необходимо использовать в ходе оценки. Сопоставление данных оцениваемой компании с аналогичными показателями других предприятий отрасли является важным этапом в отраслевом исследовании, поскольку позволяет определить рейтинг оцениваемого предприятия, сделать более достоверные прогнозы относительно прибыльности и требуемой величины затрат.
Основные источники информации:
♦ данные Государственного комитета по статистике;
♦ законодательство РФ;
♦ информационные отраслевые бюллетени, например Российский нефтяной бюллетень, Российские нефтяные компании (МИГ) и т.д.;
♦ бизнес-план.
♦ Рынки сбыта. Предложение, спрос, цена являются важными регуляторами рыночной экономики. Достижение сбалансированности между спросом и предложением определяет как общее макроэкономическое равновесие, так и особенности сбыта продукции. Для анализа выбранной предприятием стратегии сбыта товаров можно использовать, например, матрицу Ансоффа, предполагающую четыре альтернативные стратегии:
1. Проникновение на уже сложившийся рынок с тем же продуктом, что и конкуренты.
2. Развитие рынка за счет создания новых сегментов рынка.
3. Разработку принципиально новых товаров или модернизацию существующих.
4. Диверсификацию производимой продукции для освоения новых рынков.
В зависимости от стратегии сбыта товаров составляется прогноз объемов реализуемой продукции. Особого внимания оценщиков заслуживают ограничения в проведении выбранной стратегии: объем спроса и взаимоотношения с поставщиками.
Спрос - количество товаров и услуг, которое будет куплено по конкретной цене за определенный период. Спрос на товары в количественном выражении измеряется в обратной зависимости от цены при прочих равных условиях. Рыночная цена в конечном итоге устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Таким образом, объем спроса и цена - важные внешние ограничения при оценке текущего и будущего потенциалов предприятия.
Особого внимания в процессе сбора информации заслуживают отношения с поставщиками с точки зрения юридической определенности договоров и их надежности.
Целью сбора данной информации является определение потенциала отечественного (если необходимо, и зарубежного) рынка сбыта товара: объем продаж в текущих ценах, ретроспектива за последние 2-5 лет по оцениваемому предприятию, объем продаж в текущих ценах по конкурентам, прогнозы по расширению рынков сбыта в Российской Федерации и за ее пределами.
Основные источники информации:
♦ данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия;
♦ данные Государственного комитета по статистике;
♦ отраслевые информационные издания;
♦ периодическая экономическая печать;
♦ бизнес-план;
♦ личные контакты.
Условия конкуренции. В рыночной экономике наиболее типичны рынки несовершенной конкуренции, на которых механизм свободного конкурентного ценообразования имеет серьезные ограничения. Оценка конкурентоспособности предприятия проводится с учетом типа рынка, а следовательно, наличия ограничений для вступления в отрасль конкурентов, производящих товары-заменители. Анализ должен дополняться сведениями об объеме производства конкурирующего товара в натуральном и стоимостном выражениях, характеристикой продукции конкурентов (объем, качество обслуживания, цены, каналы сбыта, реклама), о доле реализуемой продукции в общем объеме отечественного производства, а также перечнем основных российских импортеров этого товара.
Основные источники информации:
♦ данные Государственного комитета по статистике;
♦ данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия;
♦ фирмы-дилеры;
♦ таможенное управление;
♦ отраслевые информационные издания;
♦ бизнес-план.
Перечисленные информационные источники при анализе отраслевой информации имеют различную степень достоверности. Поэтому на один и тот же вопрос можно получить разные ответы.
Таблица 3.2
|
Пример. При составлении прогноза объемов продаж Российской нефтяной компании в 19_г. в различных источниках была получена следующая информация (табл. 3.2).
Таблица 3.3
|
Если нет однозначного ответа на поставленный вопрос, проводится средневзвешенная оценка с учетом достоверности информации (табл. 3.3).
Итого: 21,25 (20 ■ 0,8 + 25 • 0,15 + 30 • 0,05).
3.2. Внутренняя информация
Внутренняя информация характеризует деятельность оцениваемого предприятия. Если читатель отчета не знаком с предприятием, он должен получить максимально полную и точную информацию, чтобы понять особенности оцениваемого предприятия.
Данный информационный блок включает:
♦ ретроспективные данные об истории компании;
♦ описание маркетинговой стратегии предприятия;
♦ характеристику поставщиков;
♦ производственные мощности;
♦ рабочий и управленческий персонал;
♦ внутреннюю финансовую информацию (данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и движении денежных средств за 3-5 лет);
♦ прочую информацию.
Если на предприятии разработан бизнес-план, то в разделе, посвященном описанию предприятия, приводятся основные сведения о предприятии: виды деятельности, характеристика отрасли, основные показатели текущего финансового состояния предприятия и т.д. Кроме того, в бизнес-плане должны быть следующие данные: организационно-правовая форма, размер уставного капитала, сведения о владельцах наибольших долей уставного капитала, контрольных пакетов акций, принадлежность предприятия к концернам, ассоциациям, холдингам.
История компании. В отчете описывается процесс производства продукции по каждому виду продукции, и начинается описание с истории компании.
Маркетинговая стратегия предприятия. Маркетинговая стратегия предприятия определяется внешними факторами, о которых речь шла выше, а также периодом жизненного цикла производимых товаров (рис. 3.4) и наличием производственных мощностей.
Объем продаж
Рис. 3.4. Периоды жизненного цикла товара |
I—II периоды - разработка и внедрение товара на рынок;
III период - рост объемов продажи товара. Увеличение объемов сбыта продукции обеспечивает преодоление предприятием так называемой точки безубыточности. Условно-постоянные издержки фиксированы, и выручка покрывает растущие переменные затраты;
IV период - период насыщения рынка производимой продукцией, предельная отдача снижается;
V период - сокращение объемов реализации, необходимость выработки дальнейшей стратегии: модернизация выпускаемой продукции или освоение новой.
Анализируя маркетинговую стратегию предприятия, оценщик должен сопоставить следующую информацию:
♦ объемы продаж за прошлый (ретроспективный), текущий и прогнозируемый периоды;
♦ себестоимость реализованной продукции;
♦ цены товаров и услуг, их динамику;
♦ прогнозируемое изменение объемов спроса;
♦ производственные мощности.
Производственные мощности. Объем выпускаемой продукции определяется, с одной стороны, спросом на нее, а с другой - наличием производственных мощностей для ее производства. Поэтому оценщик, особенно при составлении прогнозов, учитывает данные о наличии производственных мощностей на предприятии с учетом будущих капиталовложений.
Пример. Анализируя рынки сбыта, оценщик пришел к выводу, что с учетом освоения рынка стран СНГ можно удвоить объем реализуемой продукции, что составит по годам:
1998- 200 млн шт.;
1999- 250 млн шт.
Однако производственные мощности предприятия с учетом будущих капиталовложений позволят произвести соответственно по годам следующие объемы:
1998- 180 млн шт.;
1999 - 200 млн шт.
В итоге прогноз объемов реализуемой продукции будет скорректирован на производственные мощности.
Рабочий и управленческий персонал. Данный фактор производства оказывает значительное влияние на величину стоимости предприятия. В компаниях закрытого типа труд работников может частично компенсироваться акциями компании (программа участия служащих в прибыли), и работники предприятия могут рассматриваться как совладельцы предприятия, владеющие определенным пакетом акций.
Управляющий предприятием может быть ключевой фигурой, обеспечивать эффективное управление и развитие бизнеса. Данный факт должен быть учтен в процессе оценки, например при расчете ставок дисконта, так как в случае продажи предприятия его планы в отношении будущей деятельности могут измениться.
Рассмотрим еще один аспект анализа данного раздела - уровень заработной платы на предприятии в сравнении со среднеотраслевыми данными. Отклонение в большую или меньшую сторону рассматривается оценщиком с целью выявления особенностей оцениваемого бизнеса и также может корректироваться при нормализации отчетности.
Основные источники информации:
♦ бизнес-план;
♦ интервью с руководителем предприятия;
♦ данные отдела маркетинга;
♦ ретроспективная финансовая отчетность.
Внутренняя финансовая отчетность. Целью анализа текущей и ретроспективной финансовой отчетности является определение реального финансового состояния предприятия на дату оценки, действительной величины чистой прибыли, финансового риска и рыночной стоимости материальных и нематериальных активов.
В зависимости от целей оценки направления анализа финансового состояния фирмы меняются. Например, если оценивается стоимость миноритарного (неконтрольного) пакета акций предприятия, то потенциального инвестора в большей степени будут интересовать прогнозная оценка рентабельности фирмы, ее способности выплачивать дивиденды.
Основные документы финансовой отчетности, анализируемые в процессе оценки:
♦ бухгалтерский баланс;
♦ отчет о финансовых результатах;
♦ отчет о движении денежных средств.
Кроме того, могут использоваться и другие официальные формы бухгалтерской отчетности, а также внутренняя отчетность предприятия.
В любой компании, особенно закрытого типа, оценщик может почерпнуть информацию из набора важных документов, а также непосредственно от руководителей предприятия.
Целью работы оценщика по сбору внутренней информации являются:
♦ анализ истории компании с целью выявления будущих тенденций;
♦ сбор информации для прогнозирования объемов продаж, денежных потоков, прибыли;
♦ учет факторов несистематического риска, характерных для оцениваемого бизнеса;
♦ анализ финансовой документации;
♦ интервью с руководителями и сбор дополнительной информации, позволяющей сделать оценку более реалистичной.