Тема 3. Подготовка информации необходимой для оценки

Система информации

Внутренняя информация

Подготовка документации в процессе оценки

Информация, используемая в процессе оценки, должна отвечать требо­ваниям:

♦ достоверности;

♦ точности;

♦ комплексности.

Используемая информация должна достоверно отражать ситуацию на предприятии, точно соответствовать целям оценки и комплексно учитывать внешние условия функционирования оцениваемого предприятия.

Существуют различные пути организации информации: хронологичес­кий, журналистский, логический.

Хронологический путь организации информации предусматривает пос­ледовательный переход от прошлого к будущему (или от будущего к про­шлому). Например, в отчете об оценке описание процесса производства на­чинается с изложения истории создания компании.

Журналистский путь организации предполагает размещать материал от более важного к менее важному Например, при анализе финансовой инфор­мации, как правило, не имеет смысла описывать всю ретроспективную ин­формацию, а внимание акцентируется на наиболее важных пропорциях или коэффициентах.

Логический порядок распределяет информацию от общего к частному или от частного к общему. Например, прежде чем перейти к анализу оцени­ваемой компании, проводится обзор макроэкономической ситуации, позво­ляющий определить инвестиционный климат в стране.

1. Система информации

Оценка бизнеса основана на анализе стоимости предприятия как товара инвестиционного, т.е. с учетом прошлых затрат, текущего состояния и буду­щего потенциала. Для реализации такого комплексного подхода необходимо провести сбор и анализ большого количества информации, которую можно классифицировать следующим образом.

• Внешняя информация, характеризующая условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом.

• Внутренняя информация, дающая представление о деятельности оце­ниваемого предприятия.

В основе анализа всех информационных блоков лежит следующая пос­ледовательность инвестиционного анализа (рис. 3.1).

МАКРОЭКОНОМИКА

I

ОТРАСЛЬ

I

ФИРМА

Рис. 3.1

Нормальное функционирование бизнеса основано на оптимальном со­четании объема продаж, получаемой прибыли и финансовых ресурсов для обеспечения запланированного роста, что в значительной степени опреде­ляется внешними условиями функционирования предприятия. К ним от­носятся макроэкономические и отраслевые факторы: уровень инфляции, тем­пы экономического развития страны, условия конкуренции в отрасли и т.д.

Внешняя информация

Информационный блок внешней информации характеризует условия функционирования предприятия в отрасли и экономике в целом.

Объем и характер внешней информации различаются в зависимости от целей оценки. При составлении отчета необходимо показать, что собранная и изученная оценщиком информационная база является необходимой и дос­таточной для итогового заключения о стоимости предприятия. Информацию следует давать в оптимальном объеме и ориентированной на оцениваемый объект.

Макроэкономические показатели содержат информацию о том, как ска­зывается или скажется на деятельности предприятия изменение макроэко­номической ситуации, и характеризуют инвестиционный климат в стране. В зависимости от целей оценки макроэкономический обзор может выделяться как отдельный раздел отчета об оценке или рассматриваться в общем кон­тексте отчета.

Факторы макроэкономического риска образуют систематический риск, возникающий из внешних событий, влияющих на рыночную экономику, и не могут быть устранены диверсификацией в рамках национальной эконо­мики.

Диверсификация - сокращение риска с помощью портфельных инвес­тиций (приобретение широкого круга ценных бумаг).

Риск - степень определенности, которой характеризуется достижимость в будущем ожидаемых результатов.

Как правило, риск воспринимается как возможность потери, хотя, по оп­ределению, любое возможное отклонение (+/-) от прогнозируемой величи­ны есть отражение риска. Анализ фактора риска имеет субъективный харак­тер: оценщики, уверенные в будущем росте компании, определят ее теку­щую стоимость выше по сравнению с аналитиком, составляющим пессими­стичный прогноз. Другими словами, чем шире разброс ожидаемых будущих доходов вокруг наилучшей оценки, тем рискованнее инвестиции.

Различия в оценках рисков ведут к множеству заключений о сто­имости предприятия.

Текущая стоимость компании, деятельность которой связана с высоким риском, ниже, чем текущая стоимость аналогичной компании, но функцио­нирующей в условиях меньшего риска.

Понимание инвестором фактора риска изобразить графически можно следующим образом (рис. 3.2).

Чем выше оценка инвестором уровня риска, тем большую ставку дохода он ожидает. Большинство заказов на оценку связаны с анализом закрытых компаний, владельцы которых не диверсифицируют свои акции в той же мере, что и владельцы открытых компаний. Поэтому при оценке компаний закрытого типа оценщик наряду с анализом систематического риска должен учитывать факторы несистематического риска. К ним относятся отраслевые риски и риски инвестирования в конкретную компанию.

Основные факторы макроэкономического риска:

♦ уровень инфляции;

♦ темпы экономического развития страны;

Требуемая ставка Рис. 3.2. Соотношение между ожидаемым риском и ставкой дохода

♦ изменение ставок процента;

♦ изменение обменного курса валют;

♦ уровень политической стабильности.

Инфляционный риск - это риск непрогнозируемого изменения темпов роста цен. Инвестор стремится получить доход, покрывающий инфляцион­ное изменение цен. Высокая или непрогнозируемая инфляция может свести к нулю ожидаемые результаты производственной деятельности, обеспечи­вает перераспределение доходов в экономике и повышает предприниматель­ский риск. Результатом является занижение реальной стоимости имущества предприятия.

В процессе оценки сопоставляются ретроспективные, текущие и буду­щие (прогнозируемые) данные. Стоимость имущества предприятия, полу­ченная в различные годы, может сравниваться только в том случае, если сто­имость денежной единицы не меняется. Однако практически изменение сто­имости денежной единицы происходит каждый год (как правило, в сторону повышения). Уровень цен измеряется в виде индекса, являющегося измери­телем соотношения цен за разные периоды.

Индекс цен, рассчитанный по основной группе потребляемых товаров, может рассматриваться как показатель уровня цен в текущем году.

Пример. Цена рыночной корзины в 1995 г. составила 150 ед., а в 1996 г. - 250 ед. Индекс цен 1996 г. равен 166% (250: 150 ■ 100%).

Инфляционный рост цен обусловливает необходимость учета номиналь­ных и реальных величин.

Номинальная величина не скорректирована с учетом инфляции. Самый простой способ корректировки - разделить номинальную величину на ин­декс цен.

В процессе оценки, кроме абсолютных величин, рассчитываются и от­носительные, например ставка дисконта (в %). Она также может опреде­ляться как номинальная или реальная. В случае, если темп инфляционного роста цен в стране превышает 15%, рекомендуется пересчет проводить с применением формулы Фишера:

где Rr - реальная ставка дохода (дисконта);

Rn - номинальная ставка дохода (дисконта);

i - индекс инфляции.

Пример. Требуемая инвестором ставка дохода в номинальном выраже­нии равна 30%. Индекс цен в текущем году составил 17%. Рассчитаем ре­альную ставку дохода:

Основные источники информации:

♦ программы правительства и прогнозы;

♦ периодическая экономическая печать.

Риск, связанный с изменением темпов экономического развития.

Цикличность рыночной экономики определяет необходимость учитывать при расчетах общее состояние экономического развития и ожидаемые темпы экономического роста на ближайшую перспективу. Пример (фрагмент отчета об оценке).

«Несмотря на то, что авторы большинства прогнозов ожидают продол­жения планового роста экономики в 19__________________ г., вялость потребительских расхо­дов, инвестиций в жилищное строительство и бизнес, а также правитель­ственных расходов, по-видимому, ослабит эффект прогнозируемого роста. Кроме того, планируемое улучшение перспектив развития может сдержи­ваться налоговой реформой».

Проанализируем этот пример. Составители отчета рассматривают основ­ные компоненты совокупных расходов: потребительские, инвестиционные, государственные, что в целом отражает динамику совокупного обществен­ного продукта. Целью оценки является определение обоснованной рыноч­ной стоимости фирмы, торгующей бытовой электроникой. Что общего меж­ду совокупными расходами и торговлей бытовой электроникой? Потреби­тельские расходы (в том числе на приобретение бытовой электроники) со­ставляют значительную часть совокупных расходов. Их сокращение может оказать влияние на состояние потребительского спроса, а следовательно, на сбыт продукции оцениваемой компании. Кроме того, сокращение совокуп­ных расходов может привести к осложнению отношений с поставщиками, росту цен и т.д.

В периоды спада деловой активности снижается размер получаемой при­были, увеличивается вероятность банкротства. Общие макроэкономические закономерности развития экономики оценщик должен учитывать при ана­лизе конкретного предприятия и составлении прогнозов.

Основные источники информации:

♦ программы правительства;

♦ аналитические обзоры информационных агентств (ВЕДИ, МИГ, АЛЬФА КАПИТАЛ и др.);

♦ периодическая экономическая печать.

Риск, связанный с изменением величины ставки процента. Движе­ние процентной ставки является реакцией на проводимые меры макроэко­номического регулирования и может приводить как к стимулированию ин­вестиционной активности, так и сдерживать увеличение совокупных расхо­дов в экономике. В процессе оценки факторы систематического и несисте­матического риска взвешиваются при расчете ставок дисконта, коэффици­ента капитализации, рыночных мультипликаторов и т.д. В качестве безрис­ковой ставки в этих расчетах, как правило, принимаются ставки дохода по государственным долгосрочным ценным бумагам.

Основные источники информации:

♦ информационные агентства АК&М, Финмаркет;

♦ периодическая экономическая печать.

Риск, связанный с изменением валютного курса. Курсы валют меняются под влиянием экономических и политических факторов. Изменение валют­ного курса не точно отражает колебания розничных цен в стране, в то же время инфляционная корректировка финансовой информации в процессе оценки, как правило, проводится по колебаниям курса наиболее стабильной валюты.

При составлении прогноза объемов продаж на следующий год оценщик может проводить расчеты в рублях, учитывая прогнозируемые инфляцион­ные ожидания, или пересчитать прогнозируемые величины по курсу долла­ра, инфляционные ожидания по которому ниже. Следует обязательно учи­тывать инфляционные ожидания по любому виду валюты.

Основные источники информации:

♦ программы правительства;

♦ информационные агентства АК&М, Финмаркет;

♦ периодическая экономическая печать.

Политический риск - это угроза активами вызванная политическими событиями. Факторы политического риска определяются, как правило, на основе экспертных оценок, проводимых крупными фирмами или аналити­ческими агентствами.

Основные источники информации:

♦ данные аналитических обзоров, проводимых «Deloitte & Touche»; «Valuation Center For Central & Eastern Europe»; «Dun & Bradstreet»;

♦ российские агентства (ВЕДИ);

♦ законодательство РФ.

Информационный блок «внешняя информация», кроме макроэкономи­ческой информации, включает отраслевую: состояние и перспективы разви­тия отрасли, в которой функционирует оцениваемое предприятие. Содержа­ние данного раздела определяется степенью доступности отраслевых дан­ных. В нем должны быть отражены условия конкуренции в отрасли, рынки сбыта и возможные варианты использования производимой продукции; фак­торы, влияющие на потенциальный объем производимой продукции и дина­мику изменения спроса на нее. Условия функционирования предприятия в отрасли могут оказать серьезное влияние на итоговую величину стоимости.

Основные отраслевые факторы риска:

♦ нормативно-правовая база;

♦ рынки сбыта;

♦ условия конкуренции.

Направления сбора и анализа отраслевой информации можно предста­вить в виде схемы (рис. 3.3).

Нормативно-правовая база определяется с учетом наличия у предпри­ятий ограничений для вступления в отрасль. Если существуют среднеотрас­левые данные по основным финансовым коэффициентам, их необходимо использовать в ходе оценки. Сопоставление данных оцениваемой компании с аналогичными показателями других предприятий отрасли является важ­ным этапом в отраслевом исследовании, поскольку позволяет определить рейтинг оцениваемого предприятия, сделать более достоверные прогнозы относительно прибыльности и требуемой величины затрат.


Основные источники информации:

♦ данные Государственного комитета по статистике;

♦ законодательство РФ;

♦ информационные отраслевые бюллетени, например Российский не­фтяной бюллетень, Российские нефтяные компании (МИГ) и т.д.;

♦ бизнес-план.

♦ Рынки сбыта. Предложение, спрос, цена являются важными регулято­рами рыночной экономики. Достижение сбалансированности между спро­сом и предложением определяет как общее макроэкономическое равнове­сие, так и особенности сбыта продукции. Для анализа выбранной предпри­ятием стратегии сбыта товаров можно использовать, например, матрицу Ансоффа, предполагающую четыре альтернативные стратегии:

1. Проникновение на уже сложившийся рынок с тем же продуктом, что и конкуренты.

2. Развитие рынка за счет создания новых сегментов рынка.

3. Разработку принципиально новых товаров или модернизацию суще­ствующих.

4. Диверсификацию производимой продукции для освоения новых рынков.

В зависимости от стратегии сбыта товаров составляется прогноз объе­мов реализуемой продукции. Особого внимания оценщиков заслуживают ограничения в проведении выбранной стратегии: объем спроса и взаимоот­ношения с поставщиками.

Спрос - количество товаров и услуг, которое будет куплено по конкрет­ной цене за определенный период. Спрос на товары в количественном выра­жении измеряется в обратной зависимости от цены при прочих равных ус­ловиях. Рыночная цена в конечном итоге устанавливается в результате взаи­модействия спроса и предложения. Таким образом, объем спроса и цена - важные внешние ограничения при оценке текущего и будущего потенциа­лов предприятия.

Особого внимания в процессе сбора информации заслуживают отноше­ния с поставщиками с точки зрения юридической определенности догово­ров и их надежности.

Целью сбора данной информации является определение потенциала оте­чественного (если необходимо, и зарубежного) рынка сбыта товара: объем продаж в текущих ценах, ретроспектива за последние 2-5 лет по оценивае­мому предприятию, объем продаж в текущих ценах по конкурентам, про­гнозы по расширению рынков сбыта в Российской Федерации и за ее преде­лами.

Основные источники информации:

♦ данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия;

♦ данные Государственного комитета по статистике;

♦ отраслевые информационные издания;

♦ периодическая экономическая печать;

♦ бизнес-план;

♦ личные контакты.

Условия конкуренции. В рыночной экономике наиболее типичны рын­ки несовершенной конкуренции, на которых механизм свободного конку­рентного ценообразования имеет серьезные ограничения. Оценка конкурен­тоспособности предприятия проводится с учетом типа рынка, а следователь­но, наличия ограничений для вступления в отрасль конкурентов, производя­щих товары-заменители. Анализ должен дополняться сведениями об объе­ме производства конкурирующего товара в натуральном и стоимостном вы­ражениях, характеристикой продукции конкурентов (объем, качество обслу­живания, цены, каналы сбыта, реклама), о доле реализуемой продукции в общем объеме отечественного производства, а также перечнем основных российских импортеров этого товара.

Основные источники информации:

♦ данные Государственного комитета по статистике;

♦ данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия;

♦ фирмы-дилеры;

♦ таможенное управление;

♦ отраслевые информационные издания;

♦ бизнес-план.

Перечисленные информационные источники при анализе отраслевой информации имеют различную степень достоверности. Поэтому на один и тот же вопрос можно получить разные ответы.

Таблица 3.2
Источник Объем продаж, тыс. т
   
   
   

Пример. При составлении прогноза объемов продаж Российской нефтя­ной компании в 19_г. в различных источниках была получена следующая информация (табл. 3.2).

Таблица 3.3
Источник Оценка достоверности
  0,8
  0,15
  0,05

Если нет однозначного ответа на поставленный вопрос, проводится сред­невзвешенная оценка с учетом достоверности информации (табл. 3.3).

Итого: 21,25 (20 ■ 0,8 + 25 • 0,15 + 30 • 0,05).

3.2. Внутренняя информация

Внутренняя информация характеризует деятельность оцениваемого пред­приятия. Если читатель отчета не знаком с предприятием, он должен полу­чить максимально полную и точную информацию, чтобы понять особенно­сти оцениваемого предприятия.

Данный информационный блок включает:

♦ ретроспективные данные об истории компании;

♦ описание маркетинговой стратегии предприятия;

♦ характеристику поставщиков;

♦ производственные мощности;

♦ рабочий и управленческий персонал;

♦ внутреннюю финансовую информацию (данные бухгалтерского ба­ланса, отчета о финансовых результатах и движении денежных средств за 3-5 лет);

♦ прочую информацию.

Если на предприятии разработан бизнес-план, то в разделе, посвящен­ном описанию предприятия, приводятся основные сведения о предприятии: виды деятельности, характеристика отрасли, основные показатели текуще­го финансового состояния предприятия и т.д. Кроме того, в бизнес-плане должны быть следующие данные: организационно-правовая форма, размер уставного капитала, сведения о владельцах наибольших долей уставного капитала, контрольных пакетов акций, принадлежность предприятия к кон­цернам, ассоциациям, холдингам.

История компании. В отчете описывается процесс производства про­дукции по каждому виду продукции, и начинается описание с истории ком­пании.

Маркетинговая стратегия предприятия. Маркетинговая стратегия предприятия определяется внешними факторами, о которых речь шла выше, а также периодом жизненного цикла производимых товаров (рис. 3.4) и на­личием производственных мощностей.

Объем продаж

Рис. 3.4. Периоды жизненного цикла товара

I—II периоды - разработка и внедрение товара на рынок;

III период - рост объемов продажи товара. Увеличение объемов сбыта продукции обеспечивает преодоление предприятием так называемой точки безубыточности. Условно-постоянные издержки фиксированы, и выручка покрывает растущие переменные затраты;

IV период - период насыщения рынка производимой продукцией, пре­дельная отдача снижается;

V период - сокращение объемов реализации, необходимость выработки дальнейшей стратегии: модернизация выпускаемой продукции или освое­ние новой.

Анализируя маркетинговую стратегию предприятия, оценщик должен сопоставить следующую информацию:

♦ объемы продаж за прошлый (ретроспективный), текущий и прогнози­руемый периоды;

♦ себестоимость реализованной продукции;

♦ цены товаров и услуг, их динамику;

♦ прогнозируемое изменение объемов спроса;

♦ производственные мощности.

Производственные мощности. Объем выпускаемой продукции опре­деляется, с одной стороны, спросом на нее, а с другой - наличием производ­ственных мощностей для ее производства. Поэтому оценщик, особенно при составлении прогнозов, учитывает данные о наличии производственных мощностей на предприятии с учетом будущих капиталовложений.

Пример. Анализируя рынки сбыта, оценщик пришел к выводу, что с уче­том освоения рынка стран СНГ можно удвоить объем реализуемой продук­ции, что составит по годам:

1998- 200 млн шт.;

1999- 250 млн шт.

Однако производственные мощности предприятия с учетом будущих капита­ловложений позволят произвести соответственно по годам следующие объемы:

1998- 180 млн шт.;

1999 - 200 млн шт.

В итоге прогноз объемов реализуемой продукции будет скорректирован на производственные мощности.

Рабочий и управленческий персонал. Данный фактор производства оказывает значительное влияние на величину стоимости предприятия. В компаниях закрытого типа труд работников может частично компенсировать­ся акциями компании (программа участия служащих в прибыли), и работни­ки предприятия могут рассматриваться как совладельцы предприятия, вла­деющие определенным пакетом акций.

Управляющий предприятием может быть ключевой фигурой, обеспечи­вать эффективное управление и развитие бизнеса. Данный факт должен быть учтен в процессе оценки, например при расчете ставок дисконта, так как в случае продажи предприятия его планы в отношении будущей деятельности могут измениться.

Рассмотрим еще один аспект анализа данного раздела - уровень зара­ботной платы на предприятии в сравнении со среднеотраслевыми данными. Отклонение в большую или меньшую сторону рассматривается оценщиком с целью выявления особенностей оцениваемого бизнеса и также может кор­ректироваться при нормализации отчетности.

Основные источники информации:

♦ бизнес-план;

♦ интервью с руководителем предприятия;

♦ данные отдела маркетинга;

♦ ретроспективная финансовая отчетность.

Внутренняя финансовая отчетность. Целью анализа текущей и рет­роспективной финансовой отчетности является определение реального фи­нансового состояния предприятия на дату оценки, действительной величи­ны чистой прибыли, финансового риска и рыночной стоимости материаль­ных и нематериальных активов.

В зависимости от целей оценки направления анализа финансового со­стояния фирмы меняются. Например, если оценивается стоимость минори­тарного (неконтрольного) пакета акций предприятия, то потенциального инвестора в большей степени будут интересовать прогнозная оценка рента­бельности фирмы, ее способности выплачивать дивиденды.

Основные документы финансовой отчетности, анализируемые в процессе оценки:

♦ бухгалтерский баланс;

♦ отчет о финансовых результатах;

♦ отчет о движении денежных средств.

Кроме того, могут использоваться и другие официальные формы бухгал­терской отчетности, а также внутренняя отчетность предприятия.

В любой компании, особенно закрытого типа, оценщик может почерп­нуть информацию из набора важных документов, а также непосредственно от руководителей предприятия.

Целью работы оценщика по сбору внутренней информации являются:

♦ анализ истории компании с целью выявления будущих тенденций;

♦ сбор информации для прогнозирования объемов продаж, денежных потоков, прибыли;

♦ учет факторов несистематического риска, характерных для оценивае­мого бизнеса;

♦ анализ финансовой документации;

♦ интервью с руководителями и сбор дополнительной информации, по­зволяющей сделать оценку более реалистичной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: