Частота посещения (количество раз в месяц) | Средний балл по шкале десегрегации (% нетерпимых) | ||
1956 год | 1958 год | I960 год | |
4 и более | 41,3 48,5 50,6 44,5 | 38,1 51,4 48,4 44,3 |
Примечание. Адаптировано из; Holtzman (1956); Kelley, Person, Holtzman (1958);
Young, Benson, Holtzman (1960).
Данная тенденция имеет место независимо от религии, вероисповедания или объекта предрассудков (хотя в случае антисемитизма она выражена менее отчетливо).
Какие теоретические выводы можно сделать? Тот факт, что предрассудки связаны с частотой посещения церкви, едва ли объясняет ихпроисхождение, поскольку он может отражать только формальное поведение, а не религиозную вовлеченность или степень принятия соответсвующих ценностей. Однако представляется очевидным, что прихожане, регулярно бывающие в церкви раз в неделю или чаще (а некоторые исследования показывают, что посещение церкви чаще, чем раз в неделю, особенно значимо), действительно наделяют свою религиозность определенным идеологическим и практическим содержанием. Напротив, те, кто бывает в церкви нерегулярно, от случая к случаю, воспринимаютсвоиотношение к религии как менее обязывающее и менее интегрированное в их личную жизнь.
Таким образом, на этом этапе рассуждении мы должны перейти от внешних, поведенческих проявлений к сфере переживаний и мотивации. Если мы этого не сделаем, мы не сможем понять ту криволинейнуюзависимость, которая столь отчетливо была продемонстрирована результами многочисленных исследований.
Внешняя и внутренняя мотивации
Думаю, короче всего мы сможем охарактеризовать два полюса субъективной религиозности, если скажем, что внешне мотивированный человек использует свою религию, в то время как внутренне мотивированный живет ею. Как мы увидим чуть позже, большинство людей, считающих себя религиозными, попадает в континуум межу этими двумя полюсами. «Чистые» случаи если и встречаются, то крайне редко. И все же, для того чтобы прояснить сущность данной переменной, имеет смысл описать именно эти крайние, идеальные типы.