Проблема периодизации является настолько значимой в психологии развития, что исследовательские работы в этом направлении ведутся и сейчас.
В истории психологии развития были разработаны многочисленные периодизации. Одной из первых является периодизация К. Гетчинсона, созданная на основании теории рекапитуляции. Критерием деления детства на периоды в ней является способ добывания пищи. Он выделил пять основных стадий в психическом развитии ребёнка, границы которых не являются строгими, поэтому окончание одной стадии не пересекается с началом следующей. Периодизация К. Гетчинсона:
- «стадия рытья и копания», от рождения до 5 лет;
- «стадия охоты и захвата», от 5 до 11 лет;
- «стадия пастушества», от 8 до 12 лет;
- «стадия земледельчества», от 11 до 15 лет;
- «стадия промышленности и торговли», или «стадия современного человека», от 14 до 20 лет.
При этом, по мнению Гетчинсона, эра цивилизованного человека наступает с «пастушеской стадии».
Э. Мейман разработал периодизацию, в которой критерием выступало интеллектуальное развитие ребёнка:
- стадия фантастического синтеза, от рождения до 7 лет. На этой стадии дети обобщают отдельные ощущения без какой-либо системы и логики, поэтому, получаемые ими понятия являются «фантастическими», мало связанные с объективной реальностью. Интеллектуальная интеграция слабо развита;
- стадия анализа, от 7 до 12 лет. На этой стадии ведущей интеллектуальной функцией становится дифференциация, разложение общих понятий, их расчленение на части, чтобы сформировать адекватное понимание об этих частях;
- стадия рассудочного синтеза, от 12 до 16 лет. На данной стадии развивается операциональное мышление, поэтому человек может интегрировать те отдельные понятия, которые усвоили на предыдущем этапе и способен получать научные представления об окружающем мире.
Взгляды Э. Меймана нашли своё продолжение в работах Э. Клапареда и Ж. Пиаже. Они считали, что критерием перехода от одной стадии развития к другой является переход от одного вида мышления к другому.
Э. Клапаред выделил четыре периода в психическом развитии:
- от рождения до 2 лет. В этот период у детей преобладает интерес к внешней стороне вещей, а потому интеллектуальное развитие связано преимущественно с развитием восприятия;
- от 2 до 3 лет. В этом периоде развивается речь, поэтому познавательные интересы детей сконцентрированы на словах и их значениях;
- от 3 до 7 лет. На этой стадии начинается собственно интеллектуальное развитие, а именно развитие мышления, причём у детей преобладают общие умственные интересы;
- от 7 до 12 лет. В этом возрастном периоде начинают проявляться индивидуальные особенности и склонности детей. Их интеллектуальное развитие связано с формированием специальных интересов (Психология развития, под ред. Т.Д. Марцинковской, с. 60-63).
Из современных периодизаций заслуживает внимания схема, предложенная В.И. Слободчиковым в 80-х гг. XX в.
Свои размышления он начал с поисков ответа на вопросы: что именно изменяется, что развивается в процессе развития, что станет его итогом? Опираясь на идею о становлении в психическом развитии особого личностного образования — субъективности (внутреннего мира), он в качестве механизма ее обретения называет изменение форм взаимодействия (со-бытия = бытия вместе) развивающегося ребенка с социальным окружением, взрослыми путем отождествления с ними (становление событийности, со=бытия) и обособления от них (реализация само=бытности).
В предложенной им схеме — «матрице возраста» — каждая ступень есть относительно завершенный цикл развития, выстроенный в логике процесса развития как горизонтальная последовательность периодов (становления и реализации) и стадий (критических и стабильных).
Схема периодов и стадий по В.И. Слободчикову
Ступени развития субъективности | Матрица возраста | |||
Период становления со-бытийности | Период реализации само-бытности | |||
Кризисы «рождения» | Стадии принятия | Кризисы развития | Стадии освоения | |
I Оживление | Родовой кризис: -2мес – +3нед | Новорожденность: 0,5 – 4,0 мес | Новорожденности: 3,5 – 7,0 мес | Младенчество (младенец): 6 – 12 мес |
II Одушевление | Кризис младенчества: 11мес – 18мес | Раннее детство: 1,3 года – 3,0года | Раннего детства: 2,5 – 3,5 года | Дошкольное детство (ребёнок): 3-6,5 лет |
III Персонализация | Кризис детства: 5,5 – 7,5 лет | Отрочество: 7,0 лет – 11,5 лет | Отрочества: 11,0 -14,0 лет | Юность (юноша): 13,5-18,0 лет |
IVИндивидуализация | Кризис юности: 17 – 21 год | Молодость: 19,0 – 28,0 лет | Молодости: 27,0 – 33,0 лет | Взрослость (взрослый): 32,0-42,0 года |
V Универсализация | Кризис взрослости: 39 – 45 лет Кризис индивидуальной жизни | Зрелость: 44,0 – 60 лет | Зрелости: 55,0 – 65,0 лет | Старость (старик): 62,0 года и далее |
По вертикали в схеме представлены последовательность ступеней и смена форм развития, которые фиксируют общее направление и уровни становления субъективности человека в онтогенезе. Начало каждой ступени – это всегда новое (потенциально возможное) «рождение» в новую форму жизни, не отменяющую прожитую ступень, а объемлющую и сохраняющую ее достижения. Последовательность ступеней – это смена режима индивидуальной жизни: в кризисах рождения — как кризис самоидентичности («так жить нельзя») и поиск новых форм со=бытийности (на стадиях принятия), в кризисах развития — как кризис со=бытийности («хочу быть, как ты») и поиск новых способов самоопределения, само=бытности (на стадиях освоения). То, что предложенное В.И. Слободчиковым чередование критических и стабильных стадий развития (и по вертикали, и по горизонтали) не случайно, подтверждается давними наблюдениями детских психологов своеобразного феноменального повторения картин кризисов 1-го и 7-го годов жизни, 3-х и 12-ти лет. Свои повторения имеют и стабильные стадии.
Принципиально другие основания имеет последовательность ступеней развития: их символическое обозначение определено ценностно-смысловым содержанием (т.е. тем, что должно осуществиться на данной ступени); направление же их смены определено целевой детерминацией развития (т.е. тем, что возможно при определенных условиях сделать для повышения ранга субъектности) (Сапогова, с. 30-32).