Рынок потребительских товаров и услуг

Потребительский рынок является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения Ивановской области и представлен как объединение следующих элементов: оптовая и розничная торговля, индустрия гостеприимства (ресторанно-гостиничный бизнес и туризм), бытовое обслуживание населения, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов.

Анализ основных показателей потребительского рынка товаров и услуг Ивановской области за период с 2000 по 2008 гг. показывает высокую инвестиционную привлекательность и положительную динамику развития данного рынка.

В структуре товарооборота потребительского рынка Ивановской области доля оборота розничной торговли занимает более 50%.

Тенденции роста товарооборота в сфере розничной торговли в последние 3 года достаточно устойчивы.

Рост розничного товарооборота в Ивановской области в 2006 году составил 127,9%, в 2007 году - 117,9%, в 2008 году - 133,9%.

Одним из главных показателей, характеризующих уровень жизни населения, является среднедушевой оборот розничной торговли. Здесь Ивановская область значительно отстает от других регионов России. Годовой объем розничных продаж на душу населения по итогам 2006 года составил 26,9 тыс. руб., в 2007 году - 35,0 тыс. руб., в 2008 году - 53,8 тыс. руб. в действующих ценах.

На территории области осуществляют деятельность как предприятия федеральных сетевых компаний («Метро Кэш энд Кэрри», «Реал», «Магнит», «Копейка» и др.), так и региональные сетевые компании («Риат», «Зебра», «Купец» и др.), а также торговые объекты других форматов, среди которых наибольший удельный вес занимают предприятия «шаговой доступности».

В розничном товарообороте Ивановской области рыночная торговля занимает значительную долю, несмотря на то что товарооборот рынков за последние несколько лет динамично снижается.

Продажа товаров на розничных рынках области в период с 2006 по 2008 год ежегодно уменьшалась на 1,6 - 1,9%.

Торговых площадей в Ивановской области более 500 тыс. кв.м. Обеспеченность торговыми площадями в 2008 году составляла 480 кв.м на 1000 жителей. Для сравнения: обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей Московской области — 837 кв.м, в г. Москве - 728 кв.м, в Ярославской области - 672 кв.м, во Владимирской области - 490 кв.м.

Прирост сети магазинов розничной торговли в области за последние 3 года незначителен. Наряду с открытием новых магазинов происходит закрытие отдельных объектов розничной торговли или их перепрофилирование. Это говорит о том, что рынок торговли стабилизировался и пришел в определённое равновесие.

На территории Ивановской области наблюдается диспропорция в размещении объектов розничной торговли. Из общего числа магазинов 42% расположено в областном центре, а всего в городских округах работает почти 60% от общего числа магазинов, действующих на территории Ивановской области.

В отдельных муниципальных районах стационарные объекты розничной торговли действуют лишь в 20 - 25% сельских населенных пунктах. В большинстве муниципальных районов области более половины населенных пунктов обслуживаются посредством выездной торговли, а около 600 населенных пунктов Ивановской области с постоянно проживающим населением не имеют объектов стационарной розничной торговли и не охвачены выездной торговлей.

В муниципальных образованиях рынки замещают недостаток торговых площадей, где по причине отсутствия постоянного спроса невыгодно организовывать стационарную торговлю многими видами товаров.

По состоянию на 1 января 2009 года на территории области функционирует 18 розничных рынков (14 универсальных, 1 сельскохозяйственный, 3 специализированных) общей площадью 67368 кв.м и количеством торговых мест 6614 тысяч; насчитывается 44 ярмарки. Общая площадь ярмарок составляет более 80 тыс.кв.м, на которой размещается около 5 тысяч торговых мест. В целях обеспечения потребности населения на ярмарках осуществляется продажа широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров, в том числе товаров местных товаропроизводителей, а также продукции, произведенной и выращенной на личных подворьях.

В 2009 году в целом по области намечено к введению в строй 68 новых торговых объектов площадью более 130 тыс. кв. м. В перспективе на 2010 - 2012 годы - строительство ещё 36 предприятий торговли, их предполагаемая площадь - 100 тыс. кв. м.

В плане перспективного развития розничных рынков предусматривается строительство 12 новых объектов на территории 10 муниципальных образований.

В целом в Ивановской области сложилась благоприятная среда для развития конкуренции в сфере розничной торговли. В то же время необходимо отметить, что подавляющее количество организаций, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли, сосредоточено в областном центре. Существует проблема низкой заинтересованности предпринимателей в создании объектов розничной торговли в сельских поселениях и отдельных муниципальных образованиях.

Основу современных рисков в сфере торговли и услуг образуют следующие факторы:

- ограничение платежеспособного спроса ряда категорий населения невысоким средним уровнем доходов;

- существенная дифференциация величины денежных доходов у населения области в разрезе муниципальных образований;

- отсутствие развитой транспортной инфраструктуры в отдельных муниципальных образованиях, в особенности в сельской местности.

Важным элементом структуры потребительского рынка является индустрия гостеприимства, которая в Ивановской области активно развивается. В современной экономической практике под сферой гостеприимства следует понимать индустрию туризма (туроператоры и турагенты) и инфраструктуру отраслей (общественное питание, размещение, культура и искусство, спорт), занятых обслуживанием туристского продукта, его распространением и созданием необходимых условий для экономико-технологических межотраслевых связей (отношений).

В период 2005 - 2008 гг. отмечается тенденция роста числа инвестиционных проектов по строительству и реконструкции гостиниц и предприятий общественного питания. Появились такие гостиницы, как «Союз», «Шереметев Парк-Отель», «Орион», «Онегин»; в плане реконструкции – гостиницы «Центральная», «Советская», «Иваново». К новым объектам общественного питания относятся пивной клуб «Эль», «Кафе № 1», синема-кафе «515», вискарня «Старый Джек», «Бродвей Пицца», «Кофе Бин», «МакДональдс».

Очевидно, что гостиничный бизнес находится в прямой зависимости от развития туристического бизнеса.

Туристическую инфраструктуру области представляют 95 туристических фирм, около 70 средств размещения туристов (санатории, пансионаты, базы отдыха, турбазы, профилактории), а также множество объектов размещения для приема охотников, рыболовов в общей сложности на 5 тыс. мест.

Рост внутреннего и въездного туризма в 2008 году составил 8%. Объем туристических услуг – около 900 млн. руб.

Общее количество туристов, обслуженных турфирмами Ивановской области, – 800000. Из них 779400 – российские туристы, 20600 – иностранные туристы (включая туристов из стран СНГ).

Наиболее востребованными на территории Ивановской области являются отдых и лечение в санаториях им. Станко, «Оболсуново», «Решма», «Зеленый городок», «Актер – Плес», пансионаты с лечением «Чайка», «Плес».

Среднегодовая загрузка санаторно-курортных учреждений Ивановской области составила по итогам 2008 года 75%, пансионатов и баз отдыха – 55 - 60%.

Ключевыми факторами, сдерживающими развитие конкуренции в туристско-рекреационном секторе, являются следующие:

- неразвитость необходимой инфраструктуры (гостиничной, транспортной, социальной);

- высокая степень физического износа объектов культурно-исторического наследия и стоимость восстановительно-реставрационных работ делают данный сектор непривлекательным для субъектов малого и среднего бизнеса;

- наличие административных барьеров, связанных с получением разрешительной документации на эксплуатацию объектов культурного наследия;

- дефицит кадров необходимой квалификации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: