Семинар (2 часа).
Тема: Стратегии и методы исследования в психологии развития
План:
- Общая характеристика стратегий исследования в психологии развития и возрастной психологии.
- Классификация исследовательских методов психологии развития с точки зрения основных задач исследования психики (описать, измерить, объяснить, сформировать): неэкспериментальные методы, диагностические, экспериментальные и формирующие.
- Характеристика группы неэкспериментальных методов психологии развития: наблюдение, анкетирование, беседа, монографический (дневниковый) метод).
- Изучение развития ребенка в форме «продольного (лонгитюдного) исследования», посредством «поперечных срезов» и экспериментально-генетического исследования.
- Место тестового обследования при изучении психического развития ребенка.
- Эксперимент, его виды и построение в возрастно-психологических исследованиях.
- «Близнецовый метод» и его значение для психологии развития.
- Анализ продуктов деятельности как метод изучения развития ребенка.
Вопросы для подготовки к семинару:
|
|
- Какие основные стратегии исследования применяют для изучения изменений развития?
- Какими методами исследования они (стратегии) представлены?
- В какую из известных вам стратегий «вписываются» дневники родителей (исследователей)? Ответ обоснуйте.
- Почему факты, полученные с помощью наблюдения считаются ценными?
- На решение каких задач направлено изучение развития ребенка в форме «продольного» (лонгитюдного или лонгитюдального) исследования, либо посредством "поперечных срезов"?
- В чем состоит значение «открытия» Л.С. Выготским экспериментально-генетического (генетико-моделирующего) метода в изучении психического развития?
Задания для самостоятельной работы:
- С помощью материалов из библиографических источников и текстов, взятых из приложений, дайте определение следующим понятиям: стратегия исследования, метод исследования, методика исследования, наблюдение, монографический метод, биографический метод, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, метод «поперечных срезов», метод «продольных» срезов, близнецовый метод, беседа, анкетирование, тест, анализ продуктов деятельности.
- Опишите основные методы психологии развития по следующему плану: а) название метода, б) краткая характеристика, в) виды и их писание, г) достоинства и недостатки.
Литература
1. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – С. 35-53.
2. Лурия Е.А. Мой отец А.Р. Лурия. – М.: Гнозис; 1994.
3. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985. №1. С. 103-109.
|
|
4. МенчинскаяН. А. Страницы дневника развития дочери // Вопросы психологии. 1995. № 3. с.90 – 103.
5. Менчинская Н.А. Развитие ребенка от рождения до года (дневник бабушки) // Вопросы психологии. 1996. №3. С. 72-88.
6. Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка/ Под ред. Е.Д. Божович. – М.; Воронеж: Ин-т практ. Психологии, 1998.
7. Мухина В.С. Близнецы. – М.: Народное образование, 1997.Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факту, проблемы. – М., 1997.
8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2013.
9. Орлов А. Б. Основные исследовательские методы возрастной и педагогической психологии // Вопросы психологии, 1981. - №1. – С.147-156
10. В. В. Семенов К проблеме применения близнецового метода в психологии // Вопросы психологии, 1980. - №2. – С.166-172.
11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология. – М., 2005.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.