В отечественной психологии имеет место традиция рассматривать психические явления как отражательные, обеспечивающие адекватное поведение в связи со знанием действительности. Это обусловило научно-исследовательский интерес преимущественно к когнитивным процессам, позволило выделить основные формы психического отражения - образную и понятийную, в конечном итоге привело к построению уровней (сенсорно-перцептивный, представлений, речемыслительный) познавательной регуляции (17). Однако для психологии эмоций указанная традиция оказалась нереализованной вплоть до 70-х годов нашего столетия.
В целом ряде психологических трудов, начиная с момента возникновения научной психологии (Рибо Т., Джеймс У., Вундт В.), а также в отечественной психологии (Выготский Л.С.; Шингаров Г.Х.; Вилюнас В.К.; Додонов Б.И.; Веккер Л.М.; Ломов Б.Ф.) отмечалась слабая проработанность теории эмоциональных явлений.
Так, по мнению Рибо, психология эмоций может быть охарактеризована как "темная" и мало изученная область (21); по мнению Джемса, она "представляет самый скучный отдел психологии" (10, с. 273). Н.Н. Ланге образно описал проблему эмоций в психологии: "Чувство занимает в психологии место Сандрильоны, нелюбимой, гонимой, извечно обобранной в пользу старших сестер "ума" и "воли". Ему приходится обыкновенно ютиться на задворках психологической науки, тогда, как воля, а особенно ум (познание) занимают все парадные комнаты" (цит. по: Роговин М.С. Введение в психологию, М ., 1969. С. 29).
|
|
Выготский, рассматривая состояние теории эмоций в научной психологии, характеризует последнюю как безраздельное господство чистого натурализма, который исключил возможность "адекватного изучения того, что составляет специфические особенности эмоции человека" (8, с. 418). Нет в психологии глав более темных, чем... две главы" - чувство и воображение; именно здесь "мы не имеем сколько-нибудь признанной и законченной системы учения" (9, с.246).
В.К. Вилюнас, осуществляя обзор современного состояния проблемы эмоций в психологии и констатируя в целом ее кризисный характер, предлагает вести научно-исследовательскую работу по ряду направлений: накоплению, упорядочиванию и описанию феноменологических данных; выявлению функционального назначения эмоций; осуществлению психологического исследования в отношении эволюционно исходных функций эмоций.
Уместно также сослаться на точку зрения Б.Ф. Ломова по поводу понимания психических процессов как процессов субъективного отражения объективной реальности. Привлекая внимание исследователей к этой точке зрения, он задает вопрос: "Справедливо ли положение об отражательной природе психики в отношении других процессов и явлений (не познавательных)?" (17, с. 172). И далее отвечает на этот вопрос так:"...эмоции возникают и развиваются не вне процесса психического отражения, а необходимым образом включены в процесс психического отражения. Неясно, являются ли они специфической формой отражения (наряду, например, с образной или знаковой) или их компонентом. … несомненно, что эмоции характеризуют состояние субъекта отражения и поэтому не могут не влиять на процесс отражения" (17, с. 173). Заключая вопрос о необходимости рассмотрения эмоций не только как регулятивных, но и отражательных явлений, обратимся к определению эмоциональных процессов Рубинштейном. "Эмоции никак не сводимы к голой эмоциональности, или аффективности, как таковой, - это всего лишь одна, специфическая, сторона процессов, которые в действительности являются вместе с тем познавательными процессами, отражающими - пусть специфическим образом - действительность. Эмоциональные процессы … никак не могут противопоставляться процессам познавательным как внешние, друг друга исключающие противоположности. Сами эмоции представляют собой единство "эмоционального и интеллектуального" (22, с. 141).
|
|
Итак, неудовлетворительное состояние проблемы эмоций в психологии исследователи разных лет объясняли следующими обстоятельствами:
1)наличием междисциплинарных подходов к анализу эмоций, вследствие чего выявленные феноменологические и экспериментальные данные, а также их отражение в различных концептуальных схемах (терминологическая неоднозначность) затрудняли создание теории эмоций (разумеется, необходимость междисциплинарного анализа эмоций обусловлена спецификой самого предмета исследования) (5; 6; 8; 9);
2)исключительной субъективностью, сложностью, внутренней природой эмоций (5; 6; 30);
3)отсутствием научно обоснованных границ эмоциональной сферы, отделяющих ее от других возможных видов переживаний (7);
4)отрывом психологии эмоций от психологии личности (6; 13) и от психологии когнитивных процессов (5; 6; 8; 9; 17).
Но уже с начала 70-х годов психология эмоций, как в сказке, из "Золушки" превратилась в "принцессу" (11, с. 3). Это оптимистическое заключение следует понимать как иллюстрацию роста научного интереса к проблеме эмоций. Они стали рассматриваться как явления, которые наряду с познавательными процессами специфическим образом отражают действительность. Наиболее полно это было представлено в работах Шингарова Г.X., Веккера Л.М., Вилюнаса В.К. Несмотря на определенные различия в теоретических посылках, существующих между исследованиями указанных авторов, в целом удалось с привлечением психофизиологических, эволюционно обусловленных и рассмотренных по аналогии с познавательными процессами научных факторов выявить особенности эмоционального отражения действительности. Целесообразно отметить, что эти особенности раскрываются через:
а)представление о том, что ощущение "действительно является простейшей формой не только познавательного, но и всякого психического процесса" (5, с. 53);
б)понимание эмоции как целостного акта психического отражения, в котором представлено "единство аффективного и интеллектуального, переживания и познания" (22, с. 153);
в)сравнение характеристик аффективного и интеллектуального.
Первым и традиционным вопросом в связи со спецификой эмоционального отражения является следующий: что именно эмоции отражают? Ответ на этот вопрос можно условно разделить на две части.
По первой его части существует согласованность во мнениях практически всех исследователей; эмоции не отражают объективных качеств предметов реальности, содержания предметов внешнего мира. В отличие от познавательных процессов, которые рассматриваются как направленные по своей сути на внешний мир и субъективные образы которых имеют аналоги в объективной действительности, эмоции имеют более эндогенное происхождение, а предметы внешнего мира не могут быть образцом для их описания и анализа. "Вне субъекта не существует решительно ничего, что представляло бы объективный "коррелят" любви, страха, или любого другого эмоционального переживания, т.е. что находилось бы с ними в том же отношении, какое обнаруживают, например, звуковые волны и слуховое ощущение" (6, с. 31).
|
|
Во второй же части интересующего нас ответа имеют место различные исследовательские позиции. Итак, что же отражают эмоции? Они отражают значение объективных качеств предмета для жизнедеятельности субъекта (30); отражают мир в "форме субъективного отношения человека к предметам и явлениям этого мира" (31, с. 27); значение воздействующих на субъекта объектов и ситуаций для осуществления его жизни (15); отражают отношения между мотивами и успешностью реализации соответствующей деятельности (15); "выражают состояние субъекта и его отношение к объекту" (22,с. 140); выражают "смысл объективного содержания с точки зрения потребностей живого существа" (6, с. 132).
Во всех приведенных определениях прослеживается неотделимость эмоций от определенного знания предметов и явлений действительности. Если эмоция и есть отношение к чему-либо, то последнее в психической жизни субъекта должно выступить для него в соотнесении с его потребностями, мотивами, интересами. Иначе говоря, эмоции рассматриваются как двойственные по своей детерминации, как содержащие в своей структуре два момента:
1)отражаемое содержание (6) или когнитивный компонент (5), т.е. отражение посредством различающихся по степени непосредственности-опосредованности когнитивных процессов характеристик объекта эмоции;
2)собственно эмоциональное переживание (7) или субъектный компонент (5), т.е. непосредственная данность субъекту собственного состояния в связи с определенным отражаемым содержанием.
|
|
Двойственная детерминация эмоций присутствует и в теоретической схеме анализа эмоций, выполненного с позиции информационной теории (23). Согласно ей, в структурном строении эмоций выделяется потребность, содержание и динамика которой определяет характеристики эмоций, и информация, представляющая собой опыт субъекта.
Разумеется, двойственность эмоций вовсе не означает, что она представляет сумму когнитивного и субъективного компонентов, а означает, что эмоция, как отражательное явление, представляет единство знания и переживания, но в этом единстве переживание в сознании субъекта выступает на первый план.
Второй характеристикой эмоционального отражения является его непосредственно-чувственная форма (5-7; 15). Анализируя различные дефиниции эмоций и признавая, что определение эмоций как отражения отношений субъекта к значимым для него объектам, является наиболее адекватным, Веккер справедливо замечает, что эти отношения могут отображаться не только в эмоциях, но и в мыслительных процессах, т.е. быть опосредованными. Эмоциональное же отражение данных отношений является именно непосредственным как по своим временным характеристикам, так и по итоговым последствиям.
Наконец, эмоциональное отражение есть отражение в высокой степени субъективное, пристрастное. Вопрос о субъективном характере психического отражения вообще и эмоций в частности обсуждается в литературе (17; 30). Обосновывая гипотезу о механизмах возникновения субъективного, Г.X. Шингаров определяет последнее как такую форму отражения действительности, в которой "содержание психики… еще не имеет предметного характера. Это содержание лишь качествует, не соотнесено субъектом с каким-то внешним объектом" (30, с. 79).
Эмоция существует как пристрастное, субъективное отношение субъекта к объекту в непосредственно-чувственной форме. Такая форма отражения получила название переживаний.
Категория переживания, как центральная категория психического (7), рассматривается как "психический факт, как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни" (22,с. 14). В отличие от знания в переживании "на передний план выступает не само по себе предметное содержание того, что в нем отражается, познается, а его значение в ходе моей жизни" (там же). Переживание рассматривается как более широкое, чем эмоция, понятие, как конкретно-субъективная форма существования отражаемого в психическом образе содержания (7; 30).
Выделим различные области психической жизни, для объяснения которых исследователи привлекают понятие "переживание":
1)особый аспект сознания, который дан во взаимосвязи с другим его аспектом - знанием (22, с. 15); субъективную сторону процесса осознания как формы "существования психического в индивидуальном сознании" (30, с. 83). Подчеркивается, что внутренняя природа переживания определяется значением предмета для жизнедеятельности субъекта;
2)форма активности в кризисных ситуациях, проявляющаяся в преобразовании (переосмысливании) субъектом своего психологического мира (3);
3)мотивационные явления ( желания, влечения, стремления), предметом которых могут быть не внешние воздействияи отражающие их познавательные образы, а определенные "гештальты" чувственных впечатлений (7). Подчеркивается, что желание есть "одна из наиболее ярких, распространенных и функционально нагруженных разновидностей переживаний" (7, с. 243);
4)любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающего для него как событие его собственной жизни (Краткий психологический словарь, 1985, с. 238-239);
5)особые состояния сознания, возникающие в моменты высшего счастья, свершения и самореализации личности – " пиковые переживания" (в гуманистической психологии);
6)единица психологического анализа и описания эмоций.
Раскроем характеристики эмоций как переживаний:
а) непосредственная внутренняя субъективная данность (а не предметное содержание психического образа и не представленность в сознании модальности самого психического процесса);
б) воздействия внешних предметов и внутренней среды организма даны субъекту как принадлежащие ему и в момент этого не соотносятся с субъектом как с чем-либо внешним ("в эмоциях субъект и объект переживаются как нечто единое" (30, с. 99), не осознается причинная связь между предметом и вызванной им реакцией человека;
в) особая пристрастность, субъективность, т.к. предметы и явления действительности отражаются не в связи с их объективными характеристиками, а в связи с отнесенностью последних к актуальным потребностям и мотивам субъекта;
г) чувственное впечатление субъекта об окружающем и происходящем, "хотя "трансформированное и упрощенное, зато унифицированное, переведенное на общий чувственный язык " (7, с.223).
Эмоции рассматриваются также в контексте проблемы смысла (В.К. Вилюнас, Д.А.Леонтьев). Так, В.К. Вилюнас использует понятие "эмоционально-смысловой процесс (6, с. 99), соотносит эмоции с различаемыми А.Н. Леонтьевым биологическим и личностным смыслами. Биологический смысл любого воздействия определяется его сигнальным значением, т.е. значением, который раскрывает отношение этого воздействия к потребностям субъекта (6, с. 86). Конкретно-субъективную форму существования биологического смысла представляют именно эмоциональные переживания. Иначе говоря, биологический смысл объекта открывается субъекту только через эмоцию.
Сопоставляя личностный смысл и эмоции, В.К. Вилюнас выделяет две формы личностного смысла: эмоционально-непосредственную и вербализованную форму, т.е. "воплощение личностного смысла в значениях" (6, с. 93). Эмоции как одну из форм существования личностного смысла он характеризует непосредственностью, большей истинностью, в то время как вербализованную форму личностного смысла – большей содержательностью, но меньшей истинностью.
В трактовке Д.А. Леонтьева (16) эмоциональная и смысловая реальности принципиально не совпадают по ряду позиций. Эмоции относятся только к субъективным переживаниям, неспецифичны, упрощают реальную сложность жизненных отношений, дают лишь общую, поверхностную характеристику личностного смысла; в то время как смыслы относятся не только к субъективным переживаниям, всегда конкретны, явно или скрыто указывает на мотивы, придающие значимость данному объекту или явлению, влияют на эмоции. Разводя эмоции и смыслы Д.А. Леонтьев прибегает к результатам психологического анализа искусства, примерам, демонстрирующим зависимость эмоций от целостной иерархии системы жизненного отношения. Д.А. Леонтьев приходит к следующим выводам. Во-первых, "эмоция является главной, но не единственной формой субъективной презентации в образе личностного смысла объектов и явлений"; эмоциональная реакция сигнализирует нам о личностном смысле (16, с. 162); во-вторых, механизм эмоциональной индикации реализует специфическую функцию личностного смысла – "функцию презентации субъекту в образе роли и места отражаемых объектов и явлений действительности в его жизнедеятельности (16, с. 168).