Общие положения. Цель учебного пособия:в рамках различных психологических подходов к изучению эмоций и воли человека раскрыть строение

Цель учебного пособия: в рамках различных психологических подходов к изучению эмоций и воли человека раскрыть строение, характеристики, функции, основные проявления эмоциональных явлений и воли человека.

Задачи пособия:

- рассмотреть эмоциональные явления как регуляторы поведения человека, как переживания, как ведущую форму существования личностного смысла;

- объяснить природу и сущность эмоциональных явлений посредством раскрытия их сложного строения;

- рассмотреть связь эмоций с когнитивными процессами, охарактеризовать конкретные эмоциональные процессы и состояния;

- раскрыть дискуссионные вопросы психологии воли, представленные в различных психологических теориях о природе, сущности и механизмах воли;

- раскрыть место и специфику воли в общей структуре уровней психической регуляции поведения и деятельности человека;

- рассмотреть конкретные проявления (процессы, состояния, усилия, действия, качества) воли.

Как регулятивные явления эмоции выступают в качестве специфической формы непроизвольной регуляции, интегрирующей различные поведенческие проявления (вегетативные, психофизиологические, моторные и т.п.) для удовлетворения потребности. Рассмотренные как переживания, эмоции пристрастно "отражают" мир с точки зрения предоставляемых им возможностей для удовлетворения потребностей. Оценивая значимость любого объекта, явления реальности, эмоции выступают ведущей, но не единственной формой существования личностного смысла. Имея сложное двухкомпонентное строение, эмоции обнаруживают и двойственную детерминацию. Последняя связана как с иерархическим строением когнитивных процессов, соответствующим образом отражающих причину эмоций, так и с иерархией потребностей, соответствующих разным уровням активности человека - биологический индивид, социальный индивид, личность (Модуль 1).

Сложность строения эмоциональных явлений определяет своеобразие эмоционального сопровождения различных когнитивных процессов наличие самостоятельных эмоциональных феноменов: аффективного тона ощущений; перцептивной защиты; эмоциональной памяти; эмоциональных впечатлений, причудливо объединяющих разномодальные образы; наличием интеллектуальных чувств, эмоционального интеллекта. Будучи связанными с когнитивными процессами, эмоциональные явления выступают то как обусловленные спецификой когнитивных процессов, то как обусловливающие эту специфику (Модуль 2).

Многообразие эмоций в сочетании с многообразием исследовательских подходов к их объяснению порождает поиск различных критериев классификаций эмоций. На наш взгляд, в большинстве случаев эти критерии приводят к созданию или описательных, или функциональных, или генетических классификаций или к классификациям, сочетающим то и другое. Будучи разноуровневыми, эмоциональные явления различаются по содержанию стоящих за ними потребностей, по устойчивости, динамике протекания, обратимости производимых ими эффектов. Это предполагает их изучение как процессов, состояний, устойчивых особенностей человека (Модуль 3).

Чувства – монополия только человека. Их свойства неотделимы от свойств эмоциональных явлений, но высокий ранг чувств в эмоциональной сфере человека (положение обязывает) обусловливает специфику проявления этих свойств (Модуль 4).

В психологии воли уживаются противоречивые точки зрения, продуцирующие сомнения исследователей не только относительно ее традиционно изучаемых признаков, но и ее самостоятельного существования как психической реальности. Положение усугубляется трудностями методического характера и противоречивостью результатов экспериментального исследования воли, что и приводит ученых к пессимистическим выводам по поводу судьбы психологии воли (Модуль 5).

В современной отечественной психологии воля изучается в рамках регуляционного, мотивационного подходов и подхода выбора (Модуль 6). Различия между указанными подходами проявляются в трактовках воли, в предлагаемых моделях ее изучения, в описаниях ее функций, диагностических признаков, интрапсихических техник, главных сфер проявления, завершения ее действия, во взглядах на ее воспитание (Модуль 7).

Изучение конкретных проявлений воли: волевых процессов, волевых состояний, волевых действий, волевых усилий, волевых качеств – предполагает определение условий их актуализации, обозначение их характеристик и признаков, классификацию различных форм волевой активности (Модуль 8). На сегодняшний день больше "повезло" волевым действиям, которые, в первую очередь, являются объектом исследовательского интереса. Однако, если мы действительно думаем, что воля служит личности и ее жизнестроительству, мы должны систематизировать наши знания о ней не столько для "порядка", сколько для развития психологии воли и превращения этой психологической области в действенный, практический инструмент оказания помощи людям. Ведь до сих пор еще бывает, что хочется все бросить, но жизнь так хороша, что воля к ней все пересиливает.

Модульная форма учебного пособия предполагает наличие проектных заданий и тестов рубежного контроля. Критериями оценки усвоения учебного модуля выступают полный ответ на два (по выбору преподавателя) из проектных заданий. Для студента критериями самооценивания (если не подглядывать сразу же в правильные ответы) выступают следующие: 50-60% правильных ответов на задания теста рубежного контроля соответствуют 3 баллам; 70-80% правильных ответов – 4 баллам; 90-100% правильных ответов – 5 баллам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: