Классы и подклассы эмоциональных процессов
В ходе своего развития эмоции дифференцируются и образуют различные специфические формы, отличающиеся своими проявлениями, способами организации и закономерностями протекания. Однако до сих пор в психологии нет единой точки зрения на проблему дифференциации эмоциональных явлений, из-за своей сложности и многообразия они с трудом поддаются общему анализу.
Например, согласно Е.Д. Хомской все эмоциональные явления можно разделить на три основные категории (очевидно, соответственно трем основным классам психических явлений: процессам, состояниям и свойствам):
1) эмоциональная реактивность (кратковременные реакции
на эмоциональные стимулы);
2) эмоциональные состояния (более длительные изменения в
работе эмоциональных систем);
3) эмоционально-личностные особенности (постоянные при
сущие человеку эмоциональные качества, определяющие его
поведение).
Широко распространен в отечественной психологии подход А.Н. Леонтьева, по мнению которого основными подклассами эмоциональных процессов являются:
• аффекты — сильные и кратковременные переживания, со
провождаемые выраженными двигательными и висцеральны
ми проявлениями;
• собственно эмоции — более длительные переживания, име
ющие ситуативный и идеаторный характер;
Длительность
Большая
НАСТРОЕНИЕ |
ЧУВСТВО
Слабая |
ЭМОЦИЯ |
Сильная
Интенсивность
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОН |
АФФЕКТ
Малая
Рис. 70. Сопоставление основных форм эмоционального реагирования по параметрам длительности и интенсивности
• чувства — устойчивые эмоциональные отношения, возни
кающие в результате обобщения отдельных эмоций и имею
щие выраженный предметный характер.
Чаще других в отечественной психологии упоминаются такие формы эмоционального реагирования, как:
• эмоциональный тон ощущений;
• аффекты;
• собственно эмоции;
• настроения;
• чувства.
Однако они не всегда одинаково трактуются различными научными школами. Более того, некоторые из них порой используются как синонимы.
Соотношение указанных форм эмоционального реагирования между собой по таким основным количественным параметрам, как длительность и интенсивность, можно представить в виде схемы (рис. 70). Вместе с тем между ними существуют и важные качественные отличия.