Глава 13. Формы эмоционального реагирования

Классы и подклассы эмоциональных процессов

В ходе своего развития эмоции дифференцируются и обра­зуют различные специфические формы, отличающиеся свои­ми проявлениями, способами организации и закономерностя­ми протекания. Однако до сих пор в психологии нет единой точки зрения на проблему дифференциации эмоциональных явлений, из-за своей сложности и многообразия они с трудом поддаются общему анализу.

Например, согласно Е.Д. Хомской все эмоциональные явле­ния можно разделить на три основные категории (очевидно, соответственно трем основным классам психических явлений: процессам, состояниям и свойствам):

1) эмоциональная реактивность (кратковременные реакции
на эмоциональные стимулы);

2) эмоциональные состояния (более длительные изменения в
работе эмоциональных систем);

3) эмоционально-личностные особенности (постоянные при­
сущие человеку эмоциональные качества, определяющие его

поведение).

Широко распространен в отечественной психологии под­ход А.Н. Леонтьева, по мнению которого основными подклас­сами эмоциональных процессов являются:

аффекты — сильные и кратковременные переживания, со­
провождаемые выраженными двигательными и висцеральны­
ми проявлениями;

собственно эмоции — более длительные переживания, име­
ющие ситуативный и идеаторный характер;


Длительность

Большая

НАСТРОЕНИЕ

ЧУВСТВО

Слабая
ЭМОЦИЯ

Сильная

Интенсивность

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ТОН

АФФЕКТ

Малая

Рис. 70. Сопоставление основных форм эмоционального реагирования по параметрам длительности и интенсивности

чувства — устойчивые эмоциональные отношения, возни­
кающие в результате обобщения отдельных эмоций и имею­
щие выраженный предметный характер.

Чаще других в отечественной психологии упоминаются та­кие формы эмоционального реагирования, как:

• эмоциональный тон ощущений;

• аффекты;

• собственно эмоции;

• настроения;

• чувства.

Однако они не всегда одинаково трактуются различными научными школами. Более того, некоторые из них порой ис­пользуются как синонимы.

Соотношение указанных форм эмоционального реагирова­ния между собой по таким основным количественным пара­метрам, как длительность и интенсивность, можно предста­вить в виде схемы (рис. 70). Вместе с тем между ними сущест­вуют и важные качественные отличия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: