Устойчивые эмоциональные отношения к определенным предметам или явлениям действительности в отечественной психологии принято называть чувствами. Чувства являются высшим продуктом эмоционального развития человека. Однако такое определение закрепилось только в последнее время, раньше же чувствами достаточно часто называли самые элементарные эмоциональные реакции (В. Вундт и др.). До настоящего времени нередко смешивают понятия «чувствительность» (относящееся к познавательной сфере) и «чувства» (эмоциональное явление).
Кроме того, некоторые ученые и сегодня используют чувства (а не эмоции) как родовое понятие, объединяющее все проявления эмоциональной жизни человека. Так, А.В. Петровский рассматривает чувства как переживаемые внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, в то время как эмоции являются лишь особой формой непосредственного переживания чувств.
Характерными особенностями чувств являются:
• устойчивость;
• выраженная интенсивность;
• предметность;
• осознанность;
• внеситуативность;
• иерархичность;
• обобщенность;
• формирование установки;
• связь со всеми основными подструктурами личности.
Устойчивость. Чувства выражают устойчивые, постоянные
эмоциональные отношения («эмоциональные константы», по А.Н. Леонтьеву) человека к тем или иным предметам, которые могут сохраняться порой в течение всей жизни.
Выраженная интенсивность. Непосредственное восприятие или воспоминание о предмете чувства всегда сопровождается достаточно выраженным эмоциональным переживанием.
Сильное, доминирующее чувство, выражающееся в направленности помыслов и сил на единую цель, называется страстью.
Предметность. Чувства всегда связаны с определенным объектом — предметом, человеком, событием. По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются:
• на конкретные (к человеку, произведению искусства и т.п.);
• обобщенные (к животным, музыке);
• абстрактные (чувство справедливости).
Осознанность. События и объекты, по отношению к которым человек испытывает те или иные чувства, всегда ясны для него, как и сами переживания, что свидетельствует о том, что все чувства «привязаны ко второй сигнальной системе» (И.П. Павлов). Однако не все ученые согласны с тем, что чувства всегда осознаваемы. Так, ЕЛ. Ильин считает, что часто человек сам себе не хочет или не может признаться в том, что у него возникло то или иное чувство, поэтому вытесняет его в
бессознательное.
Внеситуативность. Чувства позволяют выделять в воспринимаемой и представляемой действительности объекты и события, имеющие для человека стабильную потребностно-мотива-ционную значимость, и определять динамику и содержание ситуативных эмоциональных реакций (например, появление радости при успехе любимого человека и неудаче нелюбимого).
Иерархичность. Чувства организуются в иерархическую систему, соответственно актуально действующим мотивам
человека:
• низшие чувства связаны преимущественно с биологиче
скими процессами в организме, с удовлетворением или неудов
летворением витальных потребностей человека;
• высшие чувства возникают в связи с удовлетворением или
неудовлетворением социальных и духовных потребностей че
ловека и органически включены во все виды деятельности.
Различают три основные группы высших чувств (в соответствии с конкретными областями деятельности и сферами социальных явлений):
• нравственные — переживаемые в связи с соответствием ли
бо несоответствием своего поведения общепринятым требова
ниям и нормам;
• интеллектуальные — связанные с познавательной деятель
ностью;
• эстетические — вызываемые гармонией воспринимаемых
объектов.
Обобщенность. Чувства представляют собой результат обобщения отдельных эмоций, связанных с каким-либо объектом или явлением действительности.
Формирование установки. Е.П. Ильин называет чувство «эмоциональной установкой, программой эмоционального реагирования на определенный объект при его восприятии и представлении в определенных жизненных ситуациях». Чувства формируют готовность оценивать и эмоционально реагировать определенным образом на какие-то события окружающего мира, причем происходит это под влиянием как личного, так и социального опыта. Например, чувство тревоги (постоянное беспокойство, ожидание неблагополучия, опасности) может сформироваться как под влиянием дисгармоничного стиля семейного воспитания (в атмосфере недоверия к окружающему миру), так и в результате каких-то неудач либо пребывания в опасных ситуациях.
Связь со всеми основными подструктурами личности. В содержании доминирующих чувств человека отражены его мировоззрение, направленность и т. д. Кроме того, степень проникновения чувств в личностные структуры человека, по мнению В.В. Никандрова и Э.К. Сонина, характеризует их глубину.
Таким образом, чувство — это устойчивое, чаще всего осознанное эмоциональное реагирование по отношению к определенным объектам или явлениям действительности, выражающее их стабильную мотивационно-потребностную и личностную значимость для человека.
Все перечисленные формы эмоционального реагирования обладают в своем функционировании определенной автономностью и независимостью от других форм. В то же время они тесно взаимодействуют друг с другом, составляя единое целое — эмоциональную сферу человека.
Вопросы для самоконтроля
1. Соотношение основных форм эмоционального реагирования между
собой по параметрам длительности и интенсивности.
2. Эмоциональный тон. Его отличительные особенности и функции.
3. Основные факторы возникновения аффектов.
4. Особенности аффективных реакций, их функции.
5. Основные причины, оказывающие влияние на фон настроения человека.
6. Отличительные особенности настроений.
7. Виды настроений.
8. Особенности собственно эмоций.
9. Основные особенности и виды чувств.