Эмоциональная сфера подростков
Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. Поэтому личностно-значимые отношения к другим людям определяют как содержание, так и характер эмоциональных реакций.
Сохраняется у подростков и отрицательные отношения к себе. Для них характерна предрасположенность к отрицательным эмоциям и рассогласованность в мотивационной сфере.
Улучшается вербальное обозначение базовых эмоций страха и радости. Длина словаря синонимов, обозначающих эти эмоции, увеличивается до 6-7 слов.
Для эмоц. сферы подростков характерно:
1. очень большая эмоциональная возбудимость
2. большая устойчивость эмоциональных переживаний
3. повышенная готовность к ожиданию страха
4. противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают своего товарища, хотя понимают, что тот достоен осуждения
5. возникает переживание из-за собственной самооценки в результате роста их самосознания
6. сильно развитое чувство принадлежности к группе
7. предъявление высоких требований к дружбе, в основе которой лежит не совместная игра, а общность интересов
|
|
Эмоциональная сфера старшеклассников
Основной содер. харак. эмоций здесь является будущее. Доминируют эмоции, связанные с ожиданием будущего.
Эмоц. сфера старшеклассников хар-тся:
1. Многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных и общественно- политических
2. Большей, чем у учачихся средних классов, устойчивостью эмоций и чувств
3. Способностью к сопереживанию
4. Развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающем
5. Большей устойчивостью и глубиной чувств. Друзей выбирает, исходя из общих интересов и занятий
6. Появлением чувства любви.
7. В первые годы жизни нет различий в частоте и продолжительности отрицательных эмоциональных реакций у мальчиков, а у девочек – бывают. Это объясняется тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, что и мальчики, боятся проявить их из-за наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружающие относятся более благосклонно.
Л.В.Куликов отмечает, что у женщин эмоцион. сфера дифференцированнее и сложнее, чем у мальчиков.
Однако не ясно, являются ли хотя бы некоторые из половых различий врожденными или все эти особенности приобретаются в процессе специфичного воспитания мальчиков и девочек.
ТРЕВОЖНОСТЬ
У девочек школьная тревожность доминирует в 7-9 лет, а в 10 лет уступает место самооценочной тревожности. У мальчиков 7 лет доминирует межличностная тревожность, школьная тревожность преобладает в 8-9 лет.
Факт большей тревожности и нейротизма лиц женского пола по сравнению с лицами мужского пола выявлен во многих исследованиях.
|
|
Чем младше школьники, тем склонность к переживанию этих эмоций больше выражена у лиц мужского пола, и чем старше школьники, тем больше выражены эти склонности у лиц женского пола.
РАЗЛИЧИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ К ДРУГИМ
У девочек стремление к близким дружеским отношениям с противоположным полом завязываются раньше, чем у юношей.
РАЗЛИЧИЯ В СВОЙСТВАХ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ
Лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола во всех возрастных группах по эмоциональной возбудимости.
РАЗЛИЧИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВОЙСТВАХ И ТИПАХ ЛИЧНОСТИ
Лица женского пола уделяют значительное большое внимание эмоциональным аспектам межличностых отношений и своим переживаниям, потому, что девочки морально созревают раньше, чем мальчики.
По данным П.А. Ковалева, у лиц женского пола больше выражена вспыльчивость (эмоциональная возбудимость).
Тема 5. Емоційні типи. Патологічні зміни емоційних особливостей особистості.
В зависимости от выраженности разных сторон эмоциональности выделяются эмоциональные типы людей, относимые к разным типам темперамента.
Эмоциональность (по Санниковой О.П.) –
Динамически врожденное свойство, рассматриваемое как устойчивая интегральная характеристика индивидуальности.
Эмоциональность понимается как степень легкости возникновения эмоционального состояния в данной ситуации, а также его интенсивность(по Тельману)
Классификация типов темперамента по Хеймансу-Ле Сенну:
По сочетанию 3 основных характеристик:
Эмоциональности
Активности
Первичности
Активность отражает потребность в действии, в осуществлении плана, замысла. Высокоактивные люди не выносят безделья, простоя.
Первичность харак. другую сторону эмоциональности – быстроту иисчезновения эмоции. Многие люди недолго остаются под впечатлением пережитого. Они постоянно ‘ разряжают’ свои эмоции. Они(люди) называются первичными(эмоционально-лабильные).А “ вторичные” наоборот – их настроение часто бывает ровным. Однако, когда чаша их терпения переполняется, сильно гневаются, обижаются и долго остаются под впечатлением пережитого.
По П.В. Симонову, каждый тип темперамента связан с определенной группой эмоций. У холерика, с его чертами преодоления, борьбы, агрессивности, пребладают эмоции гнева и ярости. Для меланхолика с его нерешительностью и тяготением к обороне типичны страх, робость. Сангвинники и флегматики чаще испытывают положительные эмоции. Следует, однако, иметь в виду, что чистые типы темперамента встречаются редко, в основном они смешанные, поэтому проявление той или иной группы эмоций у конкретных людей будет сильно осложняться этим обстоятельством.
МОДАЛЬНЫЕ ПРОФИЛИ (ТИПЫ) ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ
Разная выраженность склонности к переживанию эмоций определенной модальности привела к изучению качественных индивидуальных особенностей модальности. А.А.Плоткин выявил 13 типов модальностной структуры эмоциональности, из которых 6 явл. основными: радость преобладает над страхом и гневом, страх преобладает над радостью и страхом, радость и страх преобладают над гневом, радость и гнев преобладают над страхом, гнев и страх – над радостью.
Другую классификацию эмоциональных типов предложил Б.И.Додонов. Хотя он и говорит об общей эмоцион. направленности людей, определяемой в зависимости от переживания, которое человек любит больше всего испытывать, на самом деле речь у него идет о том, в какой сфере активности человек чаще всего испытывает радость: при оказании помощи другому (альтруистический тип), при достижении успеха в работе (праксический тип), при познании нового(гностический тип).
Обнаружилось,что выраженность того или типа связана с доминированием определенной особенности личности: отзывчивости трудолюбия или интеллектуального развития. Автор считает, что общая эмоц. направленность людей способствует формированию того или иного свойсва личности, поэтому оно и оказывается развитым несколько лучше, чеи другие.
|
|
СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ ТИП
Некоторым людям свойственна эмоциональная чувствительность особого рода, обозначаемая как сентиментальность (от франц. чувство). Эта излишняя эмоциональная чувствительность, имеющая оттенок слащавости, приторной нежности или слезливой умилительности.
Сентиментальные натуры склонны к созерцательности. Они чувствительны и пассивны, их чувства не вызывают активной деятельности, мир их переживаний замкнут в самом себе, они любуются своими переживаниями.
ЭМПАТИЙНЫЙ ТИП
Эмпатия (от греч. – сильное и глубокое чувство, близкое к страданию, с префиксом “ет ’’, означающем направление внутрь). Эмпатия означает такое духовное единение личности, когда один человек настолько проникается переживаниями другого, что временно отождествляется с ним, как бы растворяясь в нем.
Первоначально феномен эмпатии обсуждался в рамках философии, в частности этики и эстетики. Поэтому и обозначался он либо этическим понятием “ симпатия”, либо эстетическим понятием вчувствование.
З.Фрейд полагал, что соучастие в эмоциональном состоянии другого осуществляется с помощью двух механизмов – заражения и подражения.
Для высокоэмпатичных характерны мягкость, доброжелательность, общительность, высокий интеллект, а для низкоэмпатичных – замкнутость, недоброжелательность.
ТРЕВОЖНЫЙ ТИП
Тревожность, т.е. выраженное эмоциональное свойство личности, предраспологающее к частым проявлениям состояния тревоги (беспокойства) в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не предрасполагают. В.С.Мерлин определяет тревожность как высокую эмоциональную возбудимость в угрожающей ситуации. По определению К.Е.Изарда, тревожность понимается как комплекс отрицательных эмоций: страха, гнева и печали.
|
|
Определенній уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность.
Высокая тревожность проявляется в тенденции оценивать явления, предметы, события, объективно не опасные, как угрожающие, с последующим переживанием состояния тревоги.
Некоторые ученые говорят не об общей тревожности, а о частной, специфичной, связанной с постоянным реагированием состоянием тревоги только на определенные ситуации.
ЗАСТЕНЧИВЫЙ ТИП
В Оксфордском словаре застенчивость определяется как состояние стеснения в присутствии других людей.
Считается, что застенчивость определяется как наследственностью, так и условиями воспитания.
Застенчивость особенно резко проявляется в юности.
Детская застенчивость – преходящее явление, исчезающее вместе с появлением опыта контактов, что было доказано в ряде психолого-педагогических исследованиях.
Беззастенчивые – это чрезмерно общительные(свободные в общении) люди до навязчивости, бесцеремонные люди.
КРОМЕ РАССМОТРЕННЫХ ТИПОВ СУЩЕСТВУЮТ:
ОБИДЧИВЫЙ И МСТИТЕЛЬНЫЙ ТИП, ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ-ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ ТИП, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ ТИП, СОВЕСТЛЕВЫЙ ТИП И ДРУГИЕ.
Причини емоційних розладів
Во многих случаях причинами эмоциональных расстройств являются различные органические и психические заболевания. Однако эти причины носят индивидуальный характер. Вместе с тем есть причины, которые касаются целых слоев общества и даже нации. Такими причинами являются специфические психологические факторы и в частности, особые ценности и установки, поощряемые в социуме и культивируемые во многих семьях.
Число депрессивных нарушений выше в тех культурах, где особо значимы индивидуальные достижения и успехи в соответствие самым высоким стандартам и образцам. Особенно это характерно для США, где депрессия стала бичом американского общества, пропагандирующего культ успеха и благополучия.
Обратим внимание на ту социальную почву, которая способствует росту тревожных расстройств. Это глобальное противоречие между христианскими ценностями, проповедующими любовь и партнерские равные отношения, и реально существующий жесткий конкуренцией и культом силы. Результатом ценностного конфликта становятся вытеснение собственной агрессивности и перенос ее на других людей (враждебен и агрессивен не я, а те кто меня окружают).
Какие же могут быть причины:
- причины в социуме: культ успеха и достижения, культ силы и конкурентность и т. д.
- В семье: высокие родительские требования и ожидания, высокий уровень критики и др.
- В межличностных отношениях: высокие требования и ожидания другими людьми, негативное ожидания от других людей…
Патологические изменения эмоциональных свойств личности
АФФЕТИВНАЯ ВОЗБУДИМОСТЬ. Это склонность к чрезмерному легкому возникновению бурных эмоциональных вспышек, неадекватных вызвавшей их причине. Она проявляется в приступах гнева, ярости, запальчивости, которые сопровождаются двигательным возбуждением, необдуманными под час опасными действиями. Дети и подростки с аффективной возбудимостью капризны, обидчивы, конфликты, склонны к необузданным шалостям.
РАЗРАЖИТЕЛЬНОСТЬ является одной из форм про проявления аффективной возбудимости.
АФФЕКТИВНАЯ СЛАБОСТЬ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ ЧРЕЗМЕРНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ чувствительностью (гиперестезией) ко всем внешним раздражителям. Даже небольшие изменения ситуации или нечаянное слово вызывает у больного непреодолимые и некоррегируемые бурные эмоциональные реакции: плач, рыдания, гнев и др. Характерна для тяжелых форм органической церебральной патологии атеросклеротического и инфекционного происхождения. В детском возрасте она встречается в основном при выраженном астеническом состоянии после тяжелых инфекционных заболеваний.
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ЗЛОПАМЯТНОСТЬ – связанное с психическими расстройствами (н-р эпилепсией) неадекватно длительное переживание субъектом травмировавшей его ситуации с представлениями о причинении мести ее источнику - (как проявление аффективной вязкости).
АФФКТИВНАЯ ИСТОЩАЕМОСТЬ хар.-тся кратковременностью ярких эмоц. проявлений (гнева, злобы …), после которых наступает слабость и безразличие. Ее проявления САДИЗМ, МАЗОХИЗМ и САДОМАЗОХИЗМ (самост.).
Извращение эмоциональных реакций
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НЕАДЕКВАТНОСТЬ возникает при ряде патологий (шизофрении…) эмоц. реакции становятся неадекватными той ситуации, в которой человек оказывается. Здесь может наблюдаться аутизм, эмоциональная двойственность (амбивалентность), эхомимия и др.
Например.
Аутизм – это уход от действительности с фиксацией на своем внутреннем мире, на аффективных переживаниях.
Эмоц. двойственность - человек по отношению к одному и тому же объекту испытывает разные эмоции: работа смертельно надоела, надо бы уйти, но без нее скучно. Это типично для невротической личности.
Эхомимия - автоматизм воспроизведения выразительных средств партнера. Безотчетно копируются выражения лица, интонация, жесты.
ИДЕОСИНКРАЗИЯ – болезненное отвращение к определенным раздражителям, безразличным или даже приятных для других людей.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛАБИЛЬНОСТЬ – неустойчивость эмоц. фона, его зависимостью от внешних обстоятельств, частой сменой настроения по поводу незначительного изменения ситуации.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОГРУБЛЕНИЕ - это утрата способности определять уместность тех или иных эмоц. окращенных реакций и дозировать их.
Эмоциональная тупость, холодность – ХАР-ТСЯ душевной ХОЛОДНОСТЬЮ, бессердечием, душевной опустошенностью.
ГИПОМИМИЯ – двигательное угнетение, развивающееся в мимической мускулатуре.
АМИММИЯ – это высшая степень гипомимии, хар-тся неподвижностью лицевой мускулатуры, застыванием определенного выражения лица, сохран. при изменении ситуации, в которой находится больной.
Патологические эмоциональные состояния
ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И БРЕДОВЫЕ ИДЕИ
Аффективные состояния хар-тся сильной устойчивостью идей, возникающих у человека. При патол. аффектах это прояв. в возникновении бредовых идей. Они связаны как правило, с наиболее интимными сторонами личности больного, поэтому вызывают у него живое к ним эмоц. отношение. Бред величия у прогрессивных паралитиков, бред самообвинения у меланхоликов обязаны своим происхождением особенностям их эмоциональной сферы.
СТРАХИ (ФОБИИ)
У психопатических личностей наблюдаются беспричинные страхи, не поддающиеся никаким логическим доводам и завладевающие сознанием до такой степени, что делает мучительной жизнь таких людей. Такие страхи также имеют место у страдающих психостенией, неврозом страха и неврозом ожидания.
Лиц с неврозом страха разделяют на тимиков – страдающих неопределенными страхами и фобиков – страдающих определенной боязнью. Также выделяют различные фобии:
-агарофобия – боязнь площадей
- айхмофобия- боязнь острых предметов
- социальная фобия – боязнь личных контактов
- эрейтофобия – боязнь покраснеть и т. д.
В детском возрасте (чаще всего дошкольном) страхи могут быть признаками патологической личности (аутической, невропатической, психостенической …..). В этом случае страх возникает при изменении ситуации, появлении незнакомых лиц или предметов, в отсутствии матери…
Существует недифференцированный (беспредметный) страх и ночной страх. Последний встречается в основном у детей дошкольного(с 5 лет) и младшего школьного возраста. Однако ночной страх присутствует и у взрослых.
ГИПЕРТИМИЯ – повышеннаое настроение, имеющее различные оттенки:
Благодушие –при олигофрении и органических поражениях ЦНС.
Экзальтированность- повышенное настроение с чрезмерногй воодушевленностью, переоценкой свойств своей личности, внешности, возможностей, является основным расстройством при многих маниях амбулаторного уровня у подростков.
Эйфория – это повышенное беззаботно-веселое настроение, сочетающееся с благодушием и довольством при отсутствии стремления к деятельности.
ГИПОТИМИЯ – сниженное настроение различных оттенков. Возникает при личностных акцентуациях, психопатиях типа “врожденного пессимизма’’., после суицидной попытки, при наркомании.
Эмоциональная сфера при при различных патологиях
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
При ранних расстройствах шизофренического характера, при выраженном психическом недоразвитии наблюдается эмоциональная незрелость (недоразвитие). Она характеризуется отсутствием или недостаточностью эмоциональных реакций на окружающее. В раннем возрасте ослаблен или отсутствует “’комплекс оживления” (эмоциональная реакция на мать, игрушки), преобладает вялость, сонливость. В дошкольном возрасте отсутствует или снижен интерес к окружающим, к играм. В старшем возрасте отсутствуют сострадание, сочувствие, чувство привязанности, слабо выражены эмоции и интересы.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА С НЕВРОТИЧЕСКИМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ
Для таких детей характерны тревожность, напряженность и эмоциональная неустойчивость. Ведущими эмоц. хар-ками у них явл. обидчивость, подозрительность и чувство вины.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ПОРАЖЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛОВ МОЗГА
При локальных поражениях мозга возможны как постоянные эмоциональные расстройства, так и временные, возникающие либо спонтанно без всякого внешнего повода, либо в ответ на реальную причину, но неадекватные ей.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДУШЕВНО БОЛЬНЫХ
Было выяснено, насколько нарушено опознание эмоций по выражению лица у больных. Было выявлено, что больные параноидной формой шизофрении дают более высокий процент адекватного определения эмоций, чем другие шизофреники.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БОЛЬНЫХ АЛКОГОЛИЗМОМ
Возникают характерные изменения в эмоц. сфере больных. Эмоц. переживания становятся неглубокими, поверхностными, проявляется некоторая эйфоричность.