Типология отклоняющегося развития

Предлагаемой типология отклоняющегося развития представляет систему собственно психологических показателей развития ребенка, которые определяют и в то же время отграничивают содержатель­ное поле деятельности психолога от содержания деятельности других спе­циалистов (логопедов, дефектологов, психиатров).

Необходимо помнить, что отнесение к той или иной группе или типу отклоняющегося развития представляет собой исклю­чительно динамическую оценку, не являясь «ярлыком», приклеенным к ребенку раз и навсегда.

В отечественной психиатрии и психологии выделяются три основные группы собственно психологических синдромов: недостаточное, асинхронное и поврежденное развитие (последнее выступает скорее как этиологический, причинный классификационный признак, нежели специ­фика феноменологических проявлений развития), определяемых, в первую очередь, спецификой, последовательностью и темпом формирования всей иерархической структуры психического развития ребенка.

Спецификой вариантов недостаточного развития является недостаточ­ность по отношению к средненормативному всех (тотальное, задержанное) или отдельных (парциальное) психических функций, их базовых составля­ющих. При этом преимущественно страдают, оказываются недостаточно сформированными произвольная регуляция психической активности и пространственно-временные представления, которые являются основой разви­тия когнитивной сферы ребенка.

Асинхронное развитие характеризуется нарушением основного принципа развития (гетерохронии), когда наблюдаются сложные сочетания недоразви­тия, ускоренного (акселеративного) развития, искаженного развития как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляю­щих (с преимущественным нарушением базовой аффективной составляю­щей). В то же время следует отметить, что асинхрония развития присуща и различным категориям других выделяемых групп развития, то есть не яв­ляется абсолютно специфичной для данной группы отклоняющегося разви­тия.

Основанием выделения группы поврежденного развития служит нали­чие повреждающего влияния на мозг того или иного фактора, искажающе­го в первую очередь органические основы развития, а вторично (в зависи­мости от большого количества факторов: локализации, сроков, объема, выраженности, качества повреждения и т.п.) — воздействующего на всю структуру дальнейшего психического развития.

В свою очередь, каждая группа отклоняющегося развития (в соответ­ствии с принципиально отличающимися качественными характеристиками) может быть подразделена на отдельные подгруппы.

Следует также отметить, что для каждого типа, той или иной подгруп­пы могут быть определены не только такие диагностически важные психо­логические показатели (критерии), как обучаемость, критичность и адек­ватность, но и специфичный для них профиль структуры базовых состав­ляющих. Все это позволяет более уверенно относить развитие ребенка к тому или иному типу, на которые, в свою очередь, «расщепляется» каждая под­группа.

Следует отметить, что предлагаемая классификация достаточно услов­на. Как и любая другая, данная типология описывает относительно «чистые», изолированные варианты отклоняющегося развития. В жизни они могут (как это часто и происходит) частично накладываться друг на друга, пересекаться, «смыкаться» по своим феноменологическим проявлениям. Учитывая также благоприятные или неблагоприятные факторы развития детей, можно прогнозировать и «отклонение», девиацию развития ребенка в сторону иного психологического типа.

Для описания различных подгрупп и типов отклоняющегося развития, каждый из которых характеризуется собственной спецификой, «профилем» не только феноменологических проявлений, но и базовых составляющих психического развития, спецификой таких «единиц» психологического ана­лиза, как обучаемость, критичность, адекватность, мы предлагаем следую­щую схему:

1) наиболее типичные для данной группы отклоняющегося развитияфеноменологические проявления;

2) специфическая структура формирования базовых предпосылок (со­ставляющих) психического развития;

3) наиболее целесообразные варианты и формы развивающей и коррекционной помощи ребенку, в том числе и адекватная последователь­ность проведения этих мероприятий;

4) вероятностный прогноз развития ребенка в различных образователь­ных и социальных условиях;

5) наиболее типичные диагнозы других специалистов (в первую очередь— детских психиатров, неврологов и логопедов);

6) возможный ведущий специалист, назначаемый школьным психоло­го-медико-педагогическим консилиумом, консультацией образователь­ного центра.

Представляемая типология отражает наиболее типичные, характерные особенности различных вариантов отклоняющегося развития и его структуру.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: