Источники информации, используемой в исследованиях

В качестве источников информации в процессе исследований используются:

• вся совокупность знаний, накопленная человечеством к моменту начала исследования;

• количественная информация, систематически собираемая по специальным формам органами государственной статистики в установленном объеме;

производственная учетная информация, фиксирующая различные хозяйственные и технологические операции;

• целенаправленно организуемая и собираемая информация, обусловленная потребностями конкретного исследования, включая постановку экспериментов.

Все четыре источника приведены в порядке вероятности возрастания затрат на получение необходимой информации. Каждый из названных источников занимает соответствующее место (играет соответствующую роль) в процессе исследований.

Так, источник “вся совокупность знаний...” используется преимущественно на этапах 2–6 (схема); остальные источники используются на этапе 7 и зачастую — 10.

При этом к постановке эксперимента обращаются тогда, когда заведомо известно (или в этом убедились в самом процессе исследования), что другими путями (т. е. из других источников) получить необходимую информацию невозможно.

Работа с фактами

Научные факты — факты, имеющие научную ценность, отражающие определенный способ восприятия действительности, дающие новое знание или понимание явлений.

Принципы работы с фактами (проверка, на какую роль претендует то, что предлагается в качестве факта):

• объективность;

• отношение к существу проблемы;

• информационная емкость;

• научная ценность;

• соответствие предмету исследования;

• достаточность фактов для обобщения;

• рациональность сопоставления, сочетания и соединения фактов;

• научная интерпретируемость.

Ошибки в работе с фактами:

• подтасовка;

• фальсификация;

• абсолютизация отдельных фактов (переоценка их значимости);

• искажение содержания;

• манипуляция (преднамеренный выбор таких, которые дают одностороннее представление о действительности).

В процессе работы исследователю приходится встречаться с так называемыми артефактами, которые необходимо отличать от подлинных фактов.

Под артефактами (или псевдофактами) понимают процессы или образования, несвойственные изучаемому объекту в его нормальном виде. Зачастую это искусственные образования, которые могут ввести исследователя в заблуждение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: