В качестве источников информации в процессе исследований используются:
• вся совокупность знаний, накопленная человечеством к моменту начала исследования;
• количественная информация, систематически собираемая по специальным формам органами государственной статистики в установленном объеме;
• производственная учетная информация, фиксирующая различные хозяйственные и технологические операции;
• целенаправленно организуемая и собираемая информация, обусловленная потребностями конкретного исследования, включая постановку экспериментов.
Все четыре источника приведены в порядке вероятности возрастания затрат на получение необходимой информации. Каждый из названных источников занимает соответствующее место (играет соответствующую роль) в процессе исследований.
Так, источник “вся совокупность знаний...” используется преимущественно на этапах 2–6 (схема); остальные источники используются на этапе 7 и зачастую — 10.
При этом к постановке эксперимента обращаются тогда, когда заведомо известно (или в этом убедились в самом процессе исследования), что другими путями (т. е. из других источников) получить необходимую информацию невозможно.
|
|
Работа с фактами
Научные факты — факты, имеющие научную ценность, отражающие определенный способ восприятия действительности, дающие новое знание или понимание явлений.
Принципы работы с фактами (проверка, на какую роль претендует то, что предлагается в качестве факта):
• объективность;
• отношение к существу проблемы;
• информационная емкость;
• научная ценность;
• соответствие предмету исследования;
• достаточность фактов для обобщения;
• рациональность сопоставления, сочетания и соединения фактов;
• научная интерпретируемость.
Ошибки в работе с фактами:
• подтасовка;
• фальсификация;
• абсолютизация отдельных фактов (переоценка их значимости);
• искажение содержания;
• манипуляция (преднамеренный выбор таких, которые дают одностороннее представление о действительности).
В процессе работы исследователю приходится встречаться с так называемыми артефактами, которые необходимо отличать от подлинных фактов.
Под артефактами (или псевдофактами) понимают процессы или образования, несвойственные изучаемому объекту в его нормальном виде. Зачастую это искусственные образования, которые могут ввести исследователя в заблуждение.