Понятие и роль проблемы в исследовании

Под проблемой понимается начальный этап исследования, на котором исследователь осознает наличие неизвестного и ставит перед собой цель путем поисковой, познавательной деятельности сделать неизвестное известным.

В общем случае под проблемой понимают обнаружившееся несоответствие между желаемым и действительным.

Познавательная проблема как явление сознания противоречива и многопланова.

С одной стороны, это знание о “незнании”, с другой — не только о наличии “незнания”, но и о характере этого “незнания” и даже о его мере, т.е. о глубине “проблемного разрыва ”.

Наличие проблемы выступает в качестве побудительного мотива исследования.

Именно в этом плане познавательную (практическую, научную) проблему понимают в качестве спускового крючка исследования.

Выявленные проблемы классифицируют по различным признакам:

• по отношению к границам объекта (внутренняя / внешняя);

• по масштабу (глобальная / локальная);

• по настоятельности (срочная, неотложная / могущая “подождать”);

• по сферам происхождения или приложения (социальная, экономическая, научная и др.);

• по субъектности (личная / фирменная / общественная) и т. д.

Цели исследований и понятие “герменевтический круг”

Под целью любого вида деятельности понимают идеальный образ желаемого результата.

Универсальной целью любого исследования является получение новых, достоверных знаний о природе и обществе, позволяющих преобразовывать, приспосабливать к потребностям человека саму природу и общество.

Однако, прежде чем выявить объект и предмет исследования, поставить его цель, исследователю необходимо разорвать круг, именуемый герменевтическим.

Суть которого заключается в следующем.

Чтобы получить соответствующую информацию для целеполагания нужно предварительно оценить, осмыслить сложившуюся ситуацию, иначе нельзя сказать, какая именно информация потребуется для акта целеполагания.

Для того чтобы осмыслить сложившуюся ситуацию, нужно предварительно иметь о ней какую-то информацию.

Здесь исследователю только и может помочь первый из ранее отмеченных информационных источников, а именно — вся совокупность знаний, ранее накопленных человечеством, а также такой подход к объекту исследования, как аналоговый.

Он состоит в том, что исследователь отыскивает в собственном или общечеловеческом прошлом опыте близкое по своей сущности явление и поначалу, переносит все знания о нем на новый, ранее не встречавшийся объект.

В последующем такие перенесенные знания перепроверяются, уточняются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: