Абстрагирование — мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений реального объекта исследования, и выделение сущностных, интересующих исследователя, сосредоточение внимания на них.
Абстрактное (отвлеченное) понятие — тот кирпич, из которого построено здание любой науки, в отличие от конкретных образов, представлений “затуманенных” множеством несущественных и случайных моментов.
Абстрагирование - метод и этап мыслительной деятельности.
При этом под мышлением понимается опосредованое и обобщенное отражение в мозгу существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами / явлениями.
В процессе мыслительной деятельности выделяются следующие этапы и их результаты:
• понятие,
• суждение,
• умозаключение.
Понятие — мысль, отражающая существенные и необходимые (неотъемлемые) признаки предмета (явления).
Абстрактные понятия, представляемые, зачастую, в виде определений — кирпичи, из которых возводится здание науки.
|
|
Суждение — мысль, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается.
Умозаключение — процесс мышления и его результат, при котором одни суждения (заключения) выводятся из других (посылок).
Умозаключение отражает и выражает способность абстрактного теоретического мышления вырабатывать новые знания на базе известных. Это основа исследовательской деятельности.
Формализация — отображение объекта или явления в знаковой форме какого-то искусственного языка (математики, химии и др.) и обеспечение возможности исследования реальных объектов и их свойств через формальное исследование соответствующих знаков.
Классификация — это разделение явлений (понятий) на определенные группы (классы), позволяющие увидеть специфику явлений, их разнообразие, свойства, связи и зависимости, общее и специфическое, и посредством этого вникнуть в сущность.
Обобщение — логическая операция, заключающаяся в том, что для некоторой группы явлений находится новое, более широкое по объему понятие, отражающее общность свойств этих явлений на уровне нового знания о них; средство образования новых понятий.
Для обобщения должно существовать основание, т. е. свойство, позволяющее сгруппировать однородные явления.
Доказательство — это интеллектуальная деятельность, состоящая в установлении некоторого суждения, посредством его вывода из других суждений, истинность которых полагается установленной до ее начала и независимо от нее, а также посредством подтверждения фактами и практической деятельностью.
Дедукция — характеризуется направленностью мышления исследователя от общего к частному, выведением свойств составных частей исследуемого объекта из общих закономерностей, свойственных целому (объекту).
|
|
Направление близкое анализу.
Анализ состоит в том, что объект исследования, рассматриваемый как система, мысленно расчленяется на составные части (признаки, свойства, отношения и др.) для изучения каждого из них в отдельности и выявления роли и места в системе, вклада выделенных частей в целое.
Основа анализа — абстракция.
Индукция (наведение, индуктивное умозаключение) — характеризуется направленностью мышления исследователя от частностей к общему, выведением свойств исследуемого объекта из свойств его составных частей.
Направление обратное дедукции и близкое синтезу.
Синтез — сводится к представлению исследуемого объекта как целого, хоть и состоящего из условно выделенных составных частей (деятельность, обратная анализу). Основа синтеза — системное сведение частей к целому.
Интеллектуальное (абстрактное) моделирование — метод познания, опирающийся на символьные модели, абстрагирование от второстепенных свойств исследуемого объекта и воздействующих на него факторов.
Мыслительный эксперимент — метод познания, опирающийся на интеллект исследователя, его способность мысленно
“проиграть” возможные варианты условий, в которые может быть “помещен” исследуемый объект, и представить их следствия, выражающиеся различиями в поведении объекта.