Экспертные методы получения первичной информации

Сущностную информацию можно получить у ее носителей, у экспертов, у тех, кто стал обладателем актуального знания в силу того, что находится на самом переднем крае социального опыта и его рефлексии.

В рамках методов рассматриваемой группы частично осуществляется и обработка, а также представление полученной информации.

Опросные методы получили свое название потому, что информация “снимается” исследователем “с эксперта” путем опроса в различных его формах.

Субъекты метода получили названия:

интервьюер — активный участник, сборщик информации;

респондент — носитель информации, опрашиваемый.

Опрос — метод получения первичной информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.

К строго индивидуально-экспертным методам относятся:

тестирование,

интервьюирование,

анкетирование,

метод устной истории,

панельный опрос.

Все пять методов связаны только с получением исходной информации. Обработка этой информации осуществляется путем привлечения других методов.

Интервьюирование сводится к непринужденной беседе исследователя (интервьюера) с респондентом и фиксации ее результатов.

Содержание беседы, задаваемые в ее ходе вопросы предварительно осмысливаются исследователем и направлены на получение требуемой информации, предназначенной для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.

Достоинства:

• простота;

• достаточная результативность (почти 100%-ная вероятность получения информации;

• возможность получения предварительно не предполагавшейся информации как сознательно выдаваемой, так и путем “проговора”.

Недостатки:

• большая часть людей настороженно относится к фиксации их высказываний, что сковывает респондента, а последующая запись результатов беседы с респондентом не исключает искажений;

• возможно психологическое воздействие исследователя на респондента, подведение к собственным ответам на задаваемые вопросы;

• трудности обработки произвольных ответов, возможность искажения их содержания при любых попытках унификации с целью обработки.

Анкетирование сводится к заполнению респондентом анкеты (вопросника), предварительно составленной интервьюером, т.е. самостоятельная фиксация респондентом своего мнения по интересующему исследователя вопросу и последующая передача анкеты заинтересованному в ее получении лицу для обработки.

При этом важно отметить, что анкета зачастую предполагает (при закрытом типе) унифицированные варианты ответов (да; нет; затрудняюсь ответить и т. п.).

Достоинства:

• тщательная предварительная формулировка вопросов, отсутствие “импровизации” со стороны интервьюера;

• исключение даже неосознанного психологического воздействия исследователя на респондента, “подталкивания” его к “собственному” мнению;

• относительно невысокая (по сравнению с интервьюированием) трудоемкость и стоимость сбора информации, в целом большая простота обработки заведомо унифицированных ответов респондентов.

Недостатки:

• высокая вероятность того, что не все получившие анкеты ответят на нее;

• возможность получения неискренних ответов на вопросы анкеты;

• вероятность получения не предусмотренной анкетой информации (при открытом типе анкет, когда респонденту предлагается самостоятельно сообщить важную, по его мнению, информацию, относящуюся к исследуемому вопросу).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: