Сущностную информацию можно получить у ее носителей, у экспертов, у тех, кто стал обладателем актуального знания в силу того, что находится на самом переднем крае социального опыта и его рефлексии.
В рамках методов рассматриваемой группы частично осуществляется и обработка, а также представление полученной информации.
Опросные методы получили свое название потому, что информация “снимается” исследователем “с эксперта” путем опроса в различных его формах.
Субъекты метода получили названия:
интервьюер — активный участник, сборщик информации;
респондент — носитель информации, опрашиваемый.
Опрос — метод получения первичной информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.
К строго индивидуально-экспертным методам относятся:
• тестирование,
• интервьюирование,
• анкетирование,
• метод устной истории,
• панельный опрос.
|
|
Все пять методов связаны только с получением исходной информации. Обработка этой информации осуществляется путем привлечения других методов.
Интервьюирование сводится к непринужденной беседе исследователя (интервьюера) с респондентом и фиксации ее результатов.
Содержание беседы, задаваемые в ее ходе вопросы предварительно осмысливаются исследователем и направлены на получение требуемой информации, предназначенной для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.
Достоинства:
• простота;
• достаточная результативность (почти 100%-ная вероятность получения информации;
• возможность получения предварительно не предполагавшейся информации как сознательно выдаваемой, так и путем “проговора”.
Недостатки:
• большая часть людей настороженно относится к фиксации их высказываний, что сковывает респондента, а последующая запись результатов беседы с респондентом не исключает искажений;
• возможно психологическое воздействие исследователя на респондента, подведение к собственным ответам на задаваемые вопросы;
• трудности обработки произвольных ответов, возможность искажения их содержания при любых попытках унификации с целью обработки.
Анкетирование сводится к заполнению респондентом анкеты (вопросника), предварительно составленной интервьюером, т.е. самостоятельная фиксация респондентом своего мнения по интересующему исследователя вопросу и последующая передача анкеты заинтересованному в ее получении лицу для обработки.
При этом важно отметить, что анкета зачастую предполагает (при закрытом типе) унифицированные варианты ответов (да; нет; затрудняюсь ответить и т. п.).
|
|
Достоинства:
• тщательная предварительная формулировка вопросов, отсутствие “импровизации” со стороны интервьюера;
• исключение даже неосознанного психологического воздействия исследователя на респондента, “подталкивания” его к “собственному” мнению;
• относительно невысокая (по сравнению с интервьюированием) трудоемкость и стоимость сбора информации, в целом большая простота обработки заведомо унифицированных ответов респондентов.
Недостатки:
• высокая вероятность того, что не все получившие анкеты ответят на нее;
• возможность получения неискренних ответов на вопросы анкеты;
• вероятность получения не предусмотренной анкетой информации (при открытом типе анкет, когда респонденту предлагается самостоятельно сообщить важную, по его мнению, информацию, относящуюся к исследуемому вопросу).