Пруденциальные нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков

Надзорный орган и его регламентирующая деятельность составляют систему банковского надзора, предусмотренного Законом «О банковской деятельности» и Законом «О Национальном банке Республики Казахстан».

Следует отметить, что вся политика банковского надзора, претворяемая в жизнь до сих пор Национальным банком страны и с 1 января 2004 года Агентством, основывалась на международном опыте, на главных принципах проведения банковского надзора в странах с развитой банковской системой, в частности, на положениях, предлагаемых Базельским комитетом по банковскому надзору, объединяющим органы банковского надзора более 170 стран мира.

Основной целью Базельского комитета было развитие сотрудничества между национальными надзорными органами промышленно развитых стран в осуществлении контроля за деятельностью международных банков, чьи головные офисы размещены в странах этой группы. Организаторы Базельского комитета ставили перед собой задачу добиться создания системы надежного и всеобъемлющего банковского надзора в международном масштабе.

Обсуждение актуальных проблем банковского надзора в рамках Комитета способствовало взаимному обмену опытом в этой области, укреплению национальных систем банковского надзора, совершенствованию пруденциальных стандартов банковской деятельности. Базельских 25 основных принципов служат отправной точкой для органов банковского надзора и других государственных органов во всем мире. Последовательное применение 25 основных принципов способствуют повышению уровня финансовой стабильности в рамках отдельной страны и на международной арене.

Действующий механизм надзорной деятельности уполномоченного органа был ориентирован на мировые принципы банковского надзора, выработанные Базельским соглашением государств с развитыми банковскими системами. Базельский комитет основан в 1975 году председателями центральных банков Бельгии, Канады, Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Японии, Великобритании и США.

Членами Комитета являются высшие должностные лица центральных банков или других официально отвечающих за осуществление банковского надзора в той или иной стране надзорных органов.

Первоначально работа Комитета была направлена на изучение методов совершенствования систем «раннего предупреждения» в практике банковского надзора. На этом этапе происходило формирование системы обмена информацией между членами Комитета.

Затем Комитет стал заниматься разработкой практических рекомендаций по совершенствованию техники эффективного надзора за международными банками. При этом рекомендации Комитета не носили директивного характера и адресовались не только государством – членам Базельского комитета, но могли использоваться и в надзорной практике других стран.

Позднее в деятельности Комитета оформилось еще одно новое направление – разработка минимальных стандартов, призванных нормировать различные аспекты банковской практики, и в целях уменьшения вероятности возникновения кризисных состояний у отдельных банков и снижения системного риска всей банковской сферы в целом.

Базельский комитет не наделен какими-либо формальными наднациональными полномочиями по надзору. Формулируя свои предложения, он делает ставку на заинтересованность самих государств в создании надежной и эффективной системы банковского надзора. Однако авторитет Базельского комитета настолько высок, что с его рекомендациями не могут не считаться надзорные органы даже тех стран, которые не являются его членами. За период деятельности Комитета им подготовлено и внедрено в практику банковского регулирования и надзора порядка десяти основных директив, охватывающих жизненно важные аспекты банковских операций.

Базельский комитет выработал 25 основных принципов, которые являются основой для организации действенного банковского надзора и регулирования банковской деятельности.

Перечень названных принципов содержит в основном стандарты, которые уже применяются в экономически развитых странах. В частности, сформулированы условия, необходимые для осуществления эффективного надзора, основные требования к лицензированию кредитных институтов и основополагающие требования, которые органы надзора должны предъявлять к кредитным институтам. Особое внимание обращается необходимости наличия достаточного капитала и осуществления банками эффективного управления кредитными рисками. Кроме этого изложены методы текущего банковского надзора, вопросы представления достаточной информации, права банковского надзора, а также принципы надзора при необходимости его осуществления в других странах при условии пересечения национальных границ стран, в которых функционируют коммерческие банки. При этом устанавливается разделение функций между местными и зарубежными органами банковского надзора. Даны общие рекомендации по обеспечению интересов вкладчиков за счет создания специальных схем по страхованию депозитов.

Регулирование деятельности коммерческих банков осуществляется государством в лице Национального банка и АФН и осуществляется с помощью установления определенных обязательных лимитов рассчитываемых показателей по балансовым и вне балансовым данным учета банка. Эти показатели называются пруденциальными нормативами.

В Казахстане пруденциальные нормативы их расчет и эталонные значения определены в «Положении Национального банка РК о минимальных резервных требованиях, о пруденциальных нормативах, о порядке перехода банков второго уровня к международным стандартам». Причем, Национальный банк, а с 1 января 2004 года вновь организованное Агентство регулярно вносят в них изменения и дополнения. В различных странах сами нормативы их состав, количество различается. Например в США таких нормативов 7, в Германии и Великобритании 5, у нас 9.(К1, К2, К3, К4, К5, лимиты открытой валютной позиции, К8, К9). Пруденциальный банковский надзор представляет собой совокупность способов и методов и механизмов осуществления регулирования и контроля за деятельностью коммерческих банков в целях соблюдения ими действующих правовых норм и целевых установок.

Минимальный размер уставного капитала банка устанавливается Правлением уполномоченного органа по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

Банк может выкупить у акционеров собственные акции при условии, что такой выкуп не приведет к нарушению любого из пруденциальных нормативов и других обязательных к соблюдению норм и лимитов, установленных уполномоченным органом.

Собственный капитал рассчитывается как сумма капитала первого уровня и капитала второго уровня (капитал второго уровня включается в размере, не превышающем капитал первого уровня) и капитала третьего уровня (капитал третьего уровня включается в размере, не превышающем 250 % части капитала первого уровня. предназначенного для покрытия рыночного риска) за вычетом инвестиций банка.

Инвестиции банка представляют собой вложения банка в акции (доли участия в уставном капитале) юридического лица, а также субординированный долг юридического лица, совокупный размер которых превышает 10 % суммы капитала первого уровня и капитала 2 уровня.

Часть капитала первого уровня предназначенного для покрытия рыночного риска, представляет собой разницу между фактическим размером капитала первого уровня и минимальным размером капитала первого уровня, необходимого для выполнения нормативов достаточности собственного капитала банка. Значение коэффициента достаточности собственного капитала банка К2 должно быть не менее 0,12. для банка, участником которого является банковский холдинг, значение достаточности собственного капитала банка К2 должно быть не менее 0,10.

Капитал 1 уровня – это сумма:

1. оплаченного уставного капитала за минусом собственных выкупленных акций;

2. дополнительного капитала;

3. нераспределенного чистого дохода прошлых лет (в том числе фонды, резервы, сформированные за счет чистого дохода прошлых лет);

4. бессрочных договоров, в результате которых одновременно возникает финансовый актив у одного лица и финансовое обязательство или иной финансовый инструмент, подтверждающий право на долю активов юридического лица, оставшихся после вычетов всех его обязательств, у другого лица.

За минусом:

1.НМА, за исключением лицензионного программного обеспечения, приобретенного для целей основной деятельности банка;

2.убытков прошлых лет;

3.превышения расходов текущего года над доходами текущего года.

Капитал 2 уровня – это Сумма:

1.размера превышения доходов текущего года над расходами текущего года;

2.размера переоценки ОС и ЦБ;

3.размера резервов (провизий) на общебанковские риски в сумме, не превышающей 1.25% суммы активов взвешенных с учетом риска, за вычетом не инвестированных остатков средств, принятых на условиях кастодиального договора;

4. оплаченных бессрочных финансовых инструментов, не включенных в расчет капитала 1 уровня;

5. субординированного долга второго уровня банка, включаемого в собственный капитал, в сумме не превышающей 50% суммы капитала 1 уровня, за минусом выкупленного собственного субординированного долга

Субординироанный долг включается в расчет собственного капитала банка:

в течение срока более 5 лет до начала погашения долга – в полной сумме долга.

В течение 5 лет, оставшихся до начала погашения долга:

1.1-й год - 100 % суммы субординированного долга

2.2-1 год – 80 % суммы субординированного долга

3.3-й год – 60 % суммы субординированного долга

4.4-й год – 40 % суммы субординированного долга

5.5-й год – 20 % суммы субординированного долга

Капитал 3 уровня – это субординированный долг третьего уровня, соответствующего следующим условиям:

1.не имеет обеспечения, предоставленного банком, лицом, связанным с ним особыми отношениями или аффилированным лицом банка;

2.не является депозитом либо обязательством на предъявителя;

3.может быть погашен банком, в том числе досрочно только по инициативе банка прим условии, что такое погашение не приведет к нарушению пруденциальных нормативов;

4.имеет первоначальный срок до погашения более 2 лет.

Достаточность собственного капитала банка характеризуется 2 коэффициентами:

1. нормативное значение - не менее 0,06

2. нормативное значение - не менее 0,12

КI – капитал I уровня

Инвестиции– инвестиции банка в акции и субординированный долг других юридических лиц

Активы – сумма всех активов в соответствии с консолидированным балансом

Капитал – собственный капитал

Ар – сумма активов и внебалансовых требований, взвешенных по степени риска

Провизии – специальные провизии сомнительным и безнадежным кредитам + сумма сформированных резервов, привлекающая 1,25% Ар

Размер риска на одного заемщика (Р) рассчитывается как сумма требований в виде:

- Займов, вкладов, ДЗ, ЦБ;

- Условных и возможных обязательств;

- Свопов, фьючерсов, опционов, форвардов.

Отношение риска банка на одного заемщика по его обязательствам к собственному капиталу банка на должно превышать:

Для заемщиков, связанных с банком особыми отношениями К3 – 0,10. Совокупная сумма рисков по заемщикам, связанным с банком особыми отношениями не должна превышать размера собственного капитала банка,

Для прочих заемщиков К3 - 0,25. Совокупная сумма рисков на одного заемщика, размер которых превышает 10 % от собственного капитала банка, недолжна превышать размер собственного капитала банка более чем в 8 раз.

Ликвидность характеризуется следующими коэффициентами:

1. Коэффициентом текущей ликвидности К4

2. Коэффициентом краткосрочной ликвидности К5

3. лимитом текущей валютной позиции

4. лимитом краткосрочной валютной позиции

5. лимитом среднесрочной валютной позиции

Коэффициент текущей ликвидности рассчитывается как отношение среднемесячного размера высоколиквидных активов к среднемесячному размеру обязательств. Коэффициент краткосрочной ликвидности рассчитывается как отношение среднемесячного размера активов с оставшимся сроком до погашения до 3 месяцев включительно, включая высоколиквидные активы, к среднемесячному размеру обязательств с оставшимся сроком до погашения до 3 месяцев включительно, включая обязательства до востребования.

Минимальное значение Коэффициента текущей ликвидности устанавливается в размере 0,3, Коэффициента краткосрочной ликвидности – 0,5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: