Тема : Эмоции и чувства

Лабораторная работа 15/1

Цель работы: ознакомиться с подходами изучения и методами диагностики эмоций и чувств, на примере которых закрепить теоретически представления о подходах к изучению его.

Компетенции:

Содержание достигнутого уровня освоения компетенции Результаты обучения
Обладать способностью к самоорганизации и самообразованию Знать: виды эмпирических методов (тестирование, ранжирование) Уметь: осуществлять тестирование и ранжирование, сопоставление их результатов Владеть: приемами самоорганизации деятельности с учетом индивидуальных характеристик
Обладать способностью к реализации стандартных программ тестирования при самоорганизации деятельности студента Знать: основные психологические закономерности различных видов деятельности индивидов Уметь: подбирать и проводить методики для психологического сопровождения психического развития Владеть: приемами целеполагания, оказания воздействий в моделировании психических процессов
Обладать способностью к выбору и применению конкретных методик тестирования, адекватных целям, ситуации и их интерпретацией Знать: основные закономерности применения методов исследования психики Уметь: подбирать методы и методики для изучения психики, применять методы и методики для изучения психики Владеть: этическими нормами работы психолога, профессиональным мышлением, познавательной профессиональной мотива-цией, гуманистической направленностью, способностью давать рекомендации по результатам работы с клиентом
Обладать способностью к психологической диагностике темперамента и характера с целью оптимизации деятельности. Обладать способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности Знать: основные термины, описывающие психику, структуру психических процессов, свойств и состояний, закономерности развития этих структур Уметь: подбирать адекватные способы изучения психических свойств, процессов и состояний, применять способы изучения психических свойств, процессов и состояний Владеть: этическими нормами работы психолога, профессиональным, аналитическим мышлением, познава-тельной исследовательской мотивацией, профессиональным мировоззрением

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА: ситуация диагностического обследования с сопоставлением эмоций и чувств применительно к выбору профессии

ВОПРОСЫ ДЛЯ КАТЕГОРИАЛЬНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ:

1. Понятие эмоций и чувств.

2. Виды эмоций и чувств. Функции эмоций.

3. Психологические теории эмоций.

4. Эмоциональные состояния.

Литература

1. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987.

2. Вартанян Г. Д., Петров Е. С. Эмоции и поведение. М., 1989.

3. Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М.,1984.

4. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

Выготский Л. С. Эмоции и их развитие в детском возрасте //Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 2.

5. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

6. Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции, Л., 1974.

7. Додонов Б. И. В мире эмоций. Киев, 1987.

8. Изард К. Е. Эмоции человека. М., 1980.

9. Китаев-Смых Л. А. Психология стресса. М., 1983.

10. Селъе Г. Стресс без дистресса. М., 1982.

11. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. М., 1981.

12. Тигранян Р. А. Стресс и его значение для организма. М., 1988.

13. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. 1990.

14. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.,1990.

ХОД РАБОТЫ

1. Студенты выполняют ниже представленные диагностические методики, по каждому из которых оформляют выполнение и краткий вывод.

2. По результатам выполнения всех заданий делается общее заключение по следующей схеме:

- Цель

- с кем, когда и что проводилось

- поведение испытуемого во время обследования, его отношение

- полученные результаты в порядке поставленных заданий

- общий вывод

- рекомендации.

3. Методические материалы диагностических методик.

ПЛАНОВО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЛАБОРАТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, к другим людям, к своей личности. Одни явления действительности радуют его, другие печалят, одни вызывают восхищение, другие возмущают и т.д.

Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев и др. – все это различные виды субъективного отношения человека к действительности, переживания им того, что на него воздействует. Чувства – это своеобразно выраженное и переживаемое человеком отношение к действительности, к окружающему миру.

Чувства человека носят социальный характер. В их основе лежат потребности, возникающие в процессе общественного развития. Круг потребностей человека широк и разнообразен. А это, в свою очередь, вызывает многообразие его чувств.

В зависимости от направленности чувства делятся на:

моральные (переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу);

интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью);

эстетические (чувства красоты, особенно ярко проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни);

праксические (чувства, связанные с деятельностью человека).

При удовлетворении сложных социальных потребностей у человека возникают высшие чувства; при удовлетворении органических потребностей возникают низшие чувства (эмоции).

Говоря о переживаниях человека, употребляют два термина – «чувства» и «эмоции». В широком смысле слова – это синонимы. В узком – под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. У человека они проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях.

Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые называются стеническими, вторые – астеническими.

Состояния, характеризующиеся максимальной мобилизацией всех сил, напряжением, называются стрессовыми.

Эмоции существенно влияют на ход деятельности человека. Как форма проявления личности, они выступают в качестве внутренних побуждений к деятельности и обусловливают ее динамику.

Чувства и эмоции играют чрезвычайно важную роль в деятельности и во всем поведении человека.

Возникновение и проявление чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы (Гамезо М. В., Домашенко И. А.,1986).

ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Тест Общий тип эмоциональной направленности личности б. и. додонова

Цель: определение общего типа эмоциональной направленности личности

Инструкция:

1. Вспомните два вида деятельности, которыми вы любите заниматься. Впишите их в третий и четвертый столбики.

2. Отмечайте крестиком те, где указаны эмоции, которые Вы обычно переживаете, занимаясь анализируемой деятельностью. Не стремитесь указать много эмоций. Помните, что речь идет о постоянных или частых, систематических переживаниях, которые вы испытываете в самом процессе занятий этим любимым делом. При выполнении задания полагайтесь лишь на свою память, а не какие-либо отвлеченные соображения.

  Эмоции Виды деятельности
________ ________ по профессии
         
А-1 «Желание приносить другому радость и счастье»      
КМ-1 «Желание общаться, делиться мыслями и пережива­ниями, найти им отклик»      
ГЛ-1 «Стремление завоевать признание, почет»      
П-1 «Желание добиться успеха в работе»      
Пг-1 «Жажда острых ощущений»      
Р-1 «Стремление к необычайному, неизведанному»      
Гн-1 «Стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления»      
Э-1 «Жажда красоты»      
Л-1 «Чувство светлой грусти и задумчивости»      
Гд-1 «Наслаждение приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца»      
Ак-1 «Стремление нечто многократно приобретать, накапливать, коллекционировать»      
НМ «Чувство стыда»      
А-2 «Чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота»)      
КМ-2 «Чувство симпатии, расположений»      
ГЛ-2 «Чув­ство уязвленного самолюбия и желание взять реванш»      
П-2 «Чувство напряжения»      
Пг-2 «Упоение опасностью, риском»      
Р-2 «Ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, «светлого чуда»      
Гн-2 «Чувство удивления или недоумения»      
Э-2 «Наслаждение красотой чего-ли­бо или кого-либо»      
Л-2 «Поэтично-созерцательное состояние»      
Гд-2 «Чувство беззаботности, безмятежности»      
Ак-2 «Радость по случаю увеличения своих накопле­ний»      
ЭГ «Скука»      
М «Чувство долга»      
А-3 «Сопереживание удачи и ра­дости другого»,      
КМ-3 «Чувст­во уважения к кому-либо»      
П-3 «Увлеченность, захваченность работой»      
ГЛ-3 «Приятное щекотание са­молюбия»      
Пг-3 «Чувство спортивного азарта»      
Р-3 «Манящее чувство дали»      
Гн-3 «Чувство ясности или смутности мысли»      
Э-3 «Чувство изящного, грациозного»      
Л-3 «Чувство душевной мягкости, растроганности»      
Гд-3 «Нега» («Сладкая лень»)      
Ак-3 «Приятное чувство при обозрении своих накоплений, коллекций и т д»      
М «Чувство ответственности»      
Пр «Восторг, ликование»      
А-4 «Чувство нежности или умиления»      
КМ-4 «Чувство признательности, благодарности»      
ГЛ-4 «Чувство гордости»      
П-4 «Любование резуль­татами своего труда, его продуктом»      
Пг-4 «Решительность»      
Р-4 «Волнующее чувство странно преображенного восприятия окружающего: все кажется иным, необыкновенным, полным значительности и тайны»      
Гн-4 «Неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести все в систему»      
Э-4 «Чувство возвышен­ного или величественного»      
Л-4 «Чувство родного, близкого, милого»      
Гд-4 «Чувство веселья»      
НМ «Чувство унижения»      
НН «Страх»      
А-5 «Чувство преданности»      
КМ-5 «Чувство обожания кого-либо»      
ГЛ-5 «Чувство превосходства»      
П-5 «Приятная усталость»      
Пг-5 «Спортивная злость»      
Р-5 «Чувство особой значительности происходящего»      
Гн-5 «Чувство догадки, близости решения»      
Э-5 «Наслаждение звуками»      
Л-5 «Сладость воспоминаний о давнем»      
Гд-5 «Приятная бездумная возбужденность(на танцах, вечеринках и тд)»      
НМ «Чувство обиды»      
Пр «Восхищение»      
А-6 «Чувство участия, жалости»      
КМ-6 «Желание заслужить одобрение близких и уважаемых людей»      
ГЛ-6 «Чувство удовлетворения тем, что как бы растешь в собственных глазах, повышаешь ценность своей личности»      
П-6 «Приятное удовлетворение, что дело делается, что время проходит не зря»      
Пг-6 «Чувство сильнейшего волевого и эмоционального напряжения, предель­ной мобилизации своих физических и умственных способностей»      
Р-6 «Чувство зловеще-таинственного»      
Гн-6 «Радость открытия истины»      
Э-6 «Чувство волнующего драматизма»      
Л-6 «Горьковато-приятное чувство одиночества»      
Гд-6 «Сладострастие»      
НМ «Гнев, возмущение»      
НМ «Зависть»      
НН «Неуверенность в себе»      
НН «Тревога»      

Обработка и интерпретация данных

Сопоставьте, насколько данные компонентного анализа эмоционального содержания Ваших любимых занятий совпадают с типом вашей общей эмоциональной направленности с наиболее часто переживаемыми эмоциями по данным компонентного анализа.

Тип ОЭН по тест-анкете Индекс соответствующей категории эмоций Расшифровка индекса
Альтруистический А Альтруистические
Коммуникативньй КМ Коммуникативные
Глорический Гл Глорические
Практический П Пракснческие
Пугническнй Пг Пугнические
Гностический Гн Гностические
Романтический Р Романтические
Эстетический Э+Л Эстетические
Гедонистический Гд Гедонистические
Акизитивный Ак Акизитивные

13 добавочных карточек: Эти добавочные модели имеют иное значение по сравнению с основными. Карточки Пр (приятные) содержат указание на две неспецифические эмоции с высоким положи­тельным знаком. Фактически эти эмоции переживаются всегда вместе со специфически­ми и приобретают окраску последних. Восхищение, например, может быть восхищени­ем-уважением, восхищением — эстетическим наслаждением, восхищением — гедонической радостью. Восторг может выражать упоение любовью, славой или опасностью. Поэтому если опрашиваемый отмечает в составе своего интереса или мечты названные эмоции, то он этим, по существу, информирует нас только о высокой интенсивности переживания им тех эмоций, на которые он указал с помощью основного инструментария.

Карточки М (условно: моральные) обозначают особые переживания, которые имеют отношение, прежде всего, к морально-мировоззренческому аспекту направленности чело­века и связаны с целевой стороной его процессуально-целевых интересов (П-ц).

Символом НМ (условно: неприятные межличностные) мы пометили эмоции, которые могут в определенной ситуации сопровождать интерес, не входя, однако, в его основное содержание. То же самое, что было сказано об эмоциях НМ, может быть отнесено и к группе переживаний НН (неприятные невротические).

Наконец, эмоция «скука», помеченная буквами ЭГ (эмоциональное голодание), есть свидетельство того, что условия удовлетворения данного интереса часто оказываются неблагоприятными (например, человек интересуется театром, регулярно его посещает, но спектакли сплошь и рядом малоинтересны).

В обозначение всех 13 дополнительных эмоциональных моделей входит также символ «X». Он помогает отличить данные модели от основных, а также подчеркивает пробный характер их включения в наш инструментарий. Для нас они имели пока прикладное значение. С их помощью мы узнавали, например, кто из студентов, желая стать педагогом, испытывает в то же время большую неуверенность в своих способностях управлять классом, тревожится за свое педагогическое будущее. Данные по дополнительным моделям не суммируются, и в таблицах, характеризующих главным образом личность, даются отдельно от основных эмоций, в таблицы же, характеризующие интерес, не включаются вообще.

В дальнейшем эти данные упорядочивались и сводились в таблицу.

Эмоции Количество эмоциональных переживаний
1 вид деятельности 2 вид деятельности По профессии Всего
Альтруистические        
Коммуникативные        
Глорические        
Пракснческие        
Пугнические        
Гностические        
Романтические        
Эстетические        
Гедонистические        
Акизитивные        
Дополнительные        

Табличное представление результатов анализа интереса дает возможность быстро оценить его эмоциональный состав как в общих чертах (по итоговым строкам таблицы), так и детально. Обозначение доли каждого эмоционального компонента в процентах должно помочь сравнению интересов разных лиц между собой, так как при этом ни­велируются их индивидуальные установки на большую или меньшую подроб­ность анализа.

Задание 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ

Цель исследования: определить уровень эмпатических тенденций.

Процедура исследования Каждому участнику исследования раздается тест-опросник, представляющий собой утверждения, отражающих те или иные ситуации, которые могут вызывать сочувствие, сопереживание при общении и взаимодействии с людьми, продуктами их деятельности, живой я неживой природой. Кроме того, каждый получает бланк ответов, представляющий собой нумерацию соответствующих опроснику утверждений и два варианта возможных ответов «Да» и «Нет».

Инструкция испытуемому. Прочитайте и по ходу чтения дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации возникали или могли возникнуть лично у Вас. Если ваши переживания, мысли, реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов напротив соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните ответ «Да», а если они иные, то подчеркните ответ «Нет».

Если у Вас возникнут какие-либо вопросы, связанные с заполнением бланка, задайте их исследователю прежде, чем начнете работу по тесту - опроснику.

Если все понятно, приступайте к ответам.

Текст опросника

1. Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди людей одиноко.

2. Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать.

3. Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои чувства.

4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.

5. Когда кто-либо рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.

6. Я считаю, что глупо плакать от счастья.

7. Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.

8. Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.

9. Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия.

10. На мое настроение сильно влияют окружающие меня люди.

11. Я считаю иностранцев «холодными» и бесчувственными.

12. Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.

13. Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.

14. Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.

15. По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны.

16. Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.

17. Слушая некоторые песни, я чувствую порой себя счастливым человеком.

18. Когда я читаю книгу (роман, повесть и т. п.), то так переживаю, как будто все, о чем читаю,

происходит на самом деле.

19. Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь или переживаю, негодую.

20. Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.

21. Если мой друг или подруга начинают обсуждать свои проблемы, я стараюсь перевести

разговор на другую тему.

22. Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильмы.

23. Чужой смех меня не заражает.

24. Когда я принимаю решение, чувства других людей на меня, как правило, не влияют.

25. Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.

26.Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка.

27. Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдания животных

28. Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.

29. Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.

30. Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие.

31. Я очень переживаю, когда смотрю фильм.

32. Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.

33. Маленькие дети плачут без причин.

Обработка результатов

Цель обработки результатов: получение индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого.

Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов, совпадающих с «ключом».

Да 1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31

Нет 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33

Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Да», и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Нет».

Для определения уровня эмпатических тенденций предлагается таблица интерпретации индекса Иэ с учетом возраста и пола респондентов.

Таблица

Пол Уровни эмпатических тенденций
высокий средний низкий
юноши 33—25 24—17 16—8
девушки 33—29 28 — 22 21—22

Если индекс эмпатичности оказался меньше предложенного для интерпретации в таблице, то испытуемого следует попросить еще раз ответить на вопросы теста, снова объяснив условия его выполнения. При повторном тестировании важно пронаблюдать за реакцией отвечающего, чтобы убедиться в адекватности тестовой диагностики. В случае повторения результата уровень эмпатических тенденций считают очень низким.

Анализ результатов

Эмоциональная отзывчивость на переживания других, называется в психологии эмпатией, относится к высшим нравственным чувствам. Эмпатия в форме сочувствия или сопереживания, будь то сорадование или совпечатление, связана с умением человека «проникать» в чувственный мир других. В разнообразных ситуациях эмоциональный отклик зависит от адекватности восприятия переживаний людей и эмоций животных, а также от представления о вызвавших их причинах. Такая отзывчивость становится побудительной силой, направленной на оказание помощи. Поэтому при анализе результатов исследования нужно учитывать влияние социокультурных традиций. Обычно юноши в какой-то мере скрывают свои переживания и не всегда склонны их рефлексировать, потому в таблице для интерпретации показателей Иэ уровни эмпатических тенденций у юношей и девушек различаются.

Развитие эмоциональной отзывчивости зависит от многих факторов, среди которых: степень актуализации потребности в благополучии других людей, умение правильно «считывать» невербальную информацию о состоянии человека или животного по их позе, мимике, жестам, интонациям голоса и т.п., а также от жизненного опыта, характера воспитания в семье, школе и жизненных условий.

Следует обратить внимание на тех, кто имеет высокий уровень эмпатических тенденций, с коэффициентами 30-33, пронаблюдать за особенностями отношений с ними товарищей по учебе.

Дело в том, что эмоционально отзывчивых людей могут эксплуатировать эгоистически воспитанные лица, которые пользуются их добротой для реализации собственных целей. Особенно часто это наблюдается в конкурентном взаимодействии. Для эмоционально отзывчивых важно умение отстоять себя в условиях столкновения с индивидуализмом, себялюбием, корыстолюбием других людей.

ОТЧЕТНО-ИТОГОВЫЙ ЭТАП

Отчет должен содержать:

1. Цель и задачи работы.

2. Описание используемых методов тестирования и ранжирования с указа­нием выделенных категорий и соответствующих им единиц поведения; формы и способа ведения протокола; способа обработки результатов.

3. Результаты тестирования (протокол с расчетами по шкалам и определением уровня развития диагностируемых свойств. Ранжирование с расчетом по типам эмоциональных переживаний.

4. Анализ и обсуждение результатов, а именно: соотнесение данных типичных эмоциональных переживаний по любимым видам деятельности и выбранной профессии. Степень развития эмпатии и соотнесение с выбранной профессией. В заключение должны быть намечены пути оптимиза­ции деятельности в форме конкретных рекомендаций.

Вопросы для самопроверки:

Эмоции и индивидуальность.

Любовь как нравственное чувство

Совесть как высшее эмоционально-моральное чувство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: