Правотворчество — деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм.
Правотворчество охватывает собой деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению, дополнению или отмене нормативно-правовых актов.
В узком смысле правотворчество - это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (например, принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции) либо непосредственно населением (путем референдума).
Субъекты правотворчества - это органы и лица, уполномоченные на изменение, создание, отмену, приостановление, лишение юридической силы правовых норм.
Субъектами правотворчества в РФ являются:
· Государство
· государственные органы
· должностные лица, суды (Конституционный суд)
· органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления (если центральная и местная власти отделены)
|
|
· общественные организации
· органы управления юридических лиц
· население (народ) посредством референдума
· трудовые коллективы.
Субъекты правотворчества обладают определёнными полномочиями:
a) Разработка проекта нормативно-правового акта и вынесение его на рассмотрение компетентных лиц.
b) Рассмотрение представленного проекта.
c) Отклонение проекта или принятие на его основе нормативно-правового акта.
d) Введение в действие.
Субъектный состав правотворчества зависит:
1. От юридической силы разрабатываемого или принимаемого нормативно-правового акта.
2. Режима правотворческого процесса:
- режим единоначалия - один субъект
- режим коллегиальности - несколько субъектов
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:
§ непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);
§ правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);
§ правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);
§ правотворчество органов местного самоуправления;
§ локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);
§ правотворчество общественных организации (например, профсоюзов).
В зависимости от значимости правотворчество делится на:
§ законотворчество
§ делегированное правотворчество
§ подзаконное правотворчестве