Классификация правотворчества очень разнообразна. Она может осуществляться по следующим основаниям (критериям):
1. по юридической силе принимаемых актов различают:
- законотворчество;
- подзаконное нормотворчество;
2. по субъектам правотворческой деятельности выделяют:
- непосредственное правотворчество народа;
- правотворчество государственных органов;
- правотворчество отдельных государственных должностных лиц; (президента, министра);
- правотворчество органов местного самоуправления;
- локальное правотворчество; (на предприятии, учреждении, организации);
- правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов);
3. по кругу (количеству) субъектов правотворчества различают:
- моносубъективное правотворчество;
- полисубъективное правотворчество (М.М. Рассолов, В.О. Елеонский);
4. по способу придания юридической силы нормативному акту выделяют:
- делегированное правотворчество;
- санкционированное правотворчество;
5. по наличию лоббирования:
- лоббируемое правотворчество;
|
|
- нелоббируемое правотворчество (В.К. Бабаев).
Законотворчество.
Законотворчество – это правотворческий процесс, предметом которого является принятие закона.
Особенности законотворчества. Законотворчество – самостоятельный вид правотворчества, который имеет следующие особенности:
1. ограниченный круг субъектов правотворчества. Законы принимают представительные органы;
2. ограниченный круг субъектов законодательной инициативы;
3. предмет правотворчества – закон, акт высшей юридической силы, основа всей системы права;
4. строгая (усложнённая) процедура прохождения проекта нормативного акта.
Законотворческий процесс, как правило, закрепляется особыми актами – Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.
Подзаконное правотворчество.
Подзаконное правотворчество – этодеятельность органов и должностных лиц по подготовке и принятию нормативно – правовых актов на основе и во исполнение законов.
Особенности подзаконного правотворчества. Подзаконное правотворчество отличает:
1. широкий круг субъектов правотворчества (все государственные органы);
2. широкий круг субъектов правотворческой инициативы, как правило, отсутствие законодательной инициативы;
3. широкий предмет правотворчества (множественность форм нормативно –правовых актов);
4. вторичный характер – правотворчество сообразуется с законом;
5. оперативность подготовки и принятия актов правотворчества в виду своей очевидной динамичности;
6. упрощённая, не заформализованная процедура принятия актов. Каждый орган сам определяет порядок подготовки, согласования, рассмотрения проектов актов, их принятия и подписания. Существует порядок подготовки проектов указов Президента, есть порядок подготовки постановления и распоряжений Правительства и т.д.
|
|
Подзаконное правотворчество имеет место в случаях, когда нормы права принимаются и вводятся в действие органами государства, не относящимися к его представительным высшим органам. Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона.
К субъектам подзаконного правотворчества относятся: президент, правительство, иные высшие органы государства, обладающие по закону правом создания юридических норм и нормативных актов.
Достоинства подзаконного правотворчества. К ним относятся:
- гибкость и меньшая формальность;
- компетентность соответствующих органов, их знание местных и иных условий, увеличивающих эффективность принятого юридического решения.
Недостатки подзаконного правотворчества. К ним можно отнести:
- закрытость процесса принятия правового решения;
- сложность обзора и применения норм права из-за большого числа нормативных актов;
- отсутствие контроля общества за правотворческой работой и др.
Непосредственное правотворчество народа (референдум).
Референдум – это средство участия населения в осуществлении акта законодателя власти и принятия правотворческого решения.
Особенности референдума. Референдум отличается тем, что
1. правотворческое решение принимается всенародным голосованием;
2. принятое решение обладает высшей юридической силой;
3. решение не нуждается в последующем утверждении;
4. изменять решение можно только в результате повторного референдума.
Некоторые авторы особенности (признаки) прямого правотворчества видят в том, что проведение его происходит по инициативе групп граждан, населения определённой численности; совокупная воля избирателей является прямым и единственным правообразующим источником Конституции, закона или иного решения; подготовка и проведение референдума возлагается на государственные органы, избирательные комиссии или комиссии референдума, общественные организации, чьи права и обязанности подчинены достижению главной цели – обеспечить полное и свободное волеизъявление (Ю.А. Тихомиров).
Референдум не является универсальным институтом, видом правотворчества. Существуют страны развитой демократии, в которых он либо не применялся, либо использовался в единичных случаях (Великобритания, Бельгия).
Достоинства референдума. Они проявляются в том, что он позволяет:
- прямо и непосредственно, без промежуточных инстанций и возможных искажений, выявить отношения граждан к тому или иному варианту правового регулирования вынесенного на референдум вопроса;
- сразу же принять по нему окончательное решение.
Недостатки референдума. Они проявляются в том, что:
- это весьма дорогостоящая процедура, требующая больших организационных, технических затрат. Проводится ежемесячно, ежеквартально он не может;
- возможна манипуляция общественным мнением, жесткая зависимость от явки избирателей и др.
Виды референдума. По своему характеру референдум может выступать как:
1. контрольный референдум – всенародное голосование, проводимое в соответствии с нормой, прямо закреплённой в Конституции;
2. факультативный референдум – голосование, проводимое по требованию определённого числа избирателей
3. плебисцитарный референдум – голосование, проводимое с целью выяснения поддержки или недоверия населения в отношении конкретного политического лидера либо правительства;
4. консультативный референдум – референдум, результаты которого необязательны в силу того, что имеют рекомендательный характер (Н.Г. Назаренко).
|
|
Правотворчество государственных органов – это разветвлённая деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Это основной вид правотворчества и его отличает следующее:
1. в нём участвует наибольшее количество субъектов правотворчества – почти все государственные органы;
2. правотворческие решения наиболее разнообразны. Выражаются в разветвлённой системе нормативных актов;
3. правотворческие решения имеют разную правотворческую силу.
Правотворчество должностных лиц (некоторые авторы говорят о правотворчестве отдельных лиц) – это процесс принятия нормативных правовых актов Президентом, министрами, руководителями государственных комитетов и ведомств.
Правотворчество органов местного самоуправления. Его особенности:
1. субъектами правотворчества являются представительные и должностные лица муниципальных образований;
2. сфера, область правотворческих решений ограниченна территорией муниципального образования.
Локальное правотворчество. Ему присущи следующие черты:
1. субъекты правотворчества – предприятия, трудовые коллективы и т.п. образования;
2. ограниченная область распространения правотворческих решений;
3. упрощённый порядок правотворчества. Как правило, нормативные акты принимаются руководителем единолично.
Правотворчество общественных (кооперативных организаций.) При этом виде:
1. как правило, исключается самостоятельное принятие ими норм права;
2. в правотворчестве участвует государство в различных формах:
- делегирования правотворческих полномочий;
- санкционирования актов, принятых этими организациями;
- предварительного разрешения на издание соответствующего акта;
- совместного принятия нормативных актов.
Санкционированное правотворчество – это утверждение государственными органами норм, принятых негосударственными организациями. В ряде случаев закон предусматривает такое утверждение или регистрацию уставов и иных актов общественных организаций. Однако, далеко не все авторы признают за подобными процедурами значение правотворчества. При санкционированном правотворчестве происходит санкционирование норм, при котором процесс создания проходит вне государственных органов.
|
|
Делегированное правотворчество – это осуществление правотворческой деятельности по поручению компетентных государственных органов. Делегированное правотворчество осуществляется по специальному разрешению. Это разрешение может, быть императивным (повелевающим) и диспозитивным (указывающим границу, оставляя при этом свободу усмотрения).
Императивное разрешение на правотворчество основано на принципе «всё запрещено, кроме того, что разрешено законом».Диспозитивное разрешение - на принципе «всё разрешено, кроме того, что прямо запрещено». Такой вид делегированного правотворчества наблюдается в тех случаях, когда органы государственной власти в соответствии с законом предоставляют право на правотворчество органам, объективно обладающим некоторой автономией (органы местного самоуправления или органы управления общественных объединений).
В зависимости от вида государственного органа, давшего поручение на издание акта следует различать:
- делегированное законотворчество;
- делегированное правотворчество.
Делегированное законотворчество – это нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства по поручению парламента по принятию для оперативного решения определённых проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительных органов.
Исходя из оправдавшей себя зарубежной практики, правительственные акты делегированного законодательства не должны затрагивать:
- основные права, свободы и обязанности человека и гражданина;
- статуса субъектов федерации;
- конституционного статуса органов власти и судебных органов.