Вывоз ракеты

Подготовить ракету-носитель и космический корабль к старту и отправить его в космос — дело непростое. Используется множество машин, трудятся сотни людей. Работа очень ответственная — ведь малейшая ошибка может привести к непоправимым последствиям.

С завода ракету-носитель «Союз» доставляют на космодром отдельными блоками. Везут их по железной дороге, которая приводит прямо в монтажно-испытательный корпус (МИК) технического комплекса космодрома. МИК — большой ангар, куда может заехать тепловоз с железнодорожными платформами. Там ракетные блоки выгружают и тщательно осматривают: не произошло ли каких повреждений при перевозке. Затем блоки первой и второй ступеней собирают вместе (как говорят, в «пакет»). Наступает очередь испытаний всех систем ракеты. Третью ступень проверяют отдельно от первых двух. Если испытания не выявят никаких технических нарушений, на третью ступень устанавливают космический корабль. Потом его закрывают головным обтекателем. Теперь всю конструкцию — «пакет» первых двух ступеней и третью ступень с кораблем — объединяют вместе. Ракета готова к перевозке на стартовую позицию в горизонтальном положении.

Чтобы все это проделать, полторы сотни человек работают, сменяя друг друга, двое суток А корабль проверяют еще дольше.

Теперь ракету и корабль должен принять стартовый комплекс. Что это такое? Это множество различных систем, агрегатов и инженерных сооружений, связанных друг с другом. Во-первых, транспортно-установочный агрегат. Его задача понятна — перевезти ракету в горизонтальном положении по железной дороге, а затем поставить ее вертикально.

Происходит это так За двое суток до старта ракету-носитель с космическим кораблем располагают на транспортно-установочном агрегате и по специальному железнодорожному полотну очень медленно и аккуратно, со скоростью пешехода (около пяти километров в час) везут к стартовой площадке. Это очень торжественное событие. Оно происходит рано утром, в шесть-семь часов. Дублирующий экипаж и другие незанятые в эти часы специалисты обязательно приезжают на вывоз ракеты. (Основному экипажу этого не разрешают — утром бывает очень холодно, можно простудиться, поэтому космонавты работают по графику в гостинице «Космонавт».) Те, у кого есть специальные пропуска, сопровождают ракету до стартовой позиции, фотографируют ее и фотографируются сами на память.

Долгое время существовала традиция класть на рельсы монетки, чтобы транспортно-установочный агрегат с ракетой расплющил их. Затем на них можно сделать гравировку с датой и номером корабля. Говорят, такой сувенир приносит удачу. Его можно подарить основному экипажу. Правда, в последние годы, когда увеличилась террористическая опасность, охрана не подпускает никого к рельсам, а положенные заранее монетки сбивают, шагая впереди ракеты.

В стартовый комплекс входит стартовое сооружение, в котором расположены хранилища и системы заправки топлива, системы, управляющие подготовкой к пуску и самим пуском. Здесь же, в подземном бункере, находится командный пункт, из которого можно установить связь со всеми службами космодрома, с экипажем в космическом корабле и с Центром управления полетами.

К стартовому комплексу относятся также опорные фермы и фермы обслуживания, кабели электропитания, заправочная мачта и заправщики топливом.

Нужно хорошо продумать, как расположить все объекты стартового комплекса — здесь важна каждая мелочь. Стартовый комплекс — один из самых дорогостоящих объектов космодрома.

Когда ракеты были небольшими, стартовую площадку называли стартовым столом. Площадка была плоская и действительно напоминала поверхность стола. Но для ракет космического назначения это не годится. Никакой стол не выдержит силу огня, вырывающегося из сопел ракеты при отрыве от земли. Поэтому ракеты, которым предстоит лететь в космос, обычно не ставят, а «подвешивают».

Чтобы перевести ракету в вертикальное положение, транспортно-установочный агрегат использует мощные домкраты. В это время опорные фермы (они так называются потому, что скоро ракета будет опираться на них), которые были «разведены» и занимали наклонное положение, занимают рабочее (то есть вертикальное) положение и принимают на себя нагрузку от веса ракеты. Сама ракета повисает над гигантским лотком, в который потом будут направлены газы и пламя ее двигателей. При этом хвост ракеты оказывается на несколько метров ниже стартовой площадки. Это позволяет сохранить наземное оборудование, когда струи пламени ударят из двигателей.

Транспортно-установочный агрегат, поставив ракету на опорные фермы, отъезжает от стартовой позиции. К ракете подводятся фермы обслуживания (на их площадках сейчас начнутся работы), кабельная и заправочная мачты. Подстыковываются все заправочные, электрические и пневматические коммуникации. Теперь наступает время генеральных испытаний всех систем вместе. Если не окажется замечаний, то можно начинать заправку.

Что нужно для того, чтобы заправить ракету топливом? Во-первых, само горючее и, во-вторых, заправочное оборудование. Горючее надо привезти заранее, а значит, нужна площадка для транспортных средств, на которых его привозят. Кроме того, необходимо хранилище для топлива. Если по каким-то причинам запуск отменяется, топливо приходится сливать и увозить обратно в хранилище. При подготовке к пуску на стартовом комплексе обязательно дежурят пожарные машины.

Заправка ракеты топливом начинается за пять часов и заканчивается за час до пуска. С началом заправки большинство рабочих и специалистов, которые трудились на стартовой площадке, уезжают с нее, остаются только самые необходимые из них. Отстыковываются системы заправки, отводятся фермы обслуживания, открывая со всех сторон ракету. Дальнейшее происходит в автоматическом или полуавтоматическом режиме.

Одновременно с заправкой проверяются различные системы ракеты и космического корабля и проводится их окончательная настройка.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: