Показатели значимости типов ценностей на уровне индивидуальных приоритетов (по методике Ш. Шварца)

Типы ценностей 1 группа 2 группа 3 группа
Ср. Ранг Ср. Ранг Ср. Ранг
Конформность 1,34   1,52 9,5 1,49  
Традиции 2,8   1,9   1,20  
Доброта 4,26   2,85   1,92  
Универсализм 1,76   3,56   2,12  
Самостоятельность 3,43   2,64   2,35  
Стимуляция 2,15   1,98   2,53  
Гедонизм 2,51   2,1   2,17  
Достижения 4,18       2,34  
Власть 2,65   1,5 9,5 2,56  
Безопасность 3,75   2,8   2,04  

Как видно из таблицы 4 на уровне индивидуальных приоритетов (то есть в конкретных поступках) у 1 группы испытуемых в наиболь­шей степени проявляются такие ценности, как доброта, достижения, безопасность и самостоя­тельность, что в целом совпадает с предпочтениями на уровне нормативных идеалов. Мотивационной целью данных ценностей, базирующихся на социальных потребностях, является понимание, терпимость, защита благополучия себя, всех людей и природы в целом, им присуще самостоятельность мышления в выборе способов действия, в творчестве и исследовательская активность. Возможно, это связано с тем, что у данных испытуемых присутствует более высокая осмысленность жизни, эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность своей работой.

У 2 группы испытуемых на уровне индивидуальных приоритетов в наиболь­шей степени проявляются такие ценности, как универсализм, доброта, безопасность и самостоятельность. Традиции, конформность, власть имеют низкие ранговые значения. Таким образом, испытуемые стремятся к социальному благополучию, близкому взаимодействию, заботе о близких, независимости мышления, свободе выбора действий, творчества и стремятся к социальному успеху.

У испытуемых 3 группы высокую значимость имеют показатели власть, стимуляция, самостоятельность, средние показатели имеют достижение, гедонизм, универсализм, а доброта, конформность, традиции, имеют низкие ранговые значения, что в целом не совпадает с предпочтениями на уровне нормативных идеалов. Таким образом, у данных респондентов определяющая мотивационная цель заключается в новизне, разнообразии, глубоких переживаниях для поддержания оптимального уровня активности, чувствовать себя активным, счастливым, достижение социального статуса, престижа, контроля над другими (авторитет, сохранение своего лица, престижа), независимости мышления, выбора действий, личный успех достигается через демонстрацию своей социальной компетентности, стремление к личностному росту, удовольствиям.

Это отражает ориентацию испытуемых из 1 группы на межличностные отношения, 2 группы на социальную успешность, 3 группу на личную независимость.

Во всех выборках наименьшей значимостью на уровне индивидуальных приоритетов, об­ладает такая ценность, как конформ­ность и традиции, т.е. испытуемые сдерживают склонности, имеющие негативные социальные последствия, но не принимают обычаев и идей, существующих в данной культуре, и не следовуют им.

Как мы видим, сходство ценностных ориентаций определяется их направленностью на собственное развитие и реализацию целей, а также гуманистической направленностью мировоззрения, которая проявляется в значимости отношений с другими и общечеловеческой заботе.

Различия между ценностными ориентациями первой и второй группы медицинских работников прослеживаются в нравственной сфере и ценностях-средствах. Мы связываем это с тем, что профессиональное развитие заключается в формирование личности специалиста, опирающегося на научные знания, умения и навыки. Врачи совершенствуют свои знания, умения и навыки, которые помогают им выбирать наиболее подходящие и рациональные средства достижения своих целей, т.е. это обусловлено разницей в принадлежности к разным социальным группам. Эти показатели подтверждаются данными, полученными с использованием t- критерия Стьюдента, для выявления достоверности различий в ценностных ориентациях между группами испытуемых.

При проведении нашего исследования трудностью для испытуемых оказалось определение того, насколько выражена та или иная ценность в системе ценностей. Из положительных наблюдений было отмечено, что участие в исследовании активизировала внутреннюю духовную и мыслительную деятельность испытуемых, позволила задуматься над смыслом жизни, над своей направленностью, побудила к пересмотру и определению некоторых ценностей и своих целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: