Взаимодействие психолога и социального работника

Профессия социального работника в нашей стране пока не является массовой. Это приходятся констатировать с сожалением, учитывая многочисленное число проблем, с которыми одному человеку (или семье) подчас просто не справиться. Вот только некоторые из них: инвалид­ность, одиночество, психически больной член семьи, хронический алкого­лизм родителей, бытовой садизм, хронические семейные конфликты, девиантное поведение подростков и т. п.

Социальная и физическая беспомощность человека — так кратко можно сформулировать проблемы, которые решает социальный работник, становясь важной частью жизни, можно сказать, судьбы, конкретного человека или конкретной семьи. Социальный работник организует жизнь и осуществляет часто очень длительный отрезок времени вместе с чужими для него людьми. При этом предметом его профессиональной деятельности является непосредственное присутствие в жизни конкретного челове­ка, где место социального работника будет определяться степенью его влияния на самые главные составляющие конкретной судьбы человека. Может случиться так, что социальный работник будет выполнять даже роль какого-то органа тела человека — глаз, ушей, ног, рук, головы.

Естественно, что он должен и обязан (это требования профессионализма) делать это в соответствии с закономерностями индивидуальной жизни человека. Это уже предмет для профессионального сотрудничества психолога и социаль­ного работника.

Именно закономерности индивидуальной жизни, в которых важнейшее место отводится задачам и резервам развития человека, ключевым системам его отноше­ний с другими людьми, вне которых невозможно решение задач и выявление имеющихся психологических резервов является предметом взаимодействия социального работника и психолога.

Психолог, взаимодействуя с социальным работником, помогает человеку в решении задач его развития и эта помощь будет более эффективна, если он сориентирует своя усилия на выявлении резервов развития, способствующих не только адекватной поста­новке задач развития, но и создающих необходимую для осуществления жизни перспективу. Психолог через глубинную диагностику может существенно помочь соци­альному работнику в организации его усилий по осуществлению професси­ональных воздействий, активизировать усилия по реабилитации человека и возвращению его к профессиональной деятельности.

Если социальный работник относительно постоянно присутствует в жизни другого человека, внося в нее необходимые для ее осуществления воздействия, то присутствие психолога относительно крат­ковременно. В плане сотрудничества с социальным работником оно более ограничено конкретными обстоятельствами жизни. Можно сказать, что психолог берет на себя ответственность за адекватную ориентировку в задачах и резервах развития конкретного человека, а социальный работник становится одной из ключевых фигур в системе отношений человека, выполняет исполнительную часть через воздействие обоснованное содержанием ориентировки.

Изобразим эти отношения в виде схемы (рис.).

 
 

Рис. Схема взаимодействия психолога и социального работника

Понимая всю условность этой схемы, считаю необходимым использование её в тексте, так как это позволяет в одной наглядной форме уточнить проблему професси­ональных ограничений в каждом виде деятельности и возможность сотруд­ничества разных специалистов, основанную на факте этих ограни­чений.

Различие во владении закономерностями индивидуальной жизни клиента, социального работника и психолога, которое можно описать в понятиях больше, меньше, равно, выглядит как материал, на котором каждый из них строят свое знание о предмете взаимодействия.

Для клиента — это его собственная жизнь, обобщенная на доступном для него уровне.

Для социального работника — известные ему закономерности индивиду­альной жизни клиента.

Для психолога закономерности индивиду­альной жизни клиента представлены в более широком контексте, который задает научная психологическая теория, которой он пользуется. Это взаимодействие позволяет решать следующие проблемы:

o адекватного отражения клиентом закономерностей его жиз­ни;

o осознавая роли и места социального работник и психолога в его жизни;

o ответственности за осуществ-ние жизни как со стороны соц-ого работника, так и со стороны клиента;

o перспектив индивидуальной жизни и возможности их осу­ществления;

o профессиональной ответственности за воздействие в орга­низацию жизни клиента.

Таким образом, социальный работник помогает человеку в решении задач, необходимых для осуществления жизни, а психолог через диагностику может существенно помочь социальному работнику в организации его усилий по осуществлению его профессиональных воздействий.

Диагностический подход обусловлен двумя стратегиями: развитие предвидения и психологической поддержки. Развитие предвидения у клиента диагностическая школа рассматривает как приоритетное направление, поскольку оно позволяет освобож­даться от неосознанного конфликта, а осознание и понимание клиентом его трудностей позволяло социальному работнику эф­фективно осуществлять интервенции. Так, например, применяя элементы психо­анализа, социальные работники могут использовать возможности памяти конфликта, вскрыть области сознательного и дос­тупные области бессознательного.

Психологическая поддержка направлена на обретение уверен­ности клиентом, она связана с отдельными аспектами развития его жизни. Методы поддержки включают в себя избира-тельные процедуры, где поддерживаются одни и подавляются другие ас­пекты поведения клиента. Так, например диагностическая школа ставит перед собой следующие задачи:

o применение модели предвидения в социальной работе с кли­ентом;

o повышение действенности применительно к случаю;

o определение процедур поддержки в самой модели.

В принципе перечень профессий людей, работающих в социальной сфере, с которыми взаимодействует или может это делать психолог, по-моему, бесконечен. Поэтому, следует иметь в виду, что там и тогда востребуются знания о свойствах психической реальности человека, где и когда оно становятся основой целенаправленного воздействия людей друг на друга. Тогда это психологическое знание приобретает особый характер — оно осознается как ценное, его стремятся фиксировать, сохранять, обновлять и т. д. Другими словами, с ним начинают обращаться как с товаром, сортируя его по качеству и своевременности использования. Важно не потерять бы при этом критерии истины психологического знания. Так, усвоив однажды, что можно плакать для мамы, а не от боли, можно впоследствии впасть в крайность потери чувствительности к этой самой боли?


1 От греч. Akme – высшая степень чего – либо.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: