Творчество Рембрандта

40-60е годы 17 века – период расцвета голландского искусства. Творчество Рембрандта воплощает лучшие качества голландского искусства — силу реалистического отражения действительности, глубокую индивидуализацию образов и явлений; оно несет в себе черты подлинного демократизма. Огромная глубина идейного содержания, высокая одухотворенность образов, непревзойденное мастерство. Рембрандт отличается от других голландских живописцев широтой тематики; ему принадлежат высшие достижения почти во всех живописных жанрах — в картинах на библейские и мифологические сюжеты, в историческом жанре, в портрете, пейзаже и натюрморте (он не работал— если не считать несколько ранних картин — только в области жанровой живописи). Его достижения равно велики и в живописи, и в гравюре, и в рисунке.

Тема искусства— реальная человеческая жизнь, внутренний мир человека, многообразие его переживаний; глубокое человеческое чувство проходит у Рембрандта через все явления реального мира, оно преобразует обычное и будничное в образы высокой красоты. Герои — люди сильных искренних чувств, большого духовного богатства, сумевшие сохранить лучшие человеческие качества даже в самых суровых жизненных условиях. Очень часто художник находит своих героев среди простых людей, более всего страдавших от социального гнета. Глубокий демократизм рембрандтовского искусства. Осознание непреходящей ценности человека. Противоречия эпохи порождают трагические коллизии его произведений, но вера в человека защищает его от пессимистических выводов.

1625-1632 гг – Лейденский период творчества. Поиск творческой самостоятельности («Меняла», 1627; «Самсон и Далила», 1628). «Апостол Павел», 1629 - одно из первых произведений на тему, занимающую в творчестве Рембрандта очень большое место: в ней дан индивидуальный образ героя, оставленного как бы наедине с собой и погруженного в размышления. Величие, достоинство, душевное благородство. Внимание зрителя не разбивается деталями; все средства художник подчиняет выражению главного — большой духовной силы, внутренней просветленности человека. Светотень – главное средство образного выражения, не только лепит форму и объем, но и создает настроение, эмоциональную окраску. В эти годы Рембрандт также работает над портретом, изучает мимику лица, делает первые шаги в искусстве офорта.

1632г – Рембрандт переезжает в Амстердам. Первое произведение – «Урок анатомии доктора Тульпа», 1632. Приносит художнику всеобщее признание в буржуазных кругах. Вместо статичности композиции и разобщенности фигур – единое действие. 1634г – Рембрандт женится на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбурх.

Искания в технике портрета синтезируются в известной работе «Автопортрет с Саскией на коленях», 1636. Жизнерадостность, энергия. Портрет + жанровая картина+ притча о блудном сыне (художник представляет собой блудного сына).

«Даная», 1636 – параллель к Данаям Тициана. Изображение человеческой индивидуальности: тело написано очень жизненно, с вниманием к интимным деталям, лицо некрасиво. Задача – передача высокой жизненной правды.

«Ночной дозор», 1642 – произведение на рубеже раннего периода и периода зрелого творчества. Это групповой портрет стрелков роты капитана Баннинга Кока. Движение, особая возбужденность, взволнованность. Монументальный размах. В этом произведении Рембрандт выступает против установившихся канонов групповых портретов, обычную условную статичную сцену художник старается сделать более естественной и динамичной. Попытка обобщенного образа общества, оценки исторической эпохи. Непонятным и нелепым казалось зрителю появление в этой сцене посторонних, особенно маленькой девочки в золотисто-желтом платье, затесавшейся в толпу воинственных мужчин. Все здесь вызывало недоумение и раздражение публики, и можно сказать, что с этой картины начинается и углубляется конфликт художника и общества. Со смертью Саскии в этом же 1642 году происходит естественный разрыв Рембрандта с чуждыми ему патрицианскими кругами.

40—50-е годы — это пора творческой зрелости. Изменилась не только внешняя жизнь Рембрандта, изменился прежде всего он сам. Это время формирования его творческой системы, из которой многое уйдет в прошлое и в которой будут обретены иные, неоценимые качества. Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому. Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. В 40—50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство. Он выбирает для трактовки наиболее лирические, поэтичные стороны человеческого бытия, то человеческое, которое извечно, всечеловечно: материнскую любовь, сострадание. Наибольший материал ему дает Священное Писание, а из него—сцены жизни святого семейства, сюжеты из жизни Товия. Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет. Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство»: лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья.

Последние 16 лет—Рембрандт разорен, он потерял всех близких, любимых людей, и даже ученики предают его. Но эти годы полны потрясающей по силе творческой активности, в результате которой созданы живописные образы, исключительные по монументальности характеров и одухотворенности, произведения глубоко философские и высокоэтические. Все очищено от преходящего, случайного, детали сведены к минимуму, тщательно продуманы и осмыслены жесты, позы, наклоны голов, фигуры укрупнены, приближены к передней плоскости холста. Главные выразительные средства - не линии и массы, а свет и цвет. В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого. Цвет приобретает звучность и интенсивность. Рембрандт умел создавать портрет-биографию; выделяя только лицо и руки, он выражал целую историю жизни («Портрет старика в красном», около 1654).

Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» (около 1668—1669), в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника. Сюжет библейской притчи о беспутном сыне, после многих скитаний возвратившемся в отчий дом, привлекал Рембрандта и раньше, о чем говорят один из ранних его офортов и несколько рисунков. В этой группе — в фигуре упавшего на колени оборванного юноши и возложившего руки на его бритую голову старца — предельная напряженность чувств, душевное потрясение, счастье возвращения и обретения, бездонная родительская любовь, но и горечь разочарований, потерь, унижений, стыда и раскаяния. Эта Бесчеловечность делает сцену понятной разным людям всех времен и сообщает ей бессмертие. Колористическое единство здесь особенно поражает. От оранжево-красных тонов фона — это все единый живописный поток, воспринимающийся как выражение единого чувства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: