Города и поселения Казахстана в VI – XIIвв. Великий Шелковый путь. Развитие культуры в VI – XIIвв

Средневек. гос-ва на тер-рии Казахстана базировались на кочевом, полукочевом скот-ве, тесно связанном с оседлым зем-лем. Центрами религии, торговли, связи м/у земледельческими оазисами и кочевой степью, м/у Востоком и Западом на ВШ пути были города Испиджаб, Отрар, Тараз, Сыгнак, Янгикент, Суяб, Кулан и другие. Формировались они в VI - X на основе ранних земледельческих и ремесленных поселении, у стен ставок правителей, в местах постоянных зимовок. В городах жили ремесленники, торговцы, земледельцы, имелись базары, общественные места, чеканились деньги. Строились различные сооружения. Наиболее ранним памятником средневековой архит-ры явл мавзолей Бабаджахатун (XXI) в окртях Тараза. А также мавзолей Айша-Биби (XIXII), расположенный рядом, и мавзолей Карахана в Таразе.Во 2ой пол. VI века у тюрков было самостоятельное руническое письмо. Памятниками древнетюрк. Письм-ти являются тексты в честь Бильгекагана, КюльТегина, надписи на надмогильных камнях из долины Таласа. Свидетельством развития средневековой культуры является научная деятельность философа ученого из Отрара Абу Наср АльФараби(870-950 годы). Он занимался философией, математикой, геодезией, архитект. Фараби внес самостоятельный вклад в науку логики. В молодые годы Фараби покинул родной город и побывал практически во всех городах, связанных с культурой и наукой Среднею и Ближнего Востока Бухаре, Мерве, Александрии, Каире, Дамаске, Багдаде. Умер он в Дамаске.Известным предстем тюркоязычной литры XXII веков является Юсуф Баласагуни, который родился примерно в 1017 году. Ему принадлежит, написанная в 10691070 годах поэма «Кутадгу билиг». Автором сочинения о языке, фольклоре, этнографии тюркских племен является Махмуд Кашгарский (1029 1101 годы), его книга «Диуани-лугат-ат-турк» («Словарь тюркских наречий») тюркская энциклопедия написана в 1072-1074 годах. В ней собран и обобщен историкокультурный, этнографический и лингвистический материал. Здесь представлены основные жанры тюркоязычного фольклора песни, эпосы, предания, легенды, более 400 пословиц и устных изречений.Ходжа Ахмет Ясави. Сохранилось его произведение «Диванихикмет» («Книга мудрости»), написанная на кыпчакском диалекте. Его жизнь и деятельность связана с г. Ясы (Туркестан). Ахмету Ясави и его последователям удалось соединить религиозную идеологию ислама с их тенгрианскошаманисткими, зороастрийскими представлениями. Их проповеди справедливости, нравственного очищения и совершенствования человека нашли отклик в душе тюркского народа. Построенный на рубеже XIV XV веков в честь Ахмета Ясави по личному указанию и планам Тимура мавзолей «Хазрет султан» в Туркестане является местом паломничества мусульман.

Религиозные системы на территории Казахстана. Распространение ислама в Казахстане. Арслан-баба и Ахмет Яссауи. Проникновение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов.По некоторым данным, первым толчком к расспростанению ислама, стала Таласская битва 751-го года. При которой тюрки Тюргешского каганата, обьединившись с войсками Аббасидского халифата одержали победу над войсками танского Китая. Победа в сражении, остановило экспанисию Таньской империи на запад, и позволило исламу утвердиться среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье к концу Х века.Ислам был утвержден в качестве государственной религии в государстве Караханидов в конце X века. По мере расширения ханства Чингизхана распространение ислама замедлилось, так как традиционной религией тюрок было тенгрианство. Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так ислам приняли ханы Золотой Орды Берке (1255—1266) и Узбек (1312—1340). В тот период среди тюрок было сильно влияние суфийского духовенства. Огромный вклад в пропаганде ислама среди всех тюркоязычных народов региона внес основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший 1166 году в городе Туркестан.В настоящее время основная масса казахского населения считают себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть обрядов. Зачастую можно услышать как казахи иногда используют слово «Тангри» как синоним слова Аллах.В настоящее время в Казахстане функционируют около 5000 мечетей, в советский же период их было всего 63. Количество верующих сейчас возросло, в том числе мусульман.

Имя Арыстан - Великий святой был учеником пророка Мухаммеда.Неслучайно имя святого часто упоминается в труде Ходжи Ахмеда Ясави "Дивани Хикмет". Согласно легенде баба прожил около 800 лет и, взяв обязательство у пророка, передал "аманат" (поручение, просьба, которое обязательно надо выполнить) Кожа Ахмеду Яссави. Арыстан баба много путешествовал, объездив весь мир, он по преданию изучил тридцать три религии. Приняв Ислам, баба всю оставшуюся жизнь посвятил изучению и обучению Кораническим заповедям. Казахи искренне и горячо любили и любят степь. Кочевники под угрозой постоянных военных вторжений арабов отказались принять Ислам суннитского толка. Не заинтересовал их и шиизм и исламизм. Они приняли Ислам суффийского толка. Мусульманский философ Мухаммед Икал, говоря о "раскрепощающей роли суфизма", оценивал это религиозное течеение, как "форму свободомыслия и альянса с рационализмом". Вера казахов - Ислам суфийского толка. Мудрые наставники Арыстан баба, Кожа Ахмет Яссауи и многие другие учили жить в согласии со своей совестью, жить в гармонии с природой и со всеми людьми, независимо от национальности и вероисповедания. Святой Арыстан (аулие) неустанно развивал чувство человеколюбия, высочайшее чувство достоинства и долга человека - любовь к Всевысшему.Арыстан баба жил и умер в 12 веке в окрестностях Отрара, где и похоронен (примерно в 150 км от Шымкента). Мавзолей Арыстан баба является одним из важнейших мест посещения в ходе Малого хаджа.

Ходжа Ахмед Ясави— суфийский поэт, один из первых суфийских мистиков в тюркоязычном мире. По происхождению считается тюрком. Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд. Родился в 1093 году в Сайраме на территории современного Казахстана. Его отец шейх Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переместилась в город Яссы (современный Туркестан). Там он стал учеником Арыслан-Баба. Когда его учитель умер, он направился в Бухару и стал учеником Юсуфа Хамадани.К тому времени, когда он вернулся в Ясы, этот город стал важнейшим центром культуры и учения в степях Дешт-и-Кыпчака. Он решил уйти из мира в 63 года, в возрасте пророка Мухаммеда, заточив себя в келью в подвале до конца своих дней, ибо считал, что никто не может быть выше пророка Мухаммеда и, соответственно, он, как человек преданный учению ислама, не может больше видеть солнце.Ясави похоронен как национальный святой. Он считается национальным святым всех тюркских народов, населяющих Центральную Азию. Гробница, воздвигнутая на его могиле по указанию Караханидов, была разрушена в ходе монгольских походов. А 223 года спустя после его смерти над могилой воздвигнут мавзолей «Хазрет султан» по личному указанию эмира Тимура(1336—1405) в качестве признания, а также в качестве политического шага, направленного на укрепление своей позиции среди степняков-кочевников. Строительство мавзолея началось в 1396 году сразу после после победоносного похода Тимура против хана Золотой Орды Тохтамыша.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: