Исторические предпосылки образования казахского народа

Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюркских народов Центральной Азии составили многочисленные племена от саков, усуней, канглов, гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков, найманов, аргынов, киреев и других, обитавших в разное время на территории Казахстана. В XIII веке развитие этноса казахского населения было задержано монгольским нашествием. Добавился новый этнический компонент - монгольские роды и племена, передвинувшиеся на территорию Казахстана - жалаиры, конграты, мангыты, барласы и другие. Численность монголов была относительно не велика, монгольский элемент был постепенно ассимилирован преобладающей тюркской средой, но монголы составляли правящий слой. Этнос - это исторически сложившаяся совокупность людей с общими физическими чертами, общностью культуры, языка, психики, этническим самосознанием и самоназванием. В XV - XVI веках в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. основе окончательного взаимодействия двух больших рас - автохтонной европеоидной и привнесенной монголоидной. Все это теперь составляет единый монолитный сплав антропологического состава казахского народа.

26. Образование казахского ханства – как закономерный результат политического развития феодальных государств на террит.казахстана в 14-15вв. Во второй половине 15 века ханство Абулхаира пришло в упадок. Джанибек и Керей (правнуки Урус-хана) стали выразителями интересов консолидации всех слоев общества. Джанибек и Керей отказались повиноваться Абулхаир-хану, мотивируя это традицией наследования власти в степи, откочевали в Могулистан, где были радушно встречены Есен-Бугой ханом, он назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. В лице Джанибека и Керея Есен-Буга-хан видел оплот для защиты западных границ своих владений. В 1462 году Есен-Буга-хан умер, что укрепило положение Джанибека и Керея в Семиречье.Основание в соседнем Могулистане ханства узбек-казахов вызвало опасения Абулхаир-хана. Он собрал войско и в 1468 году пошел походом в Могулистан, но по пути заболел и умер. После смерти Абулхаир-хана политический кризис в его ханстве обострился, начались династийные распри. Власть унаследовал сын Абулхаира Шаих-Хайдар-хан. Джанибек и Керей вмешались в борьбу за власть в Узбекском улусе. Шаих-Хайдар-хан потерпел поражение и погиб, внуки Абулхаира бежали. Джанибек и Керей утвердились на огромной территории Узбекского улуса, появилось политическое образование, сторонники которого носили название казахи. Таким образом, образование казахского ханства – это переплетение политических и этнических процессов. Его основными этапами стали – откочевка Керея и Джанибека с частью племен и родов в соседний Могулистан. Важным событием стало закрепление за сторонниками Керея и Джанибека имени узбек-казахи, а потом просто – казахи. Затем образование Казахского ханства. И, наконец, после смерти Абулхаира возвращение Керея и Джанибека в Узбекский улус и захват там верховной власти.

27. Укрепление Казахского государства при первых правителях. Бурындык (1480-1511) Касым (1511-1523) хан. После смерти создателей казахской государственности Керея и Жанибека их дела продолжили преемники. Крупными властелинами и полководцами зарекомендовали себя сын Керея Бурындык и сын Жанибека -Касым. Если первые казахские ханы Керей и Жанибек в равной степени распространяли свое влияние на государство, то среди их сыновей лидировал Касым, сын Жанибека. При нем, в первой четверти XVI века, Казахское ханство достигло наивысшего могущества. Одаренный правитель, гибкий политик, удачливый полководец хан Касым всегда с выгодой для себя и своего государства использовал складывающуюся ситуацию.Своеобразна история соперничества и раздела власти между Касымом и Бурындыком. Здесь не было ни попыток насильственного устранения соперника, ни особых интриг. Бурындык был достаточно влиятелен, силен и энергичен, но Касым еще влиятельнее. Фактически власть находилась в его руках, хотя он был лишь султаном, а Бурындык - ханом. Терпеливый и дальновидный Касым старался находиться в отдалении от Бурындыка, чтобы не обострять с ним отношений. Такая тактика спокойного выжидания принесла успех Касыму. Невольное соперничество закончилось в его пользу. Касым был признан ханом, а Бурындык, отвергнутый подданными, с горсткой верных людей покинул государство.Касым сумел утвердить свое владычество над огромными просторами казахских степей. В его подданство переходили все новые массы казахов - кочевников. Границы ханства продолжали шириться. Впервые со времен нашествия Чингис-хана в одном государстве сошлись все казахские племена и роды. Число подданных Касым -хана непрерывно росло и достигло миллиона человек. Став самостоятельным и независимым, ханство Касыма приобрело известность в Европе, завязало дипломатические отношения с Московией, Русским государством, другими государствами. Крымский хан писал в это время турецким правителям о вызывающем беспокойство расширении Казахского государства на Запад.Беспокойство было не напрасным. Касым продвинулся в западном направлении, воспользовавшись ослаблением Ногайской Орды. Немало племен и родов этой Орды отошли к Касым - хану, воевали под его знаменами. Границы казахского государства достигли в ту пору северо-запада бассейна реки Урал. Магистральной линией хана Касыма во внешней политике оставалась борьба за упрочнение своего господства над городами при Сырдарье. Касым хан активно участвовал и в среднеазиатских политических событиях. Стержнем их была все та же затяжная война за присырдарьинские города. Одержав победу над среднеазиатским властелином Мухаммадом Шайбани, Касым-хан забрал в свои руки большую часть городов Туркестана, включая сам Туркестан и Ташкент. Народное предание связывает с именем Касым хана создание законов известных как «Касым ханнын каска жолы» (Чистая дорога хана Касыма).Туркестан стал в последующие века резиденцией казахских ханов и одним из важнейших политических центров казахского государства. Нет ничего вечного, Касым умер. Страну захлестнули междоусобицы чингизидов - джучидов, и она стала слабеть. В междоусобицах погиб сын Касыма - хана Мамаш. Могучее при Касыме Казахское ханство уже не являлось централизованным государством. Ханы сменяли друг друга на престоле, а ханство, ослабляемое распрями, приходило постепенно в упадок.

28. Завершение образования казахской народности.Этноним казах, жузы. Само слово – казах- возникло в регионе обитания кыпчаков. Первоначально ареал распространения термина – казах- связана с Дешт-и-кыпчаком.

Эпоха завершения процесса формирования казахской народности. Образование казахской народности ускорил длительный и сложный путь сложения единой народности, под именем КАЗАХ. Вначале 16в этническую основу казахской народности составидли многочисленные разноязычные в прошлом племена и народы от саков, усуни, канглов, хуннов, тюрков,карлуков, кимаков кыпчаков, доаргынов,кереев,конратов,жалаиров,дулатов и др живших в разное время на территории Казахстана. ЖУЗ – историко-хозяйственный район, до сих пор нет утвердившегося мнения о происхождении термина ЖУЗ. 1.Старший жуз – уйсуны,дулаты,канглы,жалаиры, албаны,суаны,шапрашты,ошакты,сиргели,шанышкылы - Южный, юговосточный Каз(район Туркестана и Семиречия).

2. Средний жуз – аргыны,наиманы,Кереи,кыпчаки,Конураты,уаки – Центральный,северный,восточный казахстан.

3. Млалший жуз – алимулы, байулы, жетиру – западный казахстан.

29. Казахское ханство в период правления Хакназар хана 1538-1580 и Таукел хана 1586-1598гг. Хакназар-хан. Хакк-Назар-хан пытался восстановить право казахов на земли, составлявшие огромную территорию Казахского ханства при его отце Касыме. Но в условиях тяжелой внешнеполитической обстановки задача эта в целом стала невыполнимой. В его время к границам казахских степей приблизилось Русское государство,в казахские степи хлынули ногайцы, башкиры, сибирские татары, на Сыр-дарье появились каракалпаки. В намерениях его было продвинуться и далее на запад. Однако на западных границах Казахского ханства, препятствием для их расширения стало Русское государство.
ТАУЕКЕЛ ХАН (год рождения неизвестно-1598) – правитель Казахского ханства, сын Шыгай хана. Тауекел вступил на ханствование в трудные времена, но показал, что он не только знаток военных действий, но и умелый политик. К 1598 году имел хорошо вооруженное и обученное стотысячное войско. Грандиозным был его замысел? присоединить к своему ханству все узбекские земли, весь Мавераннахр. В 1598 году с помощью Росийского государства вместе со 120 казахскими султанами во главе 100-тыс. армии совершил поход в Мавараннахр, отвоевал города Сайрам, Ташкент, Ясы (Туркестан). Все города Средней Азии, в том числе Самарканд был подчинен казахским султанам, правителем Самарканда был назначен брат хана - Есим султан. После смерти Абдуллы Тауекел решился на захват Бухары. С 80 тыс. армией он осадил этот древний город. В одном из штурмов Тауекел был ранен и в скором времени скончался. Его преемник Есим хан заключил с Бухарой мир. Самарканд был возвращен бухарским эмирам, а Ташкент, Сайрам и Андижан вошли в состав Казахского ханства.

30.Меры хана Тауке 1680-1718г по укреплению ханской власти. Попытка укрепления Казахского ханства и объединение племен Казахстана в единое государства принадлежит сыну Жангира- Тауке хану. Основная цель политики Тауке – укрепление ханской власти и государственности. Внешняя политика –ослабить на некоторое время натиск джунгаров на казахской земле. 1686г-1693 Тауке хан направил 5 посольств в Сибирь с целью создания военного союза против джунгар и установления казахско-русских торговых отношений.

Укрепление верховной власти при Тауке-хане. «Жеты-жаргы» В истории Казахстана ханского периода известен законодательный памятник «Жеты Жаргы» («Семь установлений»). Его создателем принято считать хана Тауке, поэтому его также именуют «Законы Тауке-хана». По одной из версий Тауке собрал для совета трех влиятельных биев - из Старшего Жуза Толе бия, из Среднего Казбек бия, из Младшего Айтеке бия. Это было сложное время в истории Казахского ханства. Изнурительная жестокая война с джунгарами была неизбежной. К тому же внутри ханства не прекращались распри. Чтобы внутренне укрепить ханство и были приняты эти законоположения,
Согласно «Жеты Жаргы» верховная власть в государстве сосредоточивалась в руках хана, Управление осуществлялось посредством султанов и родоплеменных старшин, через народные собрания - курултаи, где присутствовавшие должны были иметь при себе оружие.Уголовно-правовые нормы предусматривали преступления: убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбления, неисполнение сыновьего долга, воровство, прелюбодеяния и другие. Наказания предусматривали кровную месть: кровь за кровь, увечье за увечье. Устанавливался откуп от наказаний - кун. Смертная казнь применялась в форме повешения и побивания камнями за убийство мужа женой, убийство женщиной незаконно прижитого ребенка, прелюбодеяние жены, богохульство.Размер куна зависел от социального положения преступника и потерпевшего. «Жеты Жаргы» действовали в пределах всего Казахстана. Время правления хана Тауке отличалась относительным спокойствием и названа в истории годами когда жаворонки клали яйца на овцы. 1718г после смерти Тауке в Туркестане усилились Джунгарские нашествия и раздробленность казахских земель.

31. Казахское ханство в конце 16-17вв Есимхан 1598-1628г, Жангир хан 1628-52гг. Есим-хан. Политическое положение К-на в начале XVII в.Время правления Есим хана было очень сложным. На юге шла борьба с бухарским ханом за обладание Ташкентом, на востоке усиливались ойратские племена, в самом ханстве происходили сепаратистские выступления султанов. Осложнились отношения казахов с каракалпаками. Есим хан взял Ташкент. Есим похоронен в Туркестане возле мечети Ходжа Ахмета Яссави. Упорная война хана с ойратами, бухарцами и сепаратистами за сохранение независимости и единства Казахского ханства отразилась в народной памяти.

Жангир хан (годы правления 1628-1652) - видный государственный деятель и выдающийся полководец. Преемник Есим хана на ханском престоле. Еще при жизни Жангира за проявленное мужество народ прозвал "Салкам Жэнгiр" (Внушительный)

По некоторым данным, он был поднят на белой кошме сразу после смерти отца в 1628 г., однако его долго не признавали в качестве верховного хана казахов. В какой-то мере он повторил судьбу своего отца, возвратив титул хана после отрешения от реальной власти.Как и его отец Есим хан, Жангир тоже был обеспокоен "джунгарской угрозой". Опасения усилились после прихода к власти Батура-хунтайджи (1635-1654), который создал сильное централизованное государство в Джунгарии.В этот момент в Казахском ханстве происходили междоусобные распри. Каждый представитель Чингизидов претендовал на верховную власть. Постоянная политическая борьба препятствовала росту ханской власти Жангира, которому все время приходилось доказывать свое унаследованное право на власть.В одном из сражений с джунгарами в 1635 г. Жангир попадает в плен к противникам. Спустя некоторое время казахское ополчение освободило Жангира из плена, но возвращение на родину стало для него большим испытанием.Пленение и унизительное освобождение подорвали на некоторое время его политический авторитет среди султанов, которые пытались скомпроментировать его в глазах простого населения. Однако Жангир оказался выше всяких фактов и событий.Как указывают многие исторические документы, Жангир поддерживал союзнические отношения с могольскими правителями, что стало продолжением политических традиций, заложенных его отцом. Активную роль в осуществлении внешней политики играл его сын Тауке. Орбулакская битва стала примером мужества, героизма и невероятной силы военного духа казахов. Несомненно, это сражение вошло в мировую летопись боевой славы и военного мастерства. Успех этого сражения определился прежде всего военным мастерством Жангира.Однако военные столкновения все же происходили, успехи были переменными. Некоторое время джунгары даже контролировали восточную часть Семиречья.В 1652 г. хошоутский предводитель Цэгэн хан совершает походы в казахские улусы и в одном из сражений его сын Галдам убивает Жангира.
В знак признания заслуг Жангир хана похоронили в г. Туркестане, возле мечети Ходжи Ахмета Яссауи; позже над его могилой был воздвигнут мавзолей, который до наших дней не сохранился.

32. Борьба каз.народа против джунгарской агрессии. Батыры нац-освоб.борьбы.. В первой четверти 18 века наибольшая угроза для казахов нависла со стороны Джунгарского ханства. Стратегическая цель джунгарских правителей: подчинение Казахстана своей власти.В начале 18 века Цеван-Рабдан возобновил кровопролитную войну с Казахским ханством. К тому же в военном отношении Джунгария представляла собой серьезную угрозу для Казахстана. Наличие кавалерии ставило джунгар в более выгодное положение, также они имели огромную армию. Вооружение казахов состояло из луков, сабель, копий, лишь незначительная часть сарбазов была вооружена фитильными ружьями. Вторжение джунгарских войск (1711 – 1717гг.) подточило казахские силы. Джунгары временно оккупировали часть Жетысу, передовые отряды дошли до реки Сарысу в Центральном Казахстане. Вторжение заставило известных батыров, биев, старшин приложить усилие к объединению военного потенциала.Первый курултай состоялся в 1710 году в районе Каракума. Было решено создать общеказахское ополчение во главе в Богенбаем. В 1711 году военные силы трех жузов дали отпор джунгарам, отступившим к Востоку, а в 1712 году казахские отряды вторглись в пределы Джунгарии. Ответный поход джунгар в 1713 году закончилось провалом, но успех не был закреплен и, воспользовавшись разногласием, в 1714 году джунгары повторили внезапное вторжение. Страна оказалась в сложном положении и 1718 годы в районе р. Аягуз казахское ополчение во главе с Кабанбаем не смогло поправить его.В 1722 году после смерти Цинского Богды-хана Юньчжена, Цеван-Рабдан смог обрушить всю свою мощь на казахов. Агрессия Джунгарского ханства, в истории "годы великого бедствия", принесла голод и разруху. Агрессия джунгар повлияла на международную ситуацию в Центральной Азии. Казаки, узбеки, каракалпаки, нападая на обессиливших казахов, усугубили их положение. В эти годы сильно пострадало Жетису. Причинами этого было отсутствие политического единства в казахском обществе.Развивая свои успехи, в 1725 году джунгары захватили Туркестан и Ташкент. Успешные действия объединенных сил трех жузов начали давать результаты с 1726 года. В 1726 году в среднем течении реки Сарысу, при впадении в нее реки Буланты, казахское объединенное войско нанесло поражение джунгарским силам. Это была первая крупная победа казахского народа в длительном, изнурительном противостоянии с джунгарами. Место поражения джунгар сохранилось под названием "мест гибели калмаков", что отразило значительность поражения джунгар.Анракайская битва.Угроза национальной независимости заставила объединиться. Уже в 1726 г. объединенное войско Старшего и Младшего жузов под командованием Тайлак батыра и Саурык батыра в местности Кара-Сиыр на берегу р. Буланты нанесло тяжелейшее поражение джунгарам. Эта победа воодушевила казахов на дальнейшее сопротивление. В этом же году неподалеку от Шымкента, у горы Ордабасы, проходил маслихат представителей 3-х жузов, где должен был быть избран верховный главнокомандующий казахской армии – сардар. Сардар в перспективе должен был стать верховным ханом, поэтому между султанами вновь разгорелся спор. Однако реальный взгляд на положение вещей заставил биев склониться в пользу Абулхаира, сторонника жесткой центральной власти. Видную роль в организации армии 3-х жузов сыграли батыры Богембай, Тайлак и Саурык. // В 1729 г. к югу от оз. Балхаш в местности Анракай (по другим сведениям, в 1730 г. на юго-востоке от оз. Балхаш между оз. Алаколь и оз. Ит-Ишпес) произошло новое крупное сражение. Джунгары были вновь разбиты и отступили с большими потерями. Это место носит название «место стонов и рыданий врага».После победы встал вопрос об объединении Казахского ханства и выборах хана вместо умершего Болата. Но объединение так и не произошло, Абулхаиру не удалось добиться титула верховного хана. В этот период пришло известие и нападении башкир на северные границы К-на, и ханы Абулхаир и Семеке, забрав свои войска, направились к Российским границам. Их сопреником на общеказахский престол выступил сын Болата – Абильмамбет, поддерживаемый биями. В 1739 г. ему удалось добиться звания старшего казахского хана. Т.о. раздоры между султанами и ханами свели на нет победы казахов 1726-1730 гг., и вновь раскололи общеказахский фронт. Единство сохранялось лишь благодаря биям жузов – Толе бию, Казбек бию и Айтеке бию, а также выдвинувшемуся после Анракайской битвы Абильмансуру, более известному как Абылай.Богенбай-батыр (1690-1775 гг.)— прославленный полководец, батыр эпохи правления Абылай-хана. Богенбай-батыр снискал в свое время среди казахских воинов огромный авторитет и уважение, за что в народных легендах его прозвали "Канжыгалы Богенбаем".Богенбай-батыр родился на берегу Сырдарьи. Дедом батыра был Алдекун, отцом - Акша, матерью - Баяу. У него было два сына - Тураналы и Турымбет. От Тураналы происходит Бапан би, от последнего — Саккулак би.За проявленный героизм и полководческие заслуги Богенбай-батыр снискал особое почитание у народа и воспевался в народной памяти в течение веков. В первой половине XVIII в. при защите казахских степей от множества завоевателей Богенбай-батыр проявил большой героизм. Вместе с Олжабаем, Кабанбаем, Малайсары и другими батырами он принимал участие во многих битвах за независимость казахского народа. Слава Богенбай-батыра особо возросла в сражениях с калмыками (джун-гарами), а затем — с китайскими войсками.В 1725-1727 гг., защищая город, Туркестан — столицу казахов, вместе с Абылай-ханом Богенбай-батыр возглавил казахское ополчение против джунгар, в результате чего они были изгнаны из Туркестана и Саурана за Джунгарский Алатау.В 1756-1758 гг. Богенбай-батыр вступил в великое сражение под Талкы с впервые пришедшими в Восточный Туркестан китайскими войсками. В этой битве он нанес китайцам крупное поражение и преследовал их до Урумчи.Один из последних крупных походов Богенбай-батыра имел место на территории Аягуза в 1750-х гг. Джунгары, не сумев дать отпор казахскому войску под предводительством Богенбай-батыра, потерпели крупное поражение. После этого, заручившись клятвой о мире со стороны джунгар, Богенбай-батыр заключил с ними пакт о дружбе и ненападении. В знак дружбы калмыкские полководцы, забив своих скакунов, вручили их головы казахским полководцам.Богенбай-батыр слыл весьма рассудительным и мудрым человеком. Выполняя роль посла, Богенбай-батыр в 1761 г. сопровождал сына Аблай-хана - Адиля, который посетил Китай с дипломатической миссией.Богенбай-батыр умер на берегу реки Торгай. Сейчас это место называется "Шахта", раньше его называли "Бо-генбай соресы". Останки его погребены в мавзолее Ахме-та Яссауи в городе Туркестане. Кабанбай-батыр (конец XVII - середина XVIII вв.)- казахский батыр, один из руководителей борьбы против джунгарских завоевателей и полководцев казахского ополчения в XVIII в. В устном народном творчестве его называли Каракерей Кабанбай. Кабанбай-батыр был бием рода каракерей племени найман.В 1745 г. Кабанбай был одним из казахских биев, которые выразили желание присоединиться к России, и вышли с такой просьбой к царскому правительству, заверив Россию о своей поддержке в ее борьбе против джунгар.
В середине XVIII в., в результате усиления борьбы за власть между казахскими ханствами, Барак султан убивает хана Младшего жуза Абулхаира. Кабанбай-батыр, обвинив Барак султана в содеянном, выступил против его попытки сближения с джунгарским ханством. Таким образом, Кабанбай-батыр имел влияние на внутреннюю жизнь не только Среднего жуза, но время от времени принимал участие в исторических событиях, происходивших в Младшем жузе.Многие героические поступки Кабанбай-батыра связаны с походами Абылай-хана против джунгар. До нас дошел дастан "Кабанбай — герой", в котором описываются его ратные и героические приключения. Райымбек-батыр (1705 г. - дата смерти неизвестна)— казахский батыр. Его дед — Ханкелди-батыр — в 1733 г. вместе со знаменитыми людьми Старшего жуза Кодар би, Толе би, Сатай-батыром, Болек-батыром отправили посла к Российской царице Анне Иоановне с предложением о согласии вхождения Старшего жуза под покровительство России (1730-1740). Райымбек, в 17 лет, показавший небывалый героизм в борьбе против джунгарских войск, удостоился чести — стал батыром.Между хребтами Торайгыр и Согет существует равнина Ойрантобе, где он сражался с джунгарами. Недалеко от перевала Айырлы Торайгырских гор есть источник Райымбек. Вместе с Райымбеком в сражениях против джунгар участвовали батыры Сатай, Болек, Кызылборик, Койкель-ди, Конакельди, Кистик, Малай, Есен, Байсейит и другие.
Имя Райымбек-батыра превратилось в символ и честь рода албан. Его мавзолей находится в г. Алматы.

33. Раскройте социальную структуру своеобразия феодальных отношений в казахском обществе в 16-17вв. Казахское общество состояло из двух основных социальных групп, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам. Это ак-суйек- белая кость, к ней относились только чингизы- потомки Чингизхана и ходжи- потомки пророка Мухаммеда. Остальные группы принадлежали к кара суйек – черной кости. Чингисиды по праву рождения приобретали титул султана, также по отношению к ним употреблялись термины «оглан», «торе», означавшие нецарствовавших потомков Чингисхана по мужской линии. Этот атрибут родовой принадлежности был присущ им естественно и не зависел от их материального и духовного состояния. Чингисиды могли претендовать на ханский престол в любом государстве, где соблюдались традиции Монгольской империи, они не относились ни к одному жузу. Управление казахским обществом осуществлялось ханом через султанов и правителей родов, которые «собирались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных». На вершине социальной иерархии находился хан. Согласно обычаю, преимущественное право на ханский престол имел старший в династийном роде. Хан выполнял следующие функции: он распоряжался всеми землями, всей территорией ханства, был верховным главнокомандующим, объявлял войну и заключал мир, определял внежнеполитический курс, был главно действующим лицом в дипломатических отношениях; хан выполнял функции верховного законодателя и судьи. Его окружали советники, помощники., дружина и прислуга. Нецарствующие чингисиды- султаны наделялись улусом и были его полноправными правителями. Султан был правителем улуса с првом управления и командования улусным войском. Султаны не несли никаких повинностей, кроме военной. Они освобождались от телесного наказания и не подлежали суду биев судить их могли только старший султан или хан. Самозванство в принадлежности к белой кости наказывалось полным куном, как за убиство мужчины. Среди представителей черной кости особыми правами обладали бии- предводители родов и племен. Их влияние определялось многочисленностью,силой, древностью происхождения возглавляемых ими родов. В подвластных родах биям принадлежала судебная, административная и военная власть. Они выполняли политческую роль наряду с султанами, как предводители родов участвовали в решении общегосударственных дел. Обладающим личными и имущественными правами был свободный кочевник. Защита личности и ее прав обеспечивалась исключительно солидарностью членов рода, государственный аппарат таких функций не выполнял. Таким образом, личность имела смысл только как часть рода. Самой бесправной социальной группой казахского общства были рабы. Основными источниками рабства были плен, работорговля, долговая несостоятельность. Раб приравнивался к вещи, скоту и находился в полной власти хозяина.

34. Материальная и духовная культура казахов в 16-18вв. характер домашних промыслов, ремесла народные обряды, обычаи, традиции. Духовную жизнь казахов в 15- 17 вв. отражают древние народные обычаи и обряды связанные с хоз деятельностью: весной, выезжая из зимовки, и осенью, возвращаясь обратно, в обязательном порядке саблюдались обряд очищения зимовки и скота огнем. Для этого возле зимовок разводили два костра и между ними прогоняли все поголовье скота. Весной пока не загремит гром, не разрешалось питаться плодами растений, после же грома можно было собирать горный лук и другие плоды. По представлению народа гром яв-ся предвестником спелости всей флоры. Семейно-брачный обряд: левират (аменгерство) -вдова после годичной поминки выходит за брата покойного мужа, Сорорат (балдыз алу) - овдовевший жених мог жениться на младшей сестре покойной, Кудандалык - запрет кровнородственных связей в пределах 7 колена по мужской линии, а с 8 колена можно вступать в брак, Енши- отец выделяет наделы женившимся сыновьям,Ат тергеу – обычай придумывания имен невестой для родственников мужа. Традиционные обряды: традиция гостеприимства - путник мог заночевать в юрте любого человека, даже ему незнакомого, угощение оказывали гостю совершенно бскорыстно. Традиция дружбы-побратимства - дружба между различными лицами, независимо от их возраста. Побратимство закреплялось торжественно, при свидетелях, давали клятву в вечной верности. Традиция взаимопомощи – распространена между родственниками, отдача родственникам определенного количества скота, потерявшего вследствие джута, природных бедствий. Сезонные праздники: Наурыз, Согымбасы – праздновали в зимнее время,Кымызмурындык – праздновали летом, праздник связанный с началом сезона доения кобыл. Каждая семья приглашала на первый кумыс и получали благословения старейшин. Сабантой – праздновали в осеннее время, в связи с успешным сбором урожая и завершением благодатного летнего сезона. В 16-17вв распространился ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе неба - Тенгри. Казахи почитали дух земли - Жер ана, воды - Су ана, им посвящали горы, утесы, камни причудливых форм, пещеры, рощи, одинокие деревья, родники. Святым местам приносили жертвы. Сохранялся культ покровителей скота. Большую роль играл культ огня.В Казахстане широко известно имя Яссави. Родоначальник тюркской традиции в суфизме основавший орден Яссавия-исамизация тюркских народов-казахов. По распоряжению Эмира Тимура над могилой Яссави построена мечеть 1398гг. который превратился в религиозный центр малой Мекки. Основным занятием казахов было скотоводство. Скот давал казахам питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обмена с соседними народами. Казахи разводили в основном овец, лошадей, верблюдов. Меньшее значение для казахов имело разведение крупного рогатого скота и коз.Скот был частно-семейной собственностью, а пастбища находились в общинном пользовании. Покровители скота: Шопан ата, покров круп рог скота Зенги баба, верблюдов Ойсыл кара, лошадей Камбар ата, земледелия Дихан баба, Коркыт ата покровит шаманов музыкантов, Фатима дочь Мухаммеда покров женщин и детей. Маршруты кочевок были выработаны многовековым опытом. Территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ. Расстояния между зимовками и местами сезонных кочевок измерялись сотнями километров и составляли путь длиною в несколько месяцев. Жилищем скотоводов была юрта - удобное, простое сооружение, которое быстро разбирается, перевозится на вьючных животных. Деревянный остов юрты состоит из кереге – решетки, которые составляют окружность юрты. Свод юрты составляли выгнутые прутья - уык, венчает юрту шанырак - деревянный круг для прохода света и дыма.У казахов сохранила свое значение охота. Существовало несколько её видов: с ловчими птицами ястребами, беркутами, соколами; охота с борзыми собаками; охота загоном и другие.
Казахи занимались земледелием, его традиционными очагами были Южный Казахстан, Семиречье, это районы Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. В районах поливного земледелия были разветвленные сети каналов и арыков. Массивы орошаемых земель имелись вокруг городов. На большей части территории Казахстана земледелие в рассматриваемый период было развито слабо, им обычно занимались обедневшие казахи, не имевшие достаточно скота для кочевки – жатаки. Важную роль в жизни Казахского ханства играли города. Среди них выделялся Сыгнак, находившийся на границе сырдарьинского оазиса и кочевой степи. Крупным политическим, экономическим, культурным центром был оазис Туркестан, ставший резиденцией казахских ханов и святым местом мусульман. Здесь были построены мавзолеи ханов Есима, Джангира. Наиболее впечатляющим архитектурным памятником, построенным на рубеже XIV - XV веков является мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави.В нем свыше тридцати помещений, церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолеи. Часть города занимали здания и места общественного пользования - мечети, бани, площади. Деньги в основном чеканились в Туркестане и Ташкенте, это были медные динары, серебряные тенга.Значительное место в хозяйстве казахов занимали ремесла и домашние промыслы, большинство из которых было связано с обработкой продуктов скотоводства. Казахи занимались традиционным выделыванием кожи, войлока, окрашивали их, владели техникой аппликации, узорного шитья. В силу особенностей кочевого образа жизни было развито прикладное искусство в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, в оформлении войлока, ковров - текемет, тускииз, сырмак и других. Орнамент и узоры сохранили преемственность от древних скотоводческих племен. В основном это были: айшик-гуль - лунный цветок, жулдыз-гуль - звездный цветок, шыккан кун - восход солнца; кошкар муюз - рог барана, марал муюз - рог оленя, контуры животных; растительные мотивы: стебли, листья, цветы, плоды; геометрические фигуры. Орнамент обычно симметричен. Цвета имели свой символ: синий - небо, красный - солнце, огонь; белый - истина, радость, счастье; желтый - разлука, печаль; черный - символ земли; зеленый - молодость, весна. Музыканты создавали инструментальные произведения - кюи на разные темы.

В жизни кочевников большую роль играло музыкальное искусство вокальное и инструментальное. Распространенными музыкальными инструментами были домбра, кобыз, сыбызгы.

35. устное народное творчество казахов в 16-18вв как отражение духовного мира казахов. Устное творчество было представлено поэтами-импровизаторами - акынами, сказителями-жырау. Из поколения в поколении передавались произведения героического эпоса, в которых рассказывалось о ратных подвигах батыров, защищавших народ от набегов чужеземцев: «Ер-Таргын», «Камбар», «Алпамыс», «Кобланды». Не менее известны «Кыз-Жибек», «Кульше кыз», «Макпал», «Слу шаш». В XV веке жил и творил, по словам Ч. Валиханова «кочевой философ» Асан-Кайгы, Асан - горемычный, печальный, скорбный, мечтавший «о земле обетованной».Предания сохранили имена представителей устной казахской поэзии: Шалкияз Тиленшиулы, выдающийся жырау периода становления казахского ханства. Он происходил из знатного рода Едиге, был приближенным правителя Ногайской Орды князя Темира, в его свите был в Стамбуле, Крыму, Северном Кавказе, и на Дону. Доспамбет жырау – является одним из ярких поэтов-жырау 16в. Родился в семье знатного военоначальника в Азове. Среди его произведений выделяется толгау имеющий в некоторой степени биографический характер. Жиембет Жырау - яркий представитель поэтической традиции, был наместником хана Есима. Из его наследия сохранились три толгау – обращения к Есиму, и 2 лирических стихотворения о состоянии ссыльного поэта, тоскующего по родным местам. Актамберды жырау родился в 1645 в семье состоятельных феодалов в Каратау. Участвовал в походах казахов на Могулистан и Джунгарию и завоевал славу отважного батыра. Умбетай жырау воспевал богатырские качества защитников родной земли. Он был одним из соратников Абылай хана. Его крупные произведения: Извещение хана Абылая о смерти Богенбая, на смерть Богенбая, Жаукашарга, Обращение к Бекболат Бию. Бухар Калкаманулы известный жырау 18века, бий при Тауке и Абылае, посвящал песни единству государства, защите от врагов. В Казахстане были такие творческие бии-шешены как Толе би Алибекулы(1663-1756), Казыбек би Келдибекулы (1667-1765), Айтеке би Байбекулы(1682-1766). В 16-17 вв письменная литература на каз языке была распространена в виде книг религиозного и историко-легендарного содержания, создавлись исторические сочинения и генеалогии (шежире). Выдающиеся представители письм лит-ры Каз. Мухаммед Хайдар Дулати – «Тарихи-и-рашиди» является произведением, вобравшим в себя фольклорные и устные генеалогии правителей, письменные сочинения разных авторов и собственно авторские наблюдения и воспоминания. Этот труд является крупным источником об истории Могулистана, Каз ханства и империи Бабура.Кадыргали Жалаири – «Жами-ат-тауарих» состоит из трех частей, 1-восхваление царя Б.Годунова,2-сокращенный перевод труда Рашид-ад-Дина на персидском языке,3-история дин Чингизидов до Ораза Мухаммеда, рассказ о правителе Золотой Орды Едыге, повествование о восшествии Ораза Мухаммеда на касимовский престол весной 1602г. Абулгази Бахадур – «Шежире-и-тюрк» представляет собой изложениегенеалогии дин Чингизидов, начиная от Адама до самого Абулгази.

36. Внутриполитическая и социально-экономическая ситуация в Казахстане в первой четверти 18в – положение было сложным. В начале 18в Казахское ханство, объединенное под началом видного государственного деятеля, полководца Тауке занимало важное место в системе международных отношений в Центральной Азии. Тауке хану удалось добиться временного прекращения родоплеменных раздоров и восстановить территориальное единство казахской государственности. Однако, смерть хана Тауке, усилила действия центробежных сил, а его наследник султан Каип не обладал качествами, необходимыми для государственного деятеля и был не в состоянии сохранить единство трех жузов. У каждого жуза появились свои ханы: Старший жуз - Болат хан, Средний жуз - Семеке хан, Младший жуз - Абулхаир хан.Попытки ханов создать единое централизованное государство, объединив все казахские жузы, не дали результатов. Казахстан оставался политически раздробленным, устойчивым был сепаратизм султанов. Между жузами не существовало постоянных политических связей. Скотоводство. Главной особенностью кочевого скотоводства являлось круглогодичное содержание скота на подножном корму, что было обусловлено дефицитом кормовых и водных ресурсов. В Каз сложилось два типа скотоводческого хозяйства: кочевое скотоводство и полукочевое хозяйство.

37.Основные предпосылки присоединения казахских земель Младшего жуза к Российской империи. В 1687 году в Тобольск было направлено казахское посольство во главе с батыром Кошимом с поручением пригласить в Казахстан русских купцов. В состав миссии входили казахские торговцы, намеревавшиеся расчистить почву для экономических связей с Русским государством через Сибирские города. В 1689-начале 1690 годов в Тобольск направлено другое посольство во главе с Туман-батыром, но эти связи не оформлены юридически. Начало 18 века ознаменовалось кровопролитной борьбой против джунгар. Напряженное положение на северо-восточной границе вынудило казахских ханов и султанов вступить в переговоры с правительством Петра I и через сибирские пограничные власти заявить о своих намерениях воевать с Джунгарией в союзе с Россией.В 1725 году Абулхаир, учитывая сложность внешнеполитического положения казахских родов и реальную угрозу со стороны внешних противников обратились к Петру I с просьбой о подданстве.В 1726 году хан Младшего жуза Абулхаир и другие старшины отправили в Россию посла Койбагара. Это посольство осталось безрезультатным. Но Абулхаир в сентябре 1730 года вновь отправил посольство через Уфу в Петербург с письмом к Анне Иоановне с просьбой о покровительстве. 19 февраля 1731 года императрица подписала жалованную грамоту хану Абулхаиру о принятии в Российское подданство Младшего жуза. Для принятия соответствующей присяги были направлены послы во главе с переводчиком Тевкелевым. Основываясь на заверениях Абулхаира, в Петербурге решили, что желание вступить в подданство разделяют все султаны и старшины Младшего жуза. Но, когда Тевкелев прибыл 5 октября 1731 года в ставку Абулхаира, находящуюся на реке Иргиз, выяснилось, что по вопросу принятия Российского подданства среди феодальной верхушки были разногласия. Попытки противной партии во главе с Бараком противодействовать переговорам и исключить оформление акта о присоединении Младшего жуза к России потерпели неудачу. 10 октября 1731 года значительная часть собрания казахских старшин высказалась за его принятие.

38. Создание военных линии и крепостей как начало военно-колониальных акции. В конце 17 в. Россия продолжала свою завоевательную политику. В конце 16 в. на русско-казахской границе было начато строительство русских городов, крепостей, форпостов, казачьих станиц, редутов и маяков. Некоторые военные сооружения были построены непосредственно на терр. К-на (Яицк-1620 г, Гурьев-1645 г.) Петр 1 оценил значение Казахского ханства во внешней политике России так: «Всем азиатским странам и землям оная орда ключ и врата, и той ради причины оная орда потребна под Российской протекцией быть».Русское правительство сразу же начало практическое осуществление задачи присоединения К-на: в 1714 г. в Восточный К-н направляется экспедиция Бухгольца, главной целью к-ой было строительство крепостей в долине Ертиса. Петр1 поручает Тевкееву разработать проект приведения казахов в Российское подданство. Активность в принятии российского подданства проявил Абулхаир хан. Он отправил в сент. 1730 г посольство в Петербург Анне Иоанновне с просьбой принять в подданство. Для принятия присяги в К-н было направлено посольство во главе с Тевкелевым. 10 октября 1731 г. Хан Абулхаир, его брат Худай-Назар, батыры Букенбай, Есет и еще 27 знатных казахов подписали юридический акт о принятии подданства России. В 1732 г. сначала часть Среднего жуза, а потом грамотой Анны Иоанновны от 10 июня 1734 г. хан Среднего жуза Семеке и подвластные ему люди были приняты в российское подданство. В 1733-34 гг. некоторые бии и султаны Старшего жуза изъявили желание принять Российское подданство. С самого начала принятия казахов в Русское подданство, Россия определила для себя курс последовательного присоединения всей территории К-на. Отношения м/у Россией и Младшим жузом строились на принципах протектората, форме колониальной зависимости, когда зависимое гос-во сохраняет суверенитет во всех сферах, кроме внешней политики. В К-не возникли укрепленные линии. В 1752 г. была построена линия военных укреплений из 10 крепостей и 53 редутов, соединивших Уйскую линию с Иртышской. Эта линия соединила Омскую крепость с Звериноголовской и была названа Ново-Ишимской. В результате русская граница была выдвинута на 50-200 верст земли Среднего жуза. Это нарушало сложившуюся ситему перекочевок, лишало каз. население пастбищ на правобережье Ертиса. Постройка военных линий дала возможность царскому правительству принять в 50-х гг. 18 в. первые юридические акты, узаконившие земельные ограничения для казахов Среднего жуза. В марте 1755 г. коллегия иностранных дел запретила переход на Ертис. 2 октября 1756 г. казахам было запрещено кочевание на правобережье Яика. С 1764 г. казахам разрешалось кочевать не ближе 10 верст от Ертиса и 30 верст в р-не крепостей и форпостов. Т.о., принятие протектората северо-западной частью К-на принесло казахам колониальный гнет. С этим процессом связано нарушение традиционной хозяйственной системы, к-ое серьезно подрывало производительные силы. В результате колонизаторских действий России начинается обнищание рядовых казахских общинников. Русская колониальная администрация начинает в 18 в. активное проникновение в казахские степи, вводя при этом массу ограничений, подрывавших экономические основы каз. общества.

39. Хан Абылай как политический государственный деятель. Настоящее имя его - Абулмансур. В пятом колене его предком является Есим-хан, давший вполне законченное централизованное государственное устройство Казахскому ханству (документ: "Есимханнын ескi жолы", т. е. "Древняя тропа хана Есима"), в четвертом - Жангир-хан, "Салкам", прославивший себя как полководец и батыр в битвах с джунгарами. Аблаем звался дед Абульмансура, известный как жестокий единоборец. В свою очередь, от Аблайхана ведут родословную в качестве внуков Кенесары и Чингис, занявшие диаметрально противоположные позиции по отношению к имперской политике царизма. Если искать более отдаленных предков Аблай-хана, то его генеалогию можно возвести к младшему сыну Джучи (Жоши) - Тока-Темиру. Без такой родословной, т. е. не будучи чингизидом, он не мог бы быть верховным ханом всех казахов (даже Тимур не называл себя ханом). Годы жизни Аблай-хана 1711-1781. В детстве оказался сиротой, отмечен факт, что он под именем "Сабалак" в 10 верстах от Ташкента в местности Каракамыс в 1725 г. пас верблюдов Толе-бия. Абульмансур стал известен в народе в двадцать лет, когда войдя в ополчение, организованное Абульмамбетом (тоже потомком Есимхана и Жангирхана), объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами, под воинственный клич "Аблай" он в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша. После победоносного сражения Абулмамбет подзывает к себе Абульмансура: "Кто ты такой, и что за клич у тебя Аблай?" Абульмансур: "Я - внук Аблая и в качестве клича (урана) взывал к его духу". Тогда Абульмамбет растроганно обнял его и обратился к народу со следующими словами: "Когда-то я слышал, что от Бакы Вали остался единственный сын, так вот он перед нами, если вы одобрите, то ему пристало быть великим ханом". После одобрения со стороны 90 лучших представителей трех жузов Абульмансур был избран великим ханом. Но хотя Абульмамбет собственноручно передал ханство в руки Аблая, по-настоящему с соблюдением формальной процедуры поднятия на белой кошме он садится на трон в 25 лет. Ситуацию красочно описывал Бухар-жырау: "В двадцать лет взвился ты храбрым соколом, высоко и гордо поднялись твои звезда, Удача, успех сопутствовали твоим деяниям. В 25 лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон." С ним изменилась традиция, когда великий хан держал ставку в Старшем жузе, одновременно непосредственно правя этим жузом. Аблай-хан решил, что поскольку основную тяжесть войны с джунгарами несет на себе Средний жуз, то логичнее руководство Средним жузом возложить на великого хана и там же разместить его ставку. Решившись на этот шаг, Аблай-хан, оказав все знаки почтения и уважение к Толе бию как духовному вождю Старшего жуза, добился от него согласия на размещение ханской ставки в Среднем жузе. Но даже важнее личного мужества, умения объединять авторитетных лидеров жузов была деятельность Аблая как дипломата и политика, нашедшего линию равновесия между двумя крупными соседями - Китаем и Россией и доведение до логического конца снятия угрозы нападений со стороны джунгаров. После сокрушительного поражения последних от Китая в 1757 г. Аблай не преминул воспользоваться ситуацией и, собственно говоря, добил джунгаров. Вполне понятна его дипломатическая миссия в Пекин в 1757 г., куда он поехал лично с сыном Абульмамбета Абульфаизом и вступил в подданство китайского императора как "вассальный князь", фактически сохраняющий полную самостоятельность, но уплачивающий оговоренную дань. В 1765 г. он заключает договор с Россией, но он не воспринимает как законное решение царского правительства от 22 октября 1778 г. даровать ему титул великого хана и не поехал на торжественную церемонию, где ему по сценарию должны были вручить соответствующий акт, шубу и саблю. Аблай считал, что его ханом избрал народ и потому он не обязан клясться в верности русским. Если Китай не посягает на его ханское достоинство, то церемония клятвы России ущемляет суверенитет казахского ханства - такова была позиция Аблая. Он сумел по сути дела соединить в одно целое все казахские земли, включая Ташкент, и дальнейшие планы сопрягал с культурно-хозяйственным прогрессом, рассматривая союз с Россией как основу перехода казахов к оседлому земледелию и промысловой деятельности. Эти планы Аблая встретили противодействие. Как и ранее, действовали губительно сказавшиеся на судьбе казахского народа центробежные мотивы. Еще во время военных кампаний 1725-1726 гг. можно было покончить с джунгарской угрозой, если бы Абулхаир не покинул поле битвы и не ушел на северо-запад, где и принял русское подданство. Те же самые консервативно-амбициозные настроения вынудили Аблая уйти в отставку. Он уходит в Старший жуз и в мае 1781 года умирает в Ташкенте. Аблая похоронили в святыне казахского народа - мавзолее Ходжа Ахмеда Ясави.

40. Раскройте причины, ход, итоги, восстания казахов под предводительством Сырыма Датулы (1783-1791). Причины восстания: 1. Ослабление ханской власти в МЛЖ,. 2.Расширение оппозиционных настроений среди чингизидской верхушки казахских феодалов в отношении военно-колониальных устремлении царизма. 3.Осуществление ряда административно-колониальных нововведений по закреплению присоединенных к России каз земель, а именно упразднение Оренбургской губернии; некоторые смежные районы Младшего, Среднего жузов были подчинены Сибирскому и Уфимскому наместничествам; осуществление политики царизма в Младшем жузе возлагалось на Оренбургскую администрацию, такие же функции были у пограничной комиссии. 4. Насильственный захват плодородных земель у кочевого населения. 5.Усиление нападений уральских казачьих войск и русских помещеиков на казахские аулы. 6.Военные столкновения между казахами и казачьими войсками. Предпосылки и повод восстания.В казахско-российских отношениях к концу 18 в все сильнее проявлялось ужесточение колониальной политики.Поэтому неслучайно казахи Мл и Ср жузов принимали активное участие в крестьянской войны 1773-1775 гг под предводительством Е.Пугачева. Казахи Мл жуза участвовали в осаде Яицкой,взятии Кулагинской крепостей. Две тысячи каз сарбазов принимали участие в осаде Оренбурга.Казахи Ср жуза атаковали Пресногорьковскую крепость,угрожали целому ряду других крепостей. В обстановке усиливавшейся колониальной политики России в Мл жузе начались волнения. Зима 1782-83 гг выдалась суровой, начался джут, падеж скота. Казахи, не обращая внимания на запреты, самовольно начали откочевывать на «внутреннюю сторону» Урала. Здесь их встречали казака и грабили. Так, к весне 1783 г они угнали у казахов четыре тысячи лошадей. Это послужило толчком к началу народных волнений. Движущая сила – казахские шаруа; старшины,родоправители,бии,потерявшие свои родовыевладения. Главные цели – 1.Возвратить земли,веками являвшиеся собственностью аульной общины и восстановить сложенную веами традиционные маршруты кочеваний каз родов. 2.Прекратить завоевания Уральскими казаками казахских земель. 3.Ограничить произвол хана Мл жуза Нуралы и его окружения. Первое крупное столкновение Сырыма с казачьими отрядами произошло в июне 1784г. Враждебная позиция хана Нуралы в отношения освоб. движения расколола феод.верхушку на 2 противоположных лагеря. 17 февраля 1785г был направлен отряд под начальством ген-майора Смирнова в составе 237 оренбургских казаков и 2432 башкирской кавалерии. Из-за зимних морозов и снегопада они не смогли приблизиться к районам нахождения основных сил Сырыма и разорив несколько мирных аулов и захватив 66 чел в плен веонулись обратно. 15 марта 1785г прибыл карательный отряд в составе 1250 вооруженных казаков под командованием старшин Колпакова и Пономарева.К этому времени отряд Сырыма достиг 7000 тыс чел и чтобы затруднить преследование карателей,Сырым перекочевал в пустынные районы.Военная группа Колпакова изменив первоначальный маршрут напала на аулы родов Бериш и Адай. Весной 1785г новое казачье соединение из 405 чел под командаванием премьер-майора Назарова совершило нападение на казахов рода Табын. До весны 1785г основные силы восставших были задействованы в борьбе против казачьих отрядов расположенных вдоль Уральской линии. Реформа Игельстрома. Реформа нового управления Мл жузом подготовлена начальником Оренбургского края,бароном А.О.Игельстромом.По реформе,вся власть в Мл жузе сосредотачивалась в руках Пограничного суда, а он непосредственно подчинялся генерал-губернатору.Хотя реформа Игельстрома была утверждена Екатериной 2, она так и не была введена в действие. Так как:1.часть феодалов, крупных родоправителей выступавших против личной власти Нуралы,но все же хотели сохранить веками существовавшую ханскую власть. И выдвинули на ханский престол султана Кайыпа,сына султана Батыра. 2. С.Датов и его окружение поддерживало реформу Игельстрома. Вот здесь проявилась непоследовательность самого Сырыма, отступившего от своих первоначальных позиций, хотя и был весьма далек от поддержки царизма.3.Свержение монархии во Франции и нарастание антимонархических движении против династий Романовых в самой России заставили царизм отказаться от ркеформ Игельстрома. Ослабление восстания. Строительство ряда военных укреплении вдоль рек Эмба и Уила не дало возможности объединения для борьбы со смежными районами СРЖ. Неудачи восставших после осады Илецкой крепости и Красногорского форпоста привели к изменению тактики – переход к партизанским методам борьбы. После смерти Есимхана феод аристократия разделилась на 2 противоположных лагеря: одни склонялись к выбору хана - сына Нуралы - Каратая, а др.часть требовала такого хана кот бы уважал голос народа. Сырым откочевал к Сырдарье и занял выжидательную позицию. В 1797г избегая бесчисленных нападений на восставших сторонников Каратая, Сырым ушел в Хивинские пределы, где и умер 1802г. Причины поражения: 1.Разногласия среди старшин МЛЖ. 2.Разнородность требований основной движущей силы. 3.Зависимостьруководителя восстания от политических обстоятельств. 4.Слабая организация повстанческих отрядов и преобладание родового принципа в их формировании. 5.Отсутствие единства среди феодальных групп по организации борьбы. 6.Межродовые противоречия. Значение: оно явилось самым крупным антиколониальным восстанием на юговосточной окраине империи;оно подтвердило гл причину устремлений России в регионе - колонизация земель. Результаты востания: решением правительства от 11 марта 1801г казахам разрешалось переходить на правый берег Урала для кочевания.

41. Раскройте предпосылки принятия Устава «О Сибирских киргизах» 1822 г и Устава «Об Оренбурских киргизах» 1824 г и их последствиях. В 20-х годах 19 в. царизм, добившись значительных успехов в своей политике, направленной на изживание старых патриархальных форм управления Казахстаном, приступил к окончательной ликвидации ханской власти, феодально-родовых съездов к созданию новых форм управления, связанных с политикой, направленной на присоединение Казахстана к России и превращения его в колонию. Исторически сложилось так, что территория Казахстана была транзитным путем между империей и Средней Азией. Через Казахстан пролегали стратегически важные караванные пути, и он еще являлся емким рынком сбыта продукции русской промышленности взамен на поставку сырья. Этот торговый обмен требовал от царизма соответствующего изменения в методах и системе управления Казахстаном. Именно в этот период начинается новый этап политики царской России в Казахстане: усиленное внедрение российской административной системы сначала в Среднем, а затем в Младшем жузах. Поскольку к началу XIX века Казахстан подчинялся России только номинально, да и то не целиком, так как часть его входила в сферу влияния Коканда и Китая, первое, с чего начал царизм, была ликвидация остатков политической независимости казахов. С этой целью был предпринят ряд мероприятий, в основном шедших по трем линиям:1) По линии военного закрепления, что выразилось в форсированном строительстве укрепленных военных линий и отдельных укреплений, с одновременным насыщением их гарнизонами и созданием вблизи их постоянных казачьих поселений.2) По линии политического закрепления, что выразилось в проведении реформы административного управления, в первую очередь образовании округов и окружных приказов, и затем введении дистанционной системы, в результате чего резко ограничивались политические права казахов.3) По линии экономического закрепления, что выразилось в массовом захвате казахских земель, введении налогового обложения и различных монополий (вроде монополий на рыболовство, порубку леса и т.д.). Также предпосылки этих реформ связаны с участием казахов в крестьянской войне Е.Пугачева (1773-1775) и восстанием Сырыма Датова (1783-1797), подтвердившими бессилие ханской власти. Совокупность всех этих мероприятий и составили содержание колонизаторской политики царизма в Казахстане.

Царское правительство начало реформу по ликвидации ханства со Среднего жуза. Проект реформы управления Средним жузом «Устав о сибирских киргизах» 1822 г. был разработан под руководством генерал-губернатора Зап. Сибири М.М.Сперанского. По Уставу территория Среднего жуза вошла в состав Западно-Сибирского генерал-губернаторства с центром в городе Омске (с 1839 г.). Территории казахов Среднего жуза составляли «Область сибирских киргизов», которая относилась к Омской области. Согласно Уставу, «Область сибирских киргизов» была разделена на округа, округа делились на волости, волости на аулы. В округ входило от 15 до 20 волостей, в волость – от 10 до 12 аулов, в аул – от 50 до 70 кибиток. При организации округов за основу брались зимние кочевья. Округами управляли ага-султаны, а во главе волостей стояли волостные султаны, они подчинялись окружному приказу, их власть была исполнительной. Во главе аулов стояли аульные старшины, они избирались жителями аулов раз в три года, утверждались окружным приказом и подчинялись волостным султанам. Ханская власть отменялась. Реформы касались и суда, они преследовали цель – распространить на Казахстан общеимперские законы. Судебные дела делились на три категории: жалобы на управление, иски, уголовные дела. Они рассматривались на основе имперских законов. В 1824 году правительством России был принят «Устав об оренбургских киргизах», разработанный оренбургским генерал-губернатором П.К.Эссеном. Так же, как и в Среднем жузе, в Младшем жузе отменялась ханская власть. Управление Младшим жузом осуществлялось Пограничной комиссией. По Уставу Младший жуз был разделен на три части - Западную, Среднюю и Восточную, во главе которых стояли султаны-правители. Султаны-правители, поставленные во главе частей, по сути, являлись чиновниками Оренбургской пограничной комиссии. По своим обязанностям комиссия выполняла функции губернского правления. Султаны-правители были обязаны следить за сохранением порядка в степи, следить за действиями местных чиновников из числа казахов, сбором налогов и вести судебные дела. Правители части жуза назначались только Оренбургским губернатором, а остальные должностные лица - Пограничной комиссией. Также в Младшем жузе была введена должность попечителя прилинейных казахов. Судебная система, как и по «Уставу о сибирских киргизах», ведение всех крупных дел предусматривала военным судом или Пограничной коммисией, а незначительные дела оставались в ведении местных судов на основе обычного права. В Младшем жузе новая крупная административная реформа была проведена в 1831 году, когда была введена дистанционная система управления. Все кочевья, прилегающие к Пограничной Линии, от Гурьева до Звериноголовской крепости были разбиты на 32 участка - дистанции. Во главе дистанции стояли начальники из старшин и султанов, назначенные правительством. Они подчинялись султанам-правителям и управляли казахскими общинами через старшин, назначаемых из среды казахской знати. Эта реформа в пограничных районах уничтожила последние остатки независимости казахов. Территориальное деление на дистанции проводилось без учета родовых кочевий, что приводило к большим осложнениям. Казахи, кочевавшие со своим родом, часто ускользали из поля зрения дистанционных начальников и переходили на территорию соседней дистанции. Поэтому, в дальнейшим решено было отказаться от деления по территориальному признаку, а прикреплять к дистанции роды, кочевавшие на ее территории. Введение дистанционной системы преследовало цель не только лишить казахов политической независимости, но и установить постоянный военно-политический контроль. Дистанционные начальники обязаны были докладывать султанам-правителям и Оренбургской Пограничной комиссии о всякого рода недовольствах, которые могли возникнуть среди казахов. Кроме того, они должны были воспитываться в духе верноподданничества государю. Словом, дистанционные начальники исполняли роль надсмотрщиков и агентов русского правительства в степи. Одновременно с ликвидацией политической самостоятельности казахов Младшего и Среднего жузов происходил планомерный захват лучших земель и заселений их русскими казаками. Например, только в 1839 году русским казакам были отданы земли по Иртышу от Усть-Каменогорска до Омска, площадью в 15000 кв. км. Казахские аулы подлежали выселению из этого района. Дальнейшие земельные захваты и колонизация Казахстана лишили казахов лучших земель и пастбищ. Последствия. Итак, в первой половине XIX века происходили большие изменения в политическом строе Казахстана. По уставам 1822 и 1824-го годов ханская власть в Казахстане была ликвидирована и введена система территориального управления. Был изменен политический статус казахских земель через введение системы централизованного управления России в Казахстане. Была ликвидирована политическая самостоятельность народа на большей части Казахстана. Были созданы благоприятные условия для хозяйственного освоения казахского края. Были нарушены традиционные хозяйственные и родоплеменные основы казахского общества. Были открыты пути для расширения колониальной политики царской России. Все эти меры были проведены в интересах царизма.

42. Распространение кап отношений и его влияние на хозяйственную жизнь и социальное положение населения Казахстана. Быстрое развитие производительных сил в пореформенные годы и формирование всероссийского рынка повлияли на распространение капиталистических отношений в национальных регионах империи. В 30-50-х годах XIX века выявляются отдельные районы с богатыми природными ресурсами, и с каждым годом нарастает добыча угля, руд, соли, свинца. С 60-х годов XIX века российские промышленники стали направлять свои средства для организации промышленности в таком богатом ископаемыми крае, как Казахстан. Горнопромышленники за небольшую плату скупали у казахов богатейшие месторождения. Так, за 100 рублей купцы приобрели Жезказганское месторождение. Купец Ушаков купил за 255 рублей Карагандинское месторождение каменного угля и за 114 рублей - Саранское. За владение каменноугольной местностью Кумшоль в Каркаралинском уезде товарищество промышленников уплатило 375 рублей. В 1884 году крупный капиталист С.А. Попов создал в Каркаралинском уезде «Товарищество серебряного промысла». Он же был учредителем созданного в 1885 году общества «Степной каменный уголь». Появляются товарищества золотопромышленников. В Казахстане вводятся в строй кожевенные, маслодельные, мукомольные, мыловаренные и другие предприятия по обработке сельскохозяйственного сырья. На берегах Каспия, Арала, Балхаша, Зайсана, других озер, а также рек развивается рыбный промысел. В конце века на Каспии существует 150 рыбных промыслов, вводятся в строй рыбозаводы (Баутинский, Гортамбаевский и др.) Строятся железнодорожные ветки, которые связывали Казахстан с другими районами империи. Наибольшей по протяженности стала Оренбургско-Ташкентская железная дорога. Строительство железных дорог нарастает на рубеже века. Если в последние десять лет XIX века было построено 482 версты железных дорог, то за пять лет XX века этот показатель достиг 1818. В основном сосредоточенные в городах заводы и фабрики обрабатывающей промышленности были еще слабыми и неоснащенными. Работники, не владея техническими специальностями, не могли выпустить качественную и значительную продукцию. В конце века возникают крупные - числом работников в 300 - 400 человек - предприятия. Среди них - Успенский рудник, Карагандинский угольный бассейн, Екибастуз (Экибастуз), Риддер и др. Природные богатства казахской земли обратили внимание зарубежных предпринимателей. Спасско-Успенский, Атбасарский, Риддерский, Карагандинский и Экибазстузский промышленные очаги, несколько нефтепроизводящих центров были проданы зарубежным капиталистам. Например, акции Спасского медного рудника перешли в руки промышленных собственников США, Германии, Бельгии, Швеции. Быстрое освоение природных богатств, развитие денежно-товарных отношений открыли путь для организации банков и кредитных учреждений. Отделения государственных банков возникли в хозяйственных и культурных центрах - в Уральске (1876), Петропавловске (1881), Семипалатинске (1887), Омске (1895), позже в Верном (1912). Открывались и другие банки и их отделения. Из 57 сибирских отделений 7 открылись в Казахстане. По числу филиалов значительное место в хозяйственной жизни края занял «Русский торгово-промышленный банк», его отделения были организованы в городах Казахстана в начале XX века. Капиталистические отношения, воздействуя на казахский аул, поселения русских и украинских крестьян с каждым годом оказывали все возрастающее влияние на объем, содержание и виды торговли. Влияние российского торгового капитала на жизнь отдаленных казахских аулов расширили хозяйственные связи и товарообмен между центральными районами империи и колониальным краем. Была заметна торговля скотом, превращение его в товар. Но торговля не была связана только со скотом. Во второй половине XX века в большом количестве доставлялись изделия текстильного производства центральных промышленных районов. Особое место в развитии казахско-русских торговых связей заняли ярмарки. Конечно, дорог для доставки товаров явно не хватало. Все же, в казахской степи, где городские центры только стали развиваться, роль ярмарок в развитии торговли стала велика. Первая ярмарка, открытая еще в 1832 году, превратилась в крупный торгово-промышленный центр Западного Казахстана. С середины XIX число ярмарок быстро возрастает. В 80-х годах только в Восточном Казахстане действовало свыше 70 крупных и мелких ярмарок. Одной из самых крупных ярмарок в казахской степи была открытая в 1848 году в местности Талды-Коянды Каркаралинского уезда Кояндинская ярмарка, называемая еще Ботовской по имени основателя купца В. Ботова. С середины XIX века в численности населения городов Казахстана, их социально-экономическом развитии возникли крупные изменения. К началу XX века на казахской земле было 19 новых городов. Население городов формировалось разными путями: за счет приписанных в городское сословие переселенцев, казахов, оторвавшихся от аула и др., за счет внутреннего демографического роста. Постепенное возведение в городах промышленных объектов привело к рос


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: