Значение образования КазАССР для казахского народа

30 декабря 1922 года был подписан договор об образовании СССР. Историческое значение образования Казахской АССР: 1.Исполнение вековой мечты казахского народа; 2.Результат многовековой борьбы с колониализмом; 3.Первый шаг на пути национального возрождения.

Казакская АССР (Казакская Автономная Советская Социалистическая Республика, Казакстан) (территориальное образование в составе РСФСР. Существовала с апреля 1925 по декабрь 1936. С декабря 1936 года получила статус союзной республики и была выведена из состава РСФСР. Административный центр КазАССР (1933) — Алма-Ата. В апреле 1925 столица была перенесена из Оренбурга на Сырдарью, в город Ак-Мечеть, переименованный в Кзыл-Орду. В мае 1927 столица республики перенесена в Алма-Ату.

Чтобы титульную нацию республики не путали с представителями казачества, решением Сталина народу дали название казахи, а республику, соответственно, стали именовать Казахская ССР.

65.Укажите основные направления развития культуры в Каз-не(1917-1940гг.).Формирование казахской советской интеллигенций. К началу ХХ века на территории Казахстана сформировалась новая волна просветительского движения. Это были представители прогрессивной демократической части интелигенции: А. Байтурсынов, С. Торайгыров, М. Дулатов, М. Жумабаев и др. Просветители новой буржуазной формации выступали за национальное образование, за сохранение языка и культуры. Заметный след в истории просвещения, оставил замечательный казахский поэт пореформенного периода Султанмахмут Торайгыров (1893-1920). За свою жизнь С.Торайгыров написал шесть поэм, среди которых выделяется «Заблудившаяся жизнь», которая является лирико-философской поэмой, где основное содержание - это размышления о смысле жизни человека, о его призвании и возможностях. Большую роль в развитии казахской литературы сыграли романы С.Торайгырова «Красавица Камар» и «Кто виноват».

Крупный ученый лингвист, литературовед, талантливый поэт и переводчик, деятель культуры, общественный деятель, видный педагог – просветитель Ахмет Байтурсынов (1873-1938) занимался вопросами обучения и воспитания. Во всех просветительских трудах Байтурсынова красной нитью проходит мысль о развитии родного языка, сохранении его чистоты, о необходимости его широкого внедрения в массовую национальную школу. Прогрессивные взгляды А.Байтурсынова на развитие теории воспитания и обучения, становление массовой национальной школы во многом разделял талантливый журналист и писатель, поэт – просветитель, общественный деятель и педагог Мыржакип Дулатов (1885 - 1935). Его многогранный талант проявился в различных сферах: образовании, науке, культуре. Дулатов подчеркивает, что процесс воспитания и обучения должен соответствовать национальным особенностям детей. Дулатов выступал за народную школу. При этом он подчеркивал обязательность обучения детей народному языку. Педагог – просветитель Магжан Жумабаев (1893 - 1938). Он стоял у истоков педагогической науки, являлся автором первого учебника по педагогике, большого количества газетных и журнальных статей. Его работы «Родная речь в начальной школе» (1923), «Методы обучения в начальной школе» (1925), «Обучение грамоте» (1926) и многие другие заложили основы казахской этнопедагогики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: