Деятельностный подход к развитию

Рассматривать личность вне анализа деятельности, значит сбрасывать со счетов ключевой для понимания любой саморазвивающейся системы вопрос – «для чего возникает личность как совершенно особая реальность?»

Категория деятельности рассматривается в двух функциях: в качестве объяснительного принципа и в качестве предмета исследования (А. Н. Леонтьев, 1977).

Категория «деятельность» определяется как динамическая саморазвивающаяся система взаимодействий субъекта с миром, имеющая иерархическую структуру.

Структура деятельности состоит из:

• цели,

• мотива,

• способа действия,

• результата.

Цель для личности это личностно-переработанные потребности. Объект – цель, ставшая субъективной. Мотив определяется как психическое явление, становящееся осознанным побуждением к определенной деятельности. Таким образом, мотив – это определенная потребность. Мотивы могут быть случайными, ситуационными, общими, динамическими. Способ выполнения определяется целью и мотивами и включает в себя знания, умения, навыки, результат. Способы осуществления действий – операции. Деятельность раскладывается на действия – элементы, при выполнении которых достигается элементарная неразложимая цель.

Закон взаимодействия личности и деятельности:

Личность проявляется в деятельности, которая является ее причиной, но формирование личности – ее следствие, а как фактор ее формирования – причина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: