Везде царит полнейшая испорченность, начиная с самого верха. Святой престол стал добычей обмана и лжи: справедливость гибнет, мир нарушается... Нравы там [в церкви] развращены; там царствует гордыня, процветает стяжательность, зависть гложет людей, роскошь позорит весь папский двор, там всеми овладела прожорливость... Вот уже несколько лет святой престол пустует из-за интриг, зависти и происков честолюбия... Если таково положение главы церкви, то каковы же члены? Посмотрите на прелатов*, жадно собирающих богатства; не заботясь о вверенных им душах, они хлопочут за своих родственников и мирских друзей... или за коварных законников, смущающих весь мир своими наветами.
Между тем труженики, всю жизнь занимающиеся философией и теологией, у всех в презрении!
Посмотрите далее на монахов всех орденов без исключения! Как сильно отклонились все они от того, чем они должны быть! Как страшно упали, как много потеряли новые ордена из своего прежнего достоинства. Все духовенство предано гордости, роскоши, жадности. Клирики*, где только они соберутся в большом числе — в Париже или в Оксфорде[226] смущают всех мирян побоищами, бесчинствами и прочими пороками...
...Так... в наше время исполнилась мера злобы человеческой, и нужно, чтобы справедливый папа со справедливым государем, меч материальный с мечом духовным, очистили церковь, иначе она будет наказана явлением антихриста, страшным возмущением, раздорами христианских государей, нашествием татар, сарацин* и других царей Востока...
III. НАРРАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ О ГОРОДСКИХ ПОСТРОЙКАХ, УЛИЦАХ И ПЛОЩАДЯХ
Из «Описания Дубровника» Филиппа де Диверсиса (1440 год)
Ч ACT Ь II
Г л а в а III