Сравнение европейского и российского путей становления понятия «личность»

Сравнение путей развития понятия личность в Европе и России показывает два существенных различия. Первое касается того, что в древнерусском языке даже в XVII еще не было необходимости в понятии, которое сейчас мы обозначаем словом личность, тогда как в Европе процесс становления такого понятия начался намного раньше.

Второе, в Европе в понятии личность присутствовал оттенок «выдающийся человек», тогда как в России он отсутствовал. Более того, слово личность использовалось и для обозначения людей предельно низкого социального статуса.

Объяснение указанному различию находим, во-первых, в общинности менталитета российского населения (многонационального), т.е. в склонности отдавать приоритет коллективным нормам и суждениям в сравнении с индивидуальными. И, во-вторых, в традиционно небрежном отношении к отдельному человеку вообще, к особе, к людине.

То же, что обнаруживается общего для Европы и России, можно свести к следующим моментам:

1. Личность как атрибут (качество) человека есть довольно позднее явление в общественной практике (в сравнении с временем развития человечества). Это следует отметить как указание на то, что личность представляет собой более сложное явление, выводящее человечество на более высокий уровень эволюционного развития. Это обстоятельство нам потребуется отразить при описании антропогенеза личности как социального явления.

2. Первыми личностями были боги (Бог), а вслед за ними – лишь некоторые из людей, особенно отличившиеся (обратите внимание на корень лич-). Поэтому среди значений слова личность часто встречается указание на выдающееся положение человека. Правда, в России за Богом было зарезервирован иной термин – лик (как видим, он восходит к тому же корню), который лишь под влияние Запада «бросил свой свет» и на смертных людей. Нам еще предстоит понять, как, во-первых, был организован процесс присвоения человеком божественных свойств, и во-вторых, каким образом личность стала массовым (а не исключительным или выдающимся) явлением.

3. В понятии личности противоречиво соединяются как презентационные, поверхностные признаки («маска» и «лицо»), так и глубокие, сущностные характеристики («сущность» и «душа»). Это противоречие также необходимо будет отразить в понимании личности как социального явления, найти им современные соответствия.

4. Понятие личность очень сильно переплетается и смешивается с понятиями человек и индивидуальность. Следовательно, нам обязательно необходимо корректно развести эти понятия, ограничив их каждый своим значением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: